Проектное задание «Аналитические принципы балинтовской супервизии»

Цель: сформировать умение распознавать аналитические принципы балинтовской супервизии.

 

Описание содержания работы:

Работа реализуется в форме разбора конкретных случаев. Предполагает следующие этапы работы:

1) рассмотрите каждый из фрагментов сессии балинтовской супервизии;

2) укажите, иллюстрация каких аналитических принципов была представлена в каждом из фрагментов;

3) сформулируйте свои вопросы к заказчику.

Материалы к работе:

 

Случай 1: Это был случай годичной давности из моей консультативной практики. Несмотря на то, что произошло это больше года назад, этот случай продолжал меня волновать и беспокоить, расценивался мною как неудача. Я часто думала об этом впоследствии, пыталась понять, что же произошло, где я допустила ошибку. В общем, всю эту историю, волнуясь и путаясь, я и предъявила участникам нашей группы. Правда, мой запрос – понять, в чем я ошиблась и что надо было делать, ведущий сразу же отклонил. Итак, я рассказала свою историю, вышла за круг и стала слушать участников группы. Вначале группа молчала, «переваривая» услышанное. Потом, постепенно, члены группы начали высказывать свои впечатления, чувства, переживания, вызванные моим рассказом. История вызвала у многих тягостное ощущение. Я увидела, как в зеркале, в словах участников, собственные эмоции и переживания, связанные с той ситуацией. Второй круг обсуждения. Мнения высказывались самые разнообразные. Было такое впечатление, что моя история становится все более выпуклой, понятной, объемной. Почему-то ушло волнение и напряжение, я с интересом прислушивалась к словам участников, «узнавая» многое из того, что тогда происходило между мной и клиенткой. Мне стало понятно, почему консультативный процесс не был завершен, и, самое главное – стали совершенно очевидны мои ошибки, главной из которых было то, что я в какой-то момент «повелась» на жалость, испытывая искреннее сочувствие к клиентке, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, и игнорируя манипулятивный характер запроса. Я, конечно, всё это чувствовала и раньше, но осознавание было заблокировано целой грудой отрицательных эмоций. Теперь же наступило ясное понимание ситуации, спокойствие, уверенность в том, что если что-то подобное повторится, я сумею распознать и «разрулить» ситуацию.

 

Случай 2: Одна участница рассказала, что у нее была на приеме семья – супруги на грани развода. Они обсудили ситуацию, провели диагностику, договорились о дальнейших встречах, вроде бы начали успешно работать… и вдруг клиенты резко оборвали терапию, без каких-либо внятных объяснений. Психолог в недоумении: как, почему, что случилось? На группе мы очень долго «гоняли по кругу» эту историю, которая уже становилась прямо-таки детективной, и всё равно было непонятно, что произошло, из-за чего клиенты ушли. Пока кому-то не пришла в голову та самая «бредовая идея»: а может быть, они вообще приходили к психологу вовсе не для того, чтобы сохранить семью, а наоборот, получить «санкцию» на развод? Уж очень много обвинений в адрес друг друга они выдвигали, как будто хотели убедить психолога, что такая семья не должна существовать? И ведь точно! Рассказчица сама нашла подтверждение этой гипотезе. Интересен вопрос: почему же она этого не заметила? В ходе дальнейшего обсуждения оказалось, что сыграла свою роль ее внутренняя установка на сохранение семьи любой ценой, тем более, когда в семье есть дети. Эта-то установка и не дала ей заметить истинных мотивов обращения клиентов за помощью. Вы можете удивиться: а зачем они тогда вообще пошли к психологу? Разводились бы себе, да и всё. Выяснилось, что никто из супругов просто не хотел брать на себя ответственность за распад семьи. Им нужен был для этого некий сторонний авторитет, который бы подтвердил, что семьи-то уже фактически нет.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: