Среда развития ребёнка по ФГОС — это комплекс материально-технических,
санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических,
эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДО.
Структура среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:
пространственно-предметный, социальный, психодидактический,
В соответствии с этими компонентами, проектируется и моделируется (конкретизируется) для каждой группы детского сада образовательная среда как система возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития обучающихся.
Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.
Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС:
|
|
Социально-коммуника тивное развития | Познаватель ное развитие | Речевое развитие: | Художествен-но-эстетическое развитие: | Физическое развитие: |
Центр ПДД | Центр «Уголок Природы» | Центр речевого развития | Центр ИЗО | Центр физического развития |
Центр пожарной безопасности | Центр матема-тического развития | или уголок речи и грамотности | или уголок творчества | Спортив- ный уголок «Будь здоров!» |
Центр труда | Центр экспериментирования | Центр «Здравствуй, книжка!» | Центр музыкальной деятельности | |
Уголок дежурств | Логопеди- ческий уголок | Центр театрализованной деятельности | ||
Библиотечный уголок |
Характеристики предметно-пространственной развивающей среды
1. Комфортность и безопасность обстановки
2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений
3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами
4. Обеспечение возможности для исследования и научения.
В основе формирования ППРС лежат те образовательные программы, которые реализуются в данной образовательной организации. При планировании ППРС группы детского сада учитываются:
возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.
Нет чётких требований к построению развивающей среды
Главное - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Принципы построения развивающей среды в группе детского сада:
|
|
Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка
Принцип уважения к мнению ребенка
Принцип функциональности
Принцип опережающего характера содержания образования.
Принцип динамичности – статичности среды
По ФГОС среда должна быть:
Содержательно-насыщенной | Соответствовать возрасту и содержанию образовательной программы |
Трансформируемой | Возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации и интересов и возможностей детей |
полифункциональной | Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды |
Вариативной | Наличие в группе различных пространств и разнообразных игр, игрушек и оборудования |
Доступной | Доступность для всех воспитанников всех помещений |
Безопасной | Соответствие всех элементов среды требованиям по безопасности и обеспечению надёжности |
Задания для самостоятельного выполнения
1. Работа со статьей «Деятельностный подход в образовательной
деятельности с дошкольниками» №8, 2012, журнал «Детский сад»
2. Анализ нормативных документов, конспектирование.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Итоговый контроль по дисциплине
Примечание:
В содержание итогового контроля входят теоретические вопросы.
Итоговый контроль по дисциплине проводится
в тестовом варианте.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники (для студентов)
1. С.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» - М., 2011.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез,
2013 – 304 с.
3. Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой –
Издательство «Акцидент» 2010 – 220 с.
4. Образовательные программы дошкольного образования разных авторских коллективов.
4. ФЗ «Об образовании в РФ» 2013.
5. Конвенция ООН о правах ребенка.
6. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Уч. пособие для студентов
выс.учеб.заведений. - «Академия», 2010 – 208 с.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном
учреждении. – М., «Аркти», 2011 – 112 с.
Контрольный тест.