Студенты-психологи в качестве участников Балинт-группы

В отличие от уже испечённых врачей в университете мы имеем дело с молодыми студентами, которые ещё учатся. Они находятся в стадии так называемой «поздней подростковости» (P. Blos) и ещё не полностью сформировали свою личностную идентичность, да и достаточно высокой профессиональной компетентности пока не достигли. Цель студентов заключается в получении хорошего образования, чтобы по завершении учёбы уметь хорошо справляться с выбранной ими деятельностью.

Rehberger (1977) обнаружил у студентов-медиков с огромным беспокойством переживаемую ими неуверенность при выполнении роли врача, для этого им достаточно было встретиться с больным; Rehberger интерпретировал это как проявление специфичной защиты от внутренней тревоги, возникающей под воздействием одновременных переживаний агрессии и симпатии к пациенту во время встречи с ним. Возникающая у студентов огромная потребность в самопознании явилась одним из следствие семинарской Балинт-работы; на работе в группе, прежде всего, сказывалось особое характерологическое и социальное положение конкретных студентов и их личностная откликаемость к проявившимся в результате Балинт-работы страданиям и внутренним конфликтам. Даже несмотря на это Балинт-группы доказали свою огромную эффективность в работе со студентами-медиками (Luban-Plozza, 1977, 1979; Freyberger, 1977).

70% студентов-психологов хотят работать в области клинической психологии или психотерапии: в медицинском учреждении, в консультационном пункте, в психотерапевтической амбулатории или в психиатрической больнице. У многих из студентов можно выявить латентную потребность помочь самому себе (Goebel-Siefert, 1980). Поэтому вряд ли кого будет удивлять то, что лекции и семинары Института психоанализа Франкфуртского университета (ФРГ) довольно хорошо посещаются.

В любом психоаналитическом курсе речь идёт о межличностных отношениях: как в учении о психоаналитических методах, так и в разных разделах психоаналитической теории, но особенное внимание на них обращается в группах самопознания и на супервизии, причём группы супервизии для меня являются синонимом Балинт-групп.

Если в группе самопознания речь, прежде всего, идёт о том, чтобы получше себя узнать – посредством интроспекции, и всё ради расширения самовосприятия в недоступных ранее областях, то группа супервизии нацелена, в явном согласии с данным вначале определением метода Балинт-группы, на бессознательное измерение трёх перечисленных нами уровней отношений, причём по сравнению с Балинт-группами, проводимыми с практикующими врачами, отмечаются следующие характерные особенности:

1. Во время психологической практики, длящейся 6 месяцев и заканчивающейся клинико-психологическим коллоквиумом, неопытный студент пребывает со своим первым клиентом на первом уровне отношений. Некоторым студентам удаётся и после завершения практики проработать со своим клиентом ещё несколько месяцев. Некоторые из студентов находят своих клиентов сами, скажем среди соседей или из студенческой среды. Довольно часто клиентами студентов оказываются пациенты с тяжёлыми нарушениями: патоманы (наркоманы и сходные формы патологии), психотики или делинквентные (склонные к правонарушениям) подростки.

2. На втором уровне отношений для каждого из участников показываются четыре вышеназванных формы процесса переноса: a) перенос докладчика на руководителя, b) перенос докладчика на группу, c) перенос группы как единого целого на руководителя и d) перенос отдельных участников группы на руководителя.

Проведённые нами эмпирические исследования с помощью психоаналитического интервью довольно часто обнаруживали у студентов-психологов проявляемые в переносе тревогу и агрессию. А, кроме того, выявлялись черты, присущие позднему подростковому периоду: неуверенность в себе и недостаточная самостоятельность, соединённая со страхом близости, плюс ко всему прочему излишняя заинтеллектуализированность, повышенная склонность отреагировывать и проецировать. И, тем не менее, в Гисен-тесте исследованные нами студенты-психологи оказались более нормальными по сравнению с невротиками. Перенос всей группы и отдельных её участников на руководителя колебался между латентной зависимостью и возмущённостью. Перенос участников друг на друга характеризовался внешне проявляемой солидарностью и латентным соперничеством друг с другом. В анализе материала, в котором обнаруживаются темы страха, мы неоднократно находили повышенные значения стыда, страха быть обиженным и выброшенным. Уже названный нами страх близости был обнаружен и при помощи так называемого анализа протокольных записей (Rost, 1981).

3. Довольно долго на семинарских занятиях в отношениях студентов-психологов к группе не обнаруживается основная плоскость отношений, а именно, повторение, отражение или рефлексия отношений между студентом-докладчиком и клиентом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: