Последствия сохранения статус-кво

 

Одним из вероятных сценариев развития канадского государства многие исследователи видят в продолжении политики асимметричной децентрализации.

Асимметричный федерализм, или как его называют «многонациональный федерализм» - термин, употребляемый в научных кругах уже давно. Он использовался в качестве альтернативы в ходе заключения сделки Шарлоттаун (главной целью которой было внесение изменений в Конституцию Канады для определения Квебека в федеральном системе страны), в частности на первой конституционной конференции в Галифаксе в январе 1992 г., где получил ощутимую поддержку. Асимметрия предусматривает положение, когда одни субъекты федерации получают больше власти и несут большую политическую ответственность, чем другие. Это один из способов реагирования на существование различных политических сообществ в Канаде. При асимметрии возможно получение важных прав и полномочий одной из нескольких провинций. Поскольку такое право может получить любая провинция, асимметричный подход, по мнению его сторонников, облегчает получение Квебеком особого статуса «народа-основателя» Канады, сохраняя при этом принцип провинциального равенства.

Асимметричная модель в Канаде проявляется прежде всего в неравномерности распределения полномочий между провинциями. В частности, равенство в использовании английского и французского языков гарантируется провинциальным законодательством лишь для Манитобы и Нью-Брансуика. В Квебеке английский язык не поощряется для употребления и распространения, а иногда его использование запрещается местным законодательством. Подобная ситуация прослеживается и в некоторых англоязычных провинциях. Особые полномочия зачастую вводились при вступлении каждой из десяти провинций в федерацию. Так, вступление Ньюфаундленда привело к изменению системы субсидий, которые предоставлялись менее состоятельным провинциям, Британская Колумбия получила конституционное право на владение железнодорожным пассажирским транспортом, Остров Принца Эдуарда - право на владение паромами.

В последнее время наблюдается изменение соотношения между федеральным и провинциальным уровнем власти в ряде программ, особенно в тех, которые финансируются совместно Оттавой и провинциями.

Конфликт Национального пенсионного плана в 1964 г. привел к созданию отдельных, хотя и координированных, структур в Квебеке и Канаде. Квебек обладает не только собственным гражданским кодексом, но также более сильной автономией, чем другие провинции в сфере иммиграционной и социальной политики.

Таким образом, на практике провинции обладают не одинаковыми законодательными и исполнительными полномочиями, а в некоторых случаях и конституционными правами. Однако, любое одностороннее расширение прав провинции ставит вопрос о цене, которую она готова заплатить за это. Часть сторонников дискуссии об асимметричной децентрализации высказывают мнение, что при асимметричном федерализме Квебек сохранит свои позиции относительно федерального правительства неизменными.

 




double arrow
Сейчас читают про: