МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
М.М. Елфимова
Балинтовская группа
Как метод тренинговой исследовательской работы
Учебно-методическое пособие
Оренбург 2019
УДК
ББК
Автор-составитель:
М.М. Елфимова
Рецензенты: | Цариценцева О.П., канд. психол. наук, доцент; |
Самсоненко Л.С., канд. психол. наук, доцент. |
Ч 60 | Балинтовская группа как метод тренинговой исследовательской работы: учебно-методическое пособие / М.М. Елфимова; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Экспресс-печать». – Оренбург, 2019. – 75 с. |
ISBN
Решение практических задач социальной практики должно опираться на понимание и применение основных психологических закономерностей личностно-профессионального развития человека. Данный курс знакомит слушателей программы с основной идеей, методологическими основаниями, принципах, и методическими аспектами технологии балинтовской группы. На сегодняшний день данный вариант групповой супервизии является одним из эффективных методов работы с «профессиональным выгоранием».
Пособие содержит учебно-методические материалы для студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (дисциплина «Балинтовские группы педагогов-психологов») очной и заочной формы обучения. Задания разработаны таким образом, чтобы обеспечить глубокое понимание методологических основ собственной профессиональной деятельности на основе идей и принципов балинтовской технологии, а также обеспечивают возможность проектировать на основе этого понимания психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного и социального пространства.
ISBN
УДК
ББК
© ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2019.
М.М. Елфимова
БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА
КАК МЕТОД ТРЕНИНГОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Учебно-методическое пособие
Допущено Учебно-методическим советом
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
отпечатано в типографии «Экспресс-печать»
ОГРНИП 310565817900152
Формат 60x84 1/8 Бумага офисная. Усл. печ. л. 5.
Тираж 500 экз. Заказ 127.
г. Оренбург. ул. Пролетарская, 30.
Тел. (3532) 25-20-02, (3532) 23-58-41
e-mail: express_press@mail.ru
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 5
Раздел I 7
БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 7
Раздел II 18
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЫ.. 18
Раздел III 31
БАЛИНТОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. 31
Литература. 74
ВВЕДЕНИЕ
Что происходит между людьми, включёнными во взаимодействие, как возникающее отношение оказывает влияние на обоих коммуникативных партнеров? Вопрос напрямую имеющий отношение к коммуникациям разного типа: «врач – пациент», «психолог – клиент», «учитель – учащийся», «учитель – родитель». Длительность такой коммуникации часто приводит к утрате чувствительности к осознаваемым и, что особенно важно, неосознаваемым эмоциональным реакциям в процессе общения с Другим. В связи с этим, потребность в анализе и улучшении этих отношений, особенно в случае коммуникативных проблем, не требует дополнительного обоснования. Привлечение для психологического сопровождения специалистов (педагогов-психологов, учителей, воспитателей и др.) балинтовской супервизии как формы работы, направленной на анализ конкретных случаев из социальной и образовательной практики, исследованием воздействия возникающих отношений на профессиональную коммуникацию, ставят перед психологом задачу отстраивания понимания методологии, принципов, технологии проведения балинтовской супервизии. Подводит к необходимости уточнения, каким образом необходимо структурировать работу балинтовского ведущего, чтобы за представленной докладчиком историей участники группы увидели сложную «ткань переживаний», обнаружили своего рода «точку входа в историю», оказались вовлечёнными в эмпатическое расследование.
В результате освоения дисциплины «Балинтовские группы педагогов-психологов» обучающийся должен:
Владеть:
– общей стратегией применения технологии балинтовской группы в работе педагога-психолога, ориентированной на решение проблем межличностных отношений в профессиональной коммуникации;
– основными техниками ведения балинтовской группы, приемами работы с целью организации эффективных взаимодействий;
– навыками рефлексии индивидуального опыта групповой работы балинтовской группы.
Уметь:
– проявлять сопряженность собственных профессиональных интересов с потребностями образовательного учреждения и общества;
– определять задачи работы балинтовской группы, организовывать и проводить балинтовскую группу;
– проводить оценку (рефлексию) эффективности и совершенствования работы балинтовской группы.
Знать:
– о методологических основаниях балинтовской технологии, закономерностях и феноменах групповой работы, основных этапах и приёмах проведения балинтовской группы;
– этические нормы и принципы организации и проведения балинтовской супервизии.
Структура предлагаемого учебно-методического пособия соответствует программе курса «Балинтовские группы педагогов-психологов» и представлена следующими разделами:
- Введение;
- Раздел I. «Балинтовская группа: теоретико-методологические основания»;
- Раздел II. «Методические аспекты ведения балинтовской группы»;
- Раздел III. «Балинтовское движение как альтернатива в решении профессиональных задач»;
- Литература.
Все задания, предлагаемые в пособии, дифференцированы и представлены четырьмя типами:
• аналитическое задание – предполагает обращение к теоретическим выкладкам, ход интерпретации которых студент сопровождает собственными комментариями, проводит обобщение, или уточняет собственное понимание через предлагаемую цепочку вопросов;
• проектное задание – это задание, ориентировано на решение практической проблемы, по форме и содержанию приближено к «реальной» ситуации, подразумевает осуществление студентом поисковой деятельности и формирование, таким образом, навыков самостоятельного планирования видения применения возможных способов действия, средств и приемов;
• проектно-аналитическое задание – сложный вопрос, проблема, требующая исследования ситуации и варианта её разрешения, и для которого студенту необходимо первоначально выделить основания, сформулировать принципы работы, составления план действий; предполагает формирование навыков самостоятельного планирования и проведения консультативной, коррекционно-развивающей работы;
• практикум – предполагает расширение ранее полученных знаний с помощью выполнения студентами определенных алгоритмов действий (диагностических, консультативных), ориентировано на формирование навыков обработки и интерпретации полученных результатов.
Выполнение каждого задания предваряется указанием:
• цели выполнения предлагаемого задания;
• описания содержания работы;
• материалы к работе.
Приведённые в учебно-методическом пособии задания могут использоваться как на лекционных, так и практических занятиях по курсу, а также предложены студентам в рамках самостоятельной работы.
Раздел I
БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ