B. Сформулируйте литературоведческую концепцию изучения данной темы в 11 классе (воспользуйтесь подсказками из статьи Н.А. Бражкиной (см. прикрепленный файл))

МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕМА В СТАРШИХ КЛАССАХ

ПЗ

1. Монографическая тема- это способ организации системы уроков, при котором произведения изучается неотрывно от жизненного пути автора и исторической эпохи.

Основные особенности монографической темы.

· В центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально

· Формы проведения - урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы.

· Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

· Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя.

· Обязательна работа над литературно-критическими статьями: при анализе художественного текста, при осмысливании художественного текста или творчества писателя.

ЛЗ

Изучите программное содержание монографической темы 11 класса «А.А. Блок» и выполните приведенные ниже задания:

ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ

Александр Александрович Блок. Стихотворении из книги «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблести, о подвигах, о славе..», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен», «Скифы» (другие стихотворения по выбору учителя и учащихся), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (обзор). Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А. Блока, тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века.

Теория литературы. Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии.

ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА

А.А. Блок

     Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

       Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

       Поэма «Двенадцать».

       Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финалу «Двенадцати».

       Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

       Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В.Соловьева в лирике А.Блока; творческие связи А.Блока и А.Белого.

            Межпредметные связи: лирика А.Блока и живопись М.Врубеля; Блок и Ю.Анненков – первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

       Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

 

Задания:

A. Дайте сравнительную характеристику монографической темы «А.А.Блок» в двух программах (список произведений, содержание темы, формируемые ТЛП).

 

Критерий сравнения ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА
список произведений Отличия: · «Стихи о Прекрасной Даме» ·  «Русь» · цикл «Кармен» · «Соловьиный сад»   Отличия: · «Ночь, улица, фонарь, аптека…» ·  «В ресторане» ·  «Вхожу я в темные храмы…» ·   «О, я хочу безумно жить…» ·  «Россия»
содержание темы Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений А. Блока, тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века.   Отличия: · Последовательно изучается творческий путь автора от его юношеских пристрастий в литературе и философии, оказанного на него влияния других фигур до его зрелого и позднего творчества. Прослеживается логическая связь между биографией поэта и его творчеством. · Поэмы «Соловьиный сад» и «Двенадцать» изучаются обзорно.          Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.        Поэма «Двенадцать».        Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финалу «Двенадцати». Отличия: · В контексте творчества автора изучаются наиболее важные темы и образы. · Больш а я часть времени отведена на изучение поэмы «Двенадцать». · Задействованы межпредметные связи (картины М. Врубеля, иллюстрации Ю. Анненкова)
формируемые ТЛП Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии.   циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Вывод: обе программы достаточно подробно раскрывают творчество А. Блока, однако выбранные способы реализация темы разнятся. На мой взгляд, программа под ред. В. Я. Коровиной более всего подходит для реализации монографической темы. Она позволяет ученикам изучить творчество А. Блока во взаимосвязи с его биографией и исторической обстановкой, что даёт более полную и цельную картину.

 

 

B. Сформулируйте литературоведческую концепцию изучения данной темы в 11 классе (воспользуйтесь подсказками из статьи Н.А. Бражкиной (см. прикрепленный файл)).

· Урок должен быть «вписан» в систему уроков, посвящённых Блоку, не только хронологически, но и концептуально.

· В ходе анализа отдельных стихотворений важно, опираясь на эмоциональное восприятие учащихся, акцентировать их внимание на тех особенностях, которые являются выражением общих закономерностей, присущих художественному миру раннего Блока.

· Наблюдения над конкретным литературным материалом нужно закрепить в выводах, которые целесообразно оформить формульно.

1) Вначале сообщаем учащимся, что А.А. Блок о своем поэтическом пути писал так: «…я твёрдо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения…»

2) Далее обращаем их к циклу «Стихи о Прекрасной Даме», проясняя его философскую и биографическую основу.

3) Потом предлагаем проанализировать стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» и выявить на его примере важные особенности, присущие всем произведениям названного цикла. Выводы по ходу анализа фиксируем в виде опорной схемы.

4) После проведённого анализа объясняем учащимся, что во всех стихотворениях цикла так или иначе обнаруживают себя обозначенные черты. Предлагаем убедиться в этом, рассмотрев по выбору еще 2–3 стихотворения из цикла, а затем дополнить и уточнить схему другими примерами.

5) В творчество поэта входит тема «страшного» мира. Обращая учащихся к блоковской «формуле», показываем, какие изменения она претерпевает, насколько меняется Прекрасная Дама и образ любви у поэта. Приходим к выводу, что у Блока поруганные высокие отношения между мужчиной и женщиной – один из ликов «страшного» мира.

6) Выход поэта из духовного тупика с помощью обретения нового идеала – Родины. Объяснить специфику блоковского образа Родины–жены поможет «формула».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: