Основные методы защиты обслуживающего персонала от возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий

           

       В последние годы, как в мире, так и в России остро стала проблема обеспечения защиты обслуживающего персонала и населения от возможных катастроф и стихийных бедствий природного, антропогенного и техногенного происхождения на основе проведения специальных мероприятий организационного, технического и технологического уровня. Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб объектам экономики, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение.

       Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а так же на создание благоприятных условий для организации и проведения, спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

       При крупных авариях и катастрофах организация работ по ликвидации последствий проводится с учетом обстановки, сложившейся после аварии или катастрофы, степени разрушения и повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта и других условий. Работы по организации ликвидации последствий аварий и катастроф проводится в сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками зданий, в заваленных подвалах, и оказать им экстренную медицинскую помощь, а так же предотвратить другие катастрофические последствия, связанные с гибелью людей и потерей большого количества материальных ценностей.

       Предпосылкой успешной защиты от стихийных бедствий природного характера является познания причин возникновения и их механизм. Зная сущность процессов, можно их предсказывать. Современный и точный прогноз природных катастроф является наиважнейшей предпосылкой эффективной защиты.

       Защита от стихийных бедствий может быть активной(сооружение плотин против наводнений, бомбардировка лавовых потоков, укрепление склонов против оползней и т.д.) либо пассивной(эвакуация, использование укрытий).

       Главная мера защиты, например от землетрясений – эвакуация населения и соблюдение инструкций. Точно так же обстоит дело и с вулканическими извержениями, где эвакуация населения из угрожаемых районов представляет наиболее достоверную меру защиты. Разнообразные меры защиты используются в борьбе с оползнями: регистрация земель, подверженных оползневым явлениям, укрепление склонов, обстрел лавиноопасных участков и т.п. Так же успешно можем противостоять паводкам, сооружая дамбы, искусственные водохранилища, регулируя русло. Несколько хуже обстоит дело с морскими наводнениями, когда на эвакуацию не остается времени, а штормовые приливы могут затопить обширные территории.

       В целях защиты на объектах экономики должны заблаговременно разрабатываться специальные мероприятия по предотвращению или максимальному снижению последствий стихийных бедствий, характерных для данного географического района, и уменьшению возможных потерь людей и материальных ценностей. К числу таких мероприятий относятся: строгое соблюдение специфических мер безопасности, организация оповещения руководящего состава, формирований населения, специальная подготовка оснащение формирований, оказание медицинской помощи пораженным и материальной помощи пострадавшим и др.

       В конце ХХ века во многих государствах мира в целях улучшения защиты производственного персонала, населения и территории пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988 г (Армения) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу

       В связи с этим в ст. 72 Конституции РФ (1993 г.) было записано, что в современном ведении РФ и субъектов РФ находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий».

       На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты производственного персонала, населения в территорий от ЧС природного, антропогенного и техногенного происхождения является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

       Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

       - защите от ЧС подлежит все население РФ, а так же иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

       - подготовка и реализация мероприятий по защите от ЧС осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

       - при возникновении ЧС обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

       - мероприятия по защите населения и территорий от ЧС различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями РФ, Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

       -основной объем мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а так же на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае из возникновения, проводится заблаговременно;

        - объем и содержание мероприятий по защите населения и территории от ЧС различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

       - ликвидация ЧС различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилось ЧС. Предупреждение ЧС как части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводятся по следующим направлениям:

       - мониторинг и прогнозирование ЧС;

       - рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной техногенной безопасности;

       - предотвращение некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

       -предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

       - разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников ЧС, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

       -подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работа в условиях ЧС;

       - декларирование промышленной безопасности;

       - лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

       - страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

       - проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС;

       - государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

       - информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

       - подготовка населения в области защиты от ЧС.

       Готовность к возможным ЧС природного, антропогенного или техногенного характера в регионе, городе, районе, на каждом конкретном предприятии достигается через подготовку и проведение большого комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий. На практике выработана и теоритически подтверждена определенная последовательность этих мероприятий, выявлены приоритеты в их подготовке и проведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: