Анализ затрат на реализованную продукцию, работы, услуги

Затраты на реализованную продукцию, работы и услуги включают фактическую производственную себестоимость реализованной продукции, работ и услуг и коммерческие расходы – расходы по сбыту и доведению продукции до потребителя.

Для анализа затрат на реализованную продукцию, работы и услуги составляется аналитическаятаблица.

Анализ затрат на реализованную продукцию, работы и услуги

Показатели Номер строки Предыдущий год Отчетный год Изменение за год (+,-) Темп роста, %
Объем реализованной продукции, работ и услуг, тыс.тенге   01        
Затраты на производство реализованной продукции, работ и услуг, тыс.тенге, В том числе: -производственная себестоимость -коммерческие расходы     02   03   04        
Коммерческие расходы на один тенге реализованной продукции, работ и услуг     05        

При анализе затрат на реализованную продукцию, работы и услуги следует учитывать способы отнесения коммерческих расходов на затраты, которые зависят от метода определения выручки от реализации продукции, работ и услуг.При определении выручки от реализации продукции, работ и услуг по отгрузке товаров (выполненных работ и услуг) и предъявлении покупателю расчетных документов вся сумма коммерческих расходов относится к отгруженной покупателям продукции. При определении выручки от реализации продукции, работ и услуг по мере оплаты покупателям расчетных документов коммерческие расходы относятся только на отгруженную и оплаченную продукцию. Анализ затрат организации на производство продукции (работ, услуг) дает возможность оценить результаты хозяйственной деятельности организации, эффективность использования ее производственных ресурсов и выявить, насколько эффективно были использованы возможности снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Следует отметить, что, используя исключительно данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, качественный анализ затрат организации провести невозможно. Источниками информации будут являться данные статистической отчетности, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Объектами анализа затрат на производство продукции являются:

· • полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

· • уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

· • себестоимость отдельных видов продукции;

· • отдельные статьи затрат.

Анализ себестоимости продукции начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам

 

 

Принятие решений об объемах производства продукции при наличии ограничивающего фактора.

При производстве продукции предприятие сталкивается с ограничениями внешнего и внутреннего характера. К внутренним можно отнести наличие лимитов на рабочую силу или материальные ресурсы; к внешним - ограничения на спрос по данному виду продукции. Оптимальные объемы производства продукции при наличии ограничивающих факторов определяются методом линейного программирования. Разберем наиболее простой случай, когда предприятие выпускает всего лишь два вида продукции -А и Б.

Общая постановка задачи линейного программирования заключается в следующем. Найти такие объемы производства продукции хА и хБ, которые обеспечивали бы предприятию максимум прибыли:

ПА · хА + ПБ · хБ — max; (1)

при следующих ограничениях:

на материалы МА· хА + МБ · хБ < М; (2)

на используемое время tА · хА + tБ ·х Б < T; (3)

на спрос по видам продукции хА < А и хБ < Б. (4)

Здесь ПА и ПБ - прибыль, приходящаяся на единицу продукции; МА и МБ - нормы расхода материалов; tA и t Б - нормы времени на изготовление единицы продукции; М и Т - запас материалов и фонд времени работы оборудования или рабочих; А и Б - величина спроса на продукцию.

Изучение ограничивающих факторов обычно начинают с определения спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги. Затем изучают производственные возможности с целью определения так называемого узкого места. Ограничителями объема производства обычно являются производственные мощности, производственные площади, нехватка рабочей силы, сельскохозяйственных угодий и т. п. При выявлении основного ограничивающего фактора целесообразно намечать такую структуру производимой продукции, при которой максимально используются ресурсы ограничивающего фактора.

 

Ограничительный фактор, если таковой имеется, следует определять при составлении годового производственно-финансового плана предприятия. Может быть только один ограничительный фактор, а также несколько ограничительных ресурсов, из которых могут устанавливать гранично-допустимый уровень деятельности.

Примерами ограничительных факторов являются:

o объем реализации продукции (объем выручки) - есть предел спроса на продукцию;

o нехватка рабочей силы для производства объема продукции в количестве, необходимом для удовлетворения спроса;

o отсутствие достаточного количества материальных ресурсов для изготовления продукции в объеме, необходимом для удовлетворения спроса;

o производственная мощность - производительность технологического оборудования недостаточна для изготовления необходимого объема продукции;

O финансовые ресурсы - отсутствует достаточное величина денежных средств для оплаты необходимых производственных затрат.

Если объем производства ограничен таким фактором, как спрос, прибыль максимизируется путем выпуска такого объема, который превышает ожидаемый объем реализации при условии, что каждый проданный изделие должен давать положительную величину маржинального дохода.

Если ограничительными факторами являются рабочая сила, материальные ресурсы, производственные мощности или финансовые ресурсы, менеджеры должны решить, какие изделия выпускать и в каком количестве, поскольку для производства всех изделий, которые могут быть проданы, ресурсов не хватит.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: