Преподаватель: Лаптева Светлана Трофимовна 08.05.2020

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ГОРЛОВКА

Домашнее задание по музыкальной литературе для 7го класса (ф-но, нар.)

Преподаватель: Лаптева Светлана Трофимовна 08.05.2020

Тема: «В.С.Косенко. Творческий портрет. Фортепианные и вокальные произведения».

Виктор Степанович Косенко- талантливый украинский композитор, блестящий пианист и педагог. Он является автором прекрасной светлой музыки, полной нежности и лиризма. За свою недолгую жизнь сумел создать многочисленные фортепианные и вокальные композиции, которые стали частью концертного и учебно-педагогического репертуара.

Большую известность получили его романсы, «Героическая увертюра», Концерт для фортепиано с оркестром, «Классическое трио», «Поэмы- легенды», Этюды для фортепиано, 24 детские пьесы для фортепиано

В.С. Косенко родился 24 ноября 1896 г. в Петербурге в семье военнослужащего. Через 2 года семья Косенко переехала в Варшаву- один из крупнейших в то время музыкальных центров Европы. С этим городом связаны ранние музыкальные впечатление мальчика, начальные занятия по музыке, первые опыты сочинения. Семья Косенко была очень музыкальной: отец пел, мать и сестра играли на рояле, старшие братья обладали хорошими голосами. Дома часто музицировали, пели хором, особенно любили петь народные песни.

Музыкальные способности мальчика проявились рано: в 5-6 лет он свободно подбирал на фортепиано знакомые мелодии. Тогда же начал проявляться его импровизаторский дар. У Виктора был абсолютный слух и блестящая муз. память. Об этом свидетельствует хотя бы такой эпизод. Уходя из дома, сестра Мария обычно прятала ноты, не желая, чтобы кто-нибудь ещё, кроме неё, играл те же произведение. Как-то возвращаясь домой, она услышала из открытого окна звуки Патетической сонаты Бетховена, которую учила для поступления в консерваторию. Возмущению не было границ: не ужели Витя взял без неё ноты! Каково же было удивлении Марии. Когда вбежав в комнату, она увидела за роялем 9летнего брата, играющего по слуху «её» сонату! После этого случая родители поняли, что мальчик действительно очень талантлив. Однако прочили сыну военную карьеру и определили его в Варшавский кадетский корпус.

Серьёзно заниматься музыкой Виктор начал довольно поздно. Первый его педагогом был частный учитель Ю. Юдицкий. Затем Виктор стал учинокм профессора Варшавской консерватории, известного польского пианиста и композитора А. Михаловского. Окончив в 1914 году Кадетский корпус, юноша готовился к поступлению в Варшавскую консерваторию в класс ф-но. Но началась 1-я мировая война. Семья Косенко оставляет Варшаву. В январе 1915 года Виктор поступает в Петроградскую консерваторию. Здесь он обучается в фортепианном классе известной русской пианистки И. Миклашевской, по классу инструментовки- у М. Штейнберга, по классу дирижирования- у Н.Черепнина. Большое значение для формирования музыканта имели многочисленные концерты, а также спектакли Мариинского театра, в котором он работал концертмейстером. Незабываемое впечатление произвела на него встреча в классе Миклашевской с Рахманиновым.

Консерваторию Косенко окончил как пианист-исполнитель. Однако уже в студенческие годы он сочинил ряд фортепианных и вокальных произведений. Среди них, например, романс «Ветер перелётный», о котором одобрительно отозвался А. Глазунов, который был тогда директором консерватории, и освободил Косенко как одарённого студента от платы за учёбу.

В конце 1918 года Виктор Степанович переезжает в Украину, в Житомир. Здесь начинается его активная творческая деятельность. Косенко собирает вокруг себя местных музыкантов- любителей, энтузиастов и проводит массовую просветительскую работу.

Как солист в составе камерного ансамбля он выступает в сельских и рабочих клубах, в школах и воинских частях, знакомя слушателей с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. В конце 1929- начале 1930 года Виктор Степанович совершил большую концертную поездку по индустриальным районам Украины. Работать было нелегко: добирались по бездорожью, выступать приходилось часто в не топленном помещении с плохим инструментом. Тем более ценным становился горячий приём слушателей-рабочих, шахтёров, о котором Косенко рассказывал письмах к жене. В это житомирское десятилетие (1918-1928) композитор создает много произведений- фортепианных, вокальных, камерно-инструментальных, пишет театральную музыку. Среди них наиболее известны «классическое трио», романсы на стихи П. Тычины, цикл «11 этюдов в форме старинных танцев».

Одним из наиболее проникновенных и романтических по духу этюдов является Гавот из цикла «11 этюдов в форме старинных танцев».

В 1929 г. Виктора Степановича пригласили преподавать в Киевский музыкальный-драматический институт им. Лысенко, а с 1934 г. он профессор консерватории. До конца жизни Косенко живёт и работает в Киеве. Здесь раскрылся его педагогический талант Виктор Степанович принадлежал к тем педагогам, которые учат прежде всего музыке, а не игре на инструменте. Высокая общая культура, эрудиция, а главное, величайшая преданность искусству вызывали уважение и любовь к нему всех музыкантов. Для его учеников уроки становились праздниками. Как исполнителя и авторитетного педагога Косенко приглашали в жюри конкурсов исполнителей: в Москву, Ленинград, Харьков.

И хотя он не занимался непосредственно с детьми, большой педагогический опыт, безусловно, помог ему овладеть спецификой детской музыки. В1930 г. он сочинил цикл «4 детские пьесы»

Обращение Косенко к детской музыки не было эпизодическим и тем более случайным. Она привлекала его внимание до конца жизни. Как детский композитор он прославился своими фортепианными сочинениями, прежде всего циклом «24 детские пьесы» (для уч-ся 1-5 классов)

Идею своего детского цикла сформулировал так: «Я усердно изучил муз. литературу для детей, которая была создана раньше. Много хороших пьес написали композиторы Шуман, Чайковский и др. выдающиеся музыканты. Преподавая не мало лет по классу фортепиано, я хотел создать такой сборник художественных пьес, которые готовили бы юных пианистов с технической стороны и давали бы им навыки игры на фортепиано последовательно во всех тональностях, а главное мне хотелось, чтобы вы учились на таких пьесах, которые отражают нашу новую жизнь...»

Среди 24 пьес сборника есть танцы- Полька, Мазурка, Вальс; картинки природы- «Пастораль», «На опушки леса», «Дождик»; сцены и с повседневной детской жизни- «Утром в садике», «За бабочкой», «Скакалочка». В цикле есть 3 песни- «Украинская народная песня, «Пионерская песня» и «Колыбельная песня». Весь мир ребёнка с её радостями и печалями, заинтересованностью к окружающей среде, любознательностью появляются из страниц этого сборника. Такие пьесы, как «Не хотят купить мишку», «Купили мишку», «Петрушка», «Балетная сценка» и др.- понятны и близки юным пианистам. В основе всех пьес лежат «три кита» - три основных жанра: песня, танец, марш

Композитор обращался чаще всего к 3х частности и куплетности, которые содержат в себе повторность. Показательные также лаконичность в изложении, кратность мелодических фраз. Косенко стремился сделать фактуру удобной для детских рук, сохраняя при этом свой композиторский почерк.

Вторая вершина в творчестве Косенко- это вокальные произведения.

К романсовому творчеству В. Косенко обращался также на протяжении всей своей жизни. Романсы 1й половины 20х годов написаны на стихи Апухтина, Бальмонта, А. Блока, Тютчева и др. менее известные поэты. Здесь преобладают лирические, утонченные образы.

Примером может служить романс «Колыбельная на спину А. Блока. Простая мелодия точно передаёт нехитрый рассказ-сказку, которую напевает мать своему ребёнку. В средней части фортепианная партия имитирует покачивание колыбели.

В. Косенко ушёл из жизни рано, прожив всего 42 года. Многое не успел завершить, не удалось воплотить задуманное. Но путь композитора насыщенный, творческий, может быть ярким примером верного служения своему народу, полной отдачи музыкальному искусству

 

Задания: сделать конспект биографии и творчества, записать в тетради.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: