Социальный статус и социальная роль

 Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профес­сией, происхождением, семейным положением и т. д.

Виды социальных статусов:

- врождённый статус, например: национальность, сосло­вие, пол, раса, каста;

- достигаемый статус, например: президент страны, учё­ный, генерал.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов.

Социальная роль — это образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором соци­альных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой.

Основные социальные роли:

- труженик;

 -собственник;

 -потребитель;

 -гражданин;

 -член семьи.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профес­сией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, про­давец).

4.Социальная мобильность и ее виды. Социальная мобильность — это перемещение индивидов или групп в социальной структуре общества. Существует два типа социальной мобильности: горизонталь­ная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от од­ной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Например: смена места жительства, переход ученика из одной школы в другую, переход верующего из одной религиозной груп­пы в другую, переход команды из одного спортивного общества в другое. Во всех этих случаях индивид и группа не переходят из одного социального слоя в другой.

Вертикальная мобильность — это совокупность взаимодейс­твий, способствующих переходу индивида или группы из одного социального слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей (повышение по службе, поступление абиту­риента в вуз) и нисходящей (человек потерял работу, команда высшей лиги «вылетела» в низшую).

Каналы, социальной мобильности (социальные «лифты») — перемещение из одного социального слоя в другой осуществля­ется по специальным каналам — «лифтам», — важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, Церковь, собственность.

Задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся.

Подготовить перечень своих социальных ролей.

Вопросы для самопроверки по теме.

1.Составьте словарь темы.

 

Тема. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение.

Литература. Учебник Обществознание, СПО под ред. А.А.Сычев

                  Учебник Обществознание, 11 класс, под ред.Л.Н.Боголюбова.

Основные понятия и термины по теме: социальные номы, санкции, девиантное поведение, социальный контроль, самоконтроль, совесть,

План изучения темы.

Социальные нормы и их виды.

А). Социальные нормы – определение.

Б) Практическое занятие№14.

Тема. Виды социальных норм – заполнение сравнительной таблицы: уч. 11класс, стр.153-157.

Цель: продолжить ознакомление со значением терминов и понятий - социальный статус, социальная роль, авторитет, престиж, социальные санкции; обучающие должны различать виды статусов, выделяемые по различным критериям; причины ролевых конфликтов, виды социальных санкций, формировать умения у обучающихся анализировать, систематизировать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты, аргументы, выводы, преобразовывать информацию в условно – символическую форму.

Порядок выполнения работы.

1.Записать номер практической работы, тему работы.

2.Выполните предложенные задания.

Задание 1.Прочитать материал учебника уч.11кл. §14 стр.153-157,

Задание 2. Заполнить таблицу: виды социальных норм.

Виды социальных норм На что опираются, что закрепляют Как достигается исполнение
1.Обычаи и традиции Привычные образцы поведения Силой общественного авторитета
2.    
     
     
     

Вывод: а) цель социальных норм- …….

         б)условия, при которых социальные нормы будут воздействовать на поведение личности - ……

Задание 3.Оветить на вопросы, опираясь на материал учебника стр.155 -157

              а) механизм регуляции отношений индивида и общества называется …………

          цель ……….

         б) назовите элементы социального контроля ……..

         в) санкция - ……..

         г) виды санкций:

         - позитивные …..

         - негативные ……

         - формальные …..

         - неформальные

В) Отклоняющееся (девиантное) поведение- уч. Обществознание, СПО под ред. А.А.Сычева, стр.199-200; уч. 11класс, стр.157-159;

 а) отклоняющееся поведение – определение;

 б) девиантное поведение; делинквентное поведение - определения и пояснение на примерах;

 в) виды негативного девиантного поведения;

 г) причины негативного девиантного поведения;

 д) позитивное отклоняющееся поведение – пояснить на примере.

2.Социальный контроль, элементы социального контроля- уч. Обществознание, СПО под ред. А.А.Сычева, стр.201-202,; уч. 11класс, стр.155-157;

 а) социальный контроль – определение4

 б) элементы социального контроля – назвать;

 в) санкции – определение

 г) виды санкций – назвать и пояснить на примерах;

 д) самоконтроль;

 е) совесть.

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради

 

Методические рекомендации:

При изучении данной темы студент знакомиться с основными терминами, заполняет сравнительную таблицу, проверяет усвоение материала через ответы на предложенные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: