Тема: Развивающая предметно-пространственная среда и её проектирование в дошкольной организации

Среда развития ребёнка по ФГОС — это комплекс материально-технических,

санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических,

эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДО.

Структура среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:

пространственно-предметный, социальный, психодидактический,

В соответствии с этими компонентами, проектируется и моделируется (конкретизируется) для каждой группы детского сада образовательная среда как система возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития обучающихся.

Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.

 

Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС:

 

Социально-коммуника тивное развития Познаватель ное развитие Речевое  развитие: Художествен-но-эстетическое развитие: Физическое развитие:  
Центр ПДД Центр «Уголок Природы»     Центр речевого развития Центр ИЗО   Центр физического развития        
Центр пожарной безопасности Центр матема-тического развития или уголок речи и грамотности или уголок творчества Спортив- ный уголок «Будь здоров!»
Центр труда Центр экспериментирования Центр «Здравствуй, книжка!»   Центр музыкальной деятельности  
Уголок дежурств   Логопеди- ческий уголок Центр театрализованной деятельности  
    Библиотечный уголок    

 

Характеристики предметно-пространственной развивающей среды

1. Комфортность и безопасность обстановки

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений

3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами

4. Обеспечение возможности для исследования и научения.

В основе формирования ППРС лежат те образовательные программы, которые реализуются в данной образовательной организации. При планировании ППРС группы детского сада учитываются:

возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Нет чётких требований к построению развивающей среды

Главное - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Принципы построения развивающей среды в группе детского сада:

Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка

Принцип уважения к мнению ребенка

Принцип функциональности

Принцип опережающего характера содержания образования.

Принцип динамичности – статичности среды

По ФГОС среда должна быть:

Содержательно-насыщенной Соответствовать возрасту и содержанию образовательной программы
Трансформируемой Возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации и интересов и возможностей детей
полифункциональной Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды
Вариативной Наличие в группе различных пространств и разнообразных игр, игрушек и оборудования
Доступной Доступность для всех воспитанников всех помещений
Безопасной Соответствие всех элементов среды требованиям по безопасности и обеспечению надёжности

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Работа со статьей «Деятельностный подход в образовательной

деятельности с дошкольниками» №8, 2012, журнал «Детский сад»

2. Анализ нормативных документов, конспектирование.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Итоговый контроль по дисциплине

Примечание:

В содержание итогового контроля входят теоретические вопросы.

Итоговый контроль по дисциплине проводится

в тестовом варианте.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

Основные источники (для студентов)

1. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» - М., 2011.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез,

2013 – 304 с.

3. Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой –

Издательство «Акцидент» 2010 – 220 с.

4. Образовательные программы дошкольного образования разных авторских коллективов.

4. ФЗ «Об образовании в РФ» 2013.

5. Конвенция ООН о правах ребенка.

6. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Уч. пособие для студентов

выс.учеб.заведений. - «Академия», 2010 – 208 с.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном

учреждении. – М., «Аркти», 2011 – 112 с.

 

Контрольный тест.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: