Убивал ли лагерь свободу? Мог ли быть человек свободным, находясь в концентрационном лагере?

Эссе

На тему:

«Что значит быть свободным?»

(по книге В.Франкла «Основы логотерапии»)

 

 

Выполнила: студентка 229 группы

Орозалиева Аксаамай Эмиловна

 

 

Санкт-Петербург

2020

Что такое свобода?

По моему мнению, очень сложно описать понятие свободы, ведь она состоит из множества других понятий. Но среди них, я считаю, самым важным является свобода выбора. У человека есть свобода выбирать: как жить, кем стать, с кем общаться, как себя вести. И пусть наука в наше время говорит, что человек очень ограничен в своем выборе рамками физиологии, строения нервной системы, но так или иначе выбор есть всегда.

Это, как мне кажется, совпадает с мнением В. Франкла, автора книги «Основы логотерапии» и человека, пережившего возможно самый большой грех человечества – концентрационный лагерь.

В главе «Опыт переживаний в концентрационном лагере» В. Франкл описывает свою  и жизнь других заключенных  в лагере, свои переживания, и пытается представить себя со стороны внешнего наблюдателя. Изучая поведение заключенных, он выявляет три фазы душевной реакции на лагерную жизнь: период, сопровождающий прибытие в лагерь; период глубокого погружения в лагерную жизнь; и период, следующий за освобождением.

Можно ли сказать, что лагерь убивал всякую духовную жизнь?

Нельзя утверждать это, несмотря на то, что многие заключенные впадали в «эмоциональную кому», были и те, кто из-за всех этих страданий погружался в себя, вспоминал своё прошлое, что помогало ему пережить эти мучения, что утешало его в трудные минуты. «Такой подъем внутренней жизни давал заключенному убежище от пустоты, отчаяния и духовной бедности его существования, позволяя ему спасаться в прошлом.» «С усилением внутренней жизни заключенного он начинал воспринимать красоту искусства и природы с такой остротой, как никогда раньше. Иногда под их влиянием он даже забывал свое собственное страшное положение

Именно постоянное отчаяние и страх смерти позволяли заключенным так остро ощущать красоту этого мира. «После нескольких минут растроганного молчания, один заключенный сказал другому: "Каким прекрасным мог бы быть этот мир!"»

Именно духовная свобода помогла многим пережить этот ужас. «Несмотря на вынужденную физическую и умственную примитивность лагерной жизни, духовная жизнь могла стать даже глубже. Люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни, могли испытывать сильные страдания (они часто бывали хрупкого сложения), но потери их внутреннего Я были меньше. Они могли найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе.»

Однако была и опасность в погружении в воспоминания: «Но в отвлечении от реальности имеется определенная опасность. Тогда человеку легко упустить ряд случаев, позволяющих сделать из лагерной жизни нечто позитивное, а такие случаи действительно представлялись. Само отношение к нашему "условному существованию" как к нереальному было сильным фактором, из-за которого заключенный переставал держаться за жизнь: это казалось бессмысленным.»

Судьбе тех, кто не смог найти в себе душевный подъём, не позавидуешь. Те, кто терял всякую волю к жизни и веру в будущее, очень скоро чахли и умирали. Были характерные признаки наступления такого состояния: «Как правило, это происходит совершенно внезапно, в форме кризиса, симптомы которого очень хорошо знакомы опытному узнику лагеря. Мы все страшились этого момента - не у себя, что было бы бессмысленно, но у наших друзей. Обычно это начиналось так: однажды утром заключенный отказывался одеться, умыться и выйти на площадь для построения. Ни просьбы, ни удары, ни угрозы не производили никакого эффекта. Он просто лежал, почти не шевелясь. Если этот кризис сопровождался болезнью, он отказывался перейти в больничный барак или сделать хоть что-нибудь, чтобы себе помочь. Он просто сдавался.»

В чем человек мог найти «смысл существования», когда уже не на что было надеяться?

"Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как " - слова Ницше.

Заключенному необходим была цель для его жизни, будь то семья, которая его ждет, любимая работа, научная деятельность… «Горе тому, кто больше не видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, и поэтому ему незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал. Типичный ответ, которым такой человек отклонял все ободряющие доводы, был: "Мне уже нечего ждать от жизни."»

Необходимо было любыми способами отгородиться от отчаяния, чтобы выжить. «Мы должны были научиться, и более того, учить отчаявшихся людей, что на самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого понять, что жизнь задает вопросы нам, ставит задачи - ежедневно и ежечасно. … Эти задачи, и следовательно, смысл жизни, - разные для разных людей, они меняются от одного момента к другому.» Иногда жизнь требует от нас действий, а иногда простого смирения, «требуется просто принять судьбу как она есть и нести свой крест. … Когда человек понимает, что его удел - страдать, он должен принять это страдание как свою задачу, свою единственную и уникальную задачу. Он должен понять, что даже в страдании он уникален и один во всей вселенной.» Уникальность твоей жизни и твоих страданий придает смысл твоей жизни. Человек осознает свою ответственность перед человечеством, осознает, что он незаменим и должен выжить любой ценой, несмотря на все страдания, преподносимы ему.

Убивал ли лагерь свободу? Мог ли быть человек свободным, находясь в концентрационном лагере?

Хотя лагерь ограничивал свободу слова, передвижения, обыкновенные в мирное время права человека, но все же лагерь не мог ограничить свободу мысли, свободу внутреннего «Я» (у тех, кто все же мог её сохранить). У заключенных оставался выбор поведения, поддаться угнетающим условиям или бороться за свою жизнь любым способом, остаться собой или вытащить наружу всё сокрытое зло и превратиться в чудовище (имею ввиду капо), помогать товарищам по несчастью или быть безразличным. Автор также попадал в ситуации, где мог реализовывать свою свободу выбора (часто это спасало ему жизнь). То были ситуации с побегом или решение о том, чтобы покинуть старый лагерь.

Не стоит забывать, что такая же свобода выбора была и у эсэсовцев, комендантов, бригадиров. Быть достойным и человечным или же наоборот, эту свободу лагерь отнять не мог.

«Пропасть, отделяющая добро от зла и проходящая через любое человеческое существо, доходит до самой глубины души и становится видимой даже на дне той бездны, которая раскрывается в концлагере.»

Таким образом, мы понимаем, что свободу у человека не отнять, свобода внутри – её не подавить внешними факторами. Мы те – кто мы есть, и наша свобода – оставаться собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: