Одним из вероятных сценариев развития канадского государства многие исследователи видят в продолжении политики асимметричной децентрализации.
Асимметричный федерализм, или как его называют «многонациональный федерализм» - термин, употребляемый в научных кругах уже давно. Он использовался в качестве альтернативы в ходе заключения сделки Шарлоттаун (главной целью которой было внесение изменений в Конституцию Канады для определения Квебека в федеральном системе страны), в частности на первой конституционной конференции в Галифаксе в январе 1992 г., где получил ощутимую поддержку. Асимметрия предусматривает положение, когда одни субъекты федерации получают больше власти и несут большую политическую ответственность, чем другие. Это один из способов реагирования на существование различных политических сообществ в Канаде. При асимметрии возможно получение важных прав и полномочий одной из нескольких провинций. Поскольку такое право может получить любая провинция, асимметричный подход, по мнению его сторонников, облегчает получение Квебеком особого статуса «народа-основателя» Канады, сохраняя при этом принцип провинциального равенства.
|
|
Асимметричная модель в Канаде проявляется прежде всего в неравномерности распределения полномочий между провинциями. В частности, равенство в использовании английского и французского языков гарантируется провинциальным законодательством лишь для Манитобы и Нью-Брансуика. В Квебеке английский язык не поощряется для употребления и распространения, а иногда его использование запрещается местным законодательством. Подобная ситуация прослеживается и в некоторых англоязычных провинциях. Особые полномочия зачастую вводились при вступлении каждой из десяти провинций в федерацию. Так, вступление Ньюфаундленда привело к изменению системы субсидий, которые предоставлялись менее состоятельным провинциям, Британская Колумбия получила конституционное право на владение железнодорожным пассажирским транспортом, Остров Принца Эдуарда - право на владение паромами.
В последнее время наблюдается изменение соотношения между федеральным и провинциальным уровнем власти в ряде программ, особенно в тех, которые финансируются совместно Оттавой и провинциями.
Конфликт Национального пенсионного плана в 1964 г. привел к созданию отдельных, хотя и координированных, структур в Квебеке и Канаде. Квебек обладает не только собственным гражданским кодексом, но также более сильной автономией, чем другие провинции в сфере иммиграционной и социальной политики.
Таким образом, на практике провинции обладают не одинаковыми законодательными и исполнительными полномочиями, а в некоторых случаях и конституционными правами. Однако, любое одностороннее расширение прав провинции ставит вопрос о цене, которую она готова заплатить за это. Часть сторонников дискуссии об асимметричной децентрализации высказывают мнение, что при асимметричном федерализме Квебек сохранит свои позиции относительно федерального правительства неизменными.