Категория Бытия: история и современность

    Бытие объединяет все существующие объекты тем, что они существуют. Быть - значит существовать, быть сущим, а Бытие есть существование. Мы можем утверждать, что объект существует, если он воспринимается непосредственно или с помощью технических средств: в нем различаются форма и ее наполнение - составляющие и материал. То есть объект существует как некий способ соединения частей (тождественная бытию определенность - качество у Гегеля) [2]. Во всех своих разновидностях объект должен оставаться самим собой и сохранять свою сущность. Он может быть разделен на составляющие, но и в этом случае существование объекта не прекращается, потому что мы воспринимаем части, на которые был этот объект разделен. Продолжая естественную цепочку, данные составляющие также могут разложиться на то, из чего они сделаны. Эти рассуждения приводят к ряду следствий.

    Во-первых, существуют некая первая форма и первая бесформенная материя (Аристотель) [3], из которых все «собирается». Но они не могут быть восприняты, поскольку первая форма не воплощена в материал, а первоматерия не имеет формы. Если первоматерия может быть названа просто возможностью, то первая форма - это чистая форма, чистая идея (эйдос), мысль. И мы ничего не можем сказать об их свойствах, поскольку не способны их воспринять, пока они не перейдут в реальное существование через соединение.

    Во-вторых, если весь воспринимаемый мир из чего-то состоит, то вопрос «какими свойствами этот первичный субстрат может обладать?» имеет такие ответы. Это первоначало не может состоять из частей, не может быть сотворено и уничтожено, не может двигаться. В противном случае оно не было бы первым, раньше всего появившимся; а все дальнейшие и остальные существования и процессы - его проявлениями. К этим выводам пришел Парменид - Бытие вечно, неизменно, целокупно, несотворимо и неуничтожимо, Бытие есть, неБытия же нет, поскольку из ничего ничто не может возникнуть [4]. Но оно не будет доступно восприятию, не имея физических свойств, а значит, существует для нас только потенциально.

    В-третьих, неизбежно начинаются поиски подлинного, а именно неизменного и вечного существования в качестве надежной опоры, в противовес неспособному быть таковой наблюдаемому изменчивому и преходящему миру. И если воспринимаемый физический мир изменчив и текуч, то подлинной опорой может быть или нематериальное, духовное начало или же действительным началом существования может быть только нечто отличное от него, а именно несуществование, Небытие (асат, дао), и оно должно содержать в себе все многообразие физического мира. По сути, начало как идеальное, как Небытие или как материальное, с точки зрения познания, друг от друга ничем не отличаются, потому что все они одинаково не могут быть воспринимаемы. Даже материальному первоначалу невозможно приписать каких-либо свойств, которые помогли бы его обнаружить, в противном случае возникал бы вопрос о причине обладания именно этим свойством, существующим наряду с этим первоначалом. Поэтому первоначало -это только простое существование.

    Поиски ответа на вопрос, что значит быть (существовать) и что такое Бытие (существование), привели к идее простого чистого, потенциального (не реального, не доступного восприятию) существования. В истории философии понимание Бытия определялось как духовными запросами, так и чисто познавательным интересом.

    В Древней Греции в период натурфилософии определение Бытия было связано с поисками первоэлемента как принципа объяснения и основы всякого существования. Первоэлементом объявлялись вода (Фалес), воздух (Анаксимен), бесконечно разнообразные первичные элементы - семена вещей, гомеомерии (Анаксагор), огонь (Гераклид). Эмпедокл первоначалом признавал четыре элемента - землю, воду, огонь и воздух. Анаксимандр, ученик Фалеса, первым пришел к мысли, что первоначало не может быть определено в принципе, что оно нечто неуловимое. Парменид, представитель школы элеатов, пришел к тавтологическому утверждению, что Бытие есть и что Небытия нет. Этой тавтологией он опровергал заявления некоторых мыслителей, что с исчезновением какой-либо вещи исчезает и то, из чего они состоят. Парменида считают основателем онтологии - учения о бытии и первым метафизиком, поскольку он рассуждал о недоступном чувственному восприятию и его возможных свойствах. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, а мысль и есть это Бытие; так впервые в философии появляется принцип тождества Бытия и мышления [4]. Атомисты Левкипп и его ученик Демокрит говорили об атомах - неделимых твердых частицах, из которых все состоит, и пустоте, в которой атомы движутся [5]. Платон, основатель учения об идеях-эйдосах, первым в древнегреческой философии противопоставил мир вещей - материальный и изменчивый, миру идей - вечных и неизменных субстанций, обладающих подлинным существованием [6]. Аристотель, ученик Платона, в каждом существующем объекте различал форму и вещество и пришел к идее первоформы и первовещества.

    В древнеиндийской мифологии началом является асат - Небытие, Бытие в потенции, которое переходит в сат - Бытие («Ригведа»). В религиозно-философских системах понимание Бытия определялось тем, что кастовая структура древнеиндийского общества делала невозможной устранение социальной несправедливости. Поэтому философы Древней Индии реальный физический мир и общество объявляли неподлинным, а настоящим Бытием обладали, по их мнению, или верховное божество или тот, кто достиг состояния нирваны [7].

    В Древнем Китае началом всего считали пять первоэлементов - землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци - материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами янь и инь - темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т. д. В даосизме началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао - некая пустота, из которой появилось все: оно породило одно (хаос), одно породило два (ян и инь), два породило три (ян, инь и гармонию), три породило остальное. [7].

    Средневековая философская мысль в условиях господства религиозного мировоззрения обладающим истинным Бытием считала бога, а неистинным - сотворенный им мир. В Новое время в Европе развивается материалистическое учение и возникает понятие материи - вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически из лексикона философов-материалистов исчезает категория Бытия. Среди философов-материалистов XVIII в. следует назвать Ламегри [8] Гольбаха [9]. Они заложили основу материалистического понимания Бытия, получившего развитие в философии марксизма. Рене Декарт знаменитым тезисом «я мыслю, следовательно, существую» объявил, что человек своим существованием обязан только акту собственной мысли. Первая мысль, начинающая его существование, является самой простой и не содержит ничего, кроме чистого, без каких-либо свойств, существования [10].

    Бытие в философии Гегеля приобрело фундаментальное значение начала как всякого существования, так и познания. Абсолютная Идея у Гегеля, являясь единственной субстанцией, вначале только существует. Эта субстанция начинает развертывать себя из себя самой в процессе становления, представляющего собой взаимопереход Бытия и ничто. Он приводит к появлению качества - тождественной Бытию определенности: если нечто существует, то обладает качеством, и если нечто обладает качеством, то оно существует. Это знание и выражается термином «Бытие». Когда же мы познаем его, то определяем его качество, как особый способ существования. Принцип тождества Бытия и мышления является в этой философии стержневым [2].

    В ХХ в. Н. Гартман создает процессуальную онтологию, согласно которой подлинным существованием обладает не субстанция, а причина и следствие. Объекты и процессы даны здесь вместе в процессе становления. В органических образованиях длительность существования сохраняется не через субстанциальность, а через внутреннее равновесие, регулирование; такое существование можно назвать консистенцией. Ее каузальность - не имманентная, а передающаяся, т. е. мы наблюдаем не развитие того, что есть в причине, а производительное созидание [11].

    К этому времени в Европе уже господствует научное мировоззрение, и проблема объяснения существования мира отошла на периферию философских исследований; этому также способствовало определение самой философией опыта как критерия истины и научности. Первая мировая война продемонстрировала ничтожность жизни отдельного человека перед лицом исторических событий, невостребованность его уникальности, принципиальное непонимание обществом личности и даже антагонизм между ними. Субстанциальная онтология развивается теперь в исследованиях человеческого Бытия.

    Экзистенциалисты в своих исследованиях опирались на феноменологию Гуссерля, которая не только дала метод исследования, но и определила основу трактовки ими Бытия. Погружение себя в состояние эпохи приводит к позиции феноменологического наблюдателя - некоего Я, обозревающего изнутри содержание сознания, но не имеющего свойств, ибо все, что можно приписать этому наблюдателю, тут же превращается им самим в объект изучения. Это Я, как зеркало, имеет своим содержанием только отражаемое и есть потому просто существование. Представители экзистенциализма предлагают различные способы перехода от этого потенциального к подлинно человеческому реальному существованию [13].

Ж.-П. Сартр различает Бытие-в-себе как способ существования материальных объектов и Бытие-для-себя, присущее только человеку. Бытие-в-себе означает, что Бытие есть то, что оно есть. Человек начинает свое существование в качестве Бытия-в-себе, но в какой-то момент он осознает себя, и это ведет к прекращению Бытия-в-себе, к его ничтожению, и человек перестает быть частью сущего и выступает в ничто [14].

    Религиозное направление (К. Ясперс, Г. Марсель и др.) в экзистенциализме связывает подлинное существование с богом, а задача человека определяется в приближении к нему. Г. Марсель противопоставляет Бытие и обладание, понимая под вторым погоню за мирскими благами и, как следствие, деградацию личности. Бытие же есть состояние озарения божественной истиной [15,16].

    В целом Бытие экзистенциалисты определяют как потенциальное, в форме замысла, проекта, существование, а реализация превращает его в часть сущего, вынуждая человека постоянно проектировать свое будущее и возвращать тем самым Бытие. Поэтому у Хайдеггера забота непреходяща, а у Сартра человеческие качества существуют только когда они проявляются.

Постмодернизм, как характеризуют современное состояние культуры, в своем отрицании метафизики устраняет всякое Бытие, оставляя вместо него субъекта как источника желаний, порывов и аффектов. Отвергается трансценденция Хайдеггера и проект Сартра, экзистенция как сформированное отношение к миру. Так, человек растворяется в сущем, принимая разнообразные облики, заимствованные у массовой культуры и несовместимые друг с другом с точки зрения нравственных и эстетических принципов и норм.

 

 

Заключение

    Понимание и осознание понятия «Бытие» позволяет ответить на основной вопрос, который ставит перед нами философия. Величайшие умы человечества пытались найти на него ответ и посвящали ему свои труды, в которых излагали свои рассуждения и взгляды. Выделяя общую мысль, можно сделать вывод, что Бытие это философская категория, которая обозначает реальность и существует независимо от сознания, воли и эмоций человека. Центр философского мировоззрения включает в себя проблему относительно соотношения трактовки Бытия с человеческим сознанием. Являясь для человека чем-то внешним, Бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, то есть заставляет соизмерять с ним свои действия. Однако, Бытие это источник и условие всех форм жизнедеятельности человека. Другими словами, Бытие это не только какие-либо границы человеческой деятельности, но и объект ее творческого, потому что постоянно изменяющееся Бытие это своеобразная сфера возможностей, которую человек  превращает в действительность.

Понятие «Бытие» и его истолкование имеет долгую и непростую историю, а также весьма обширную географию. Но общей чертой многообразных трактовок является противоборство материалистического и идеалистического подходов. В истории, можно выделить несколько периодов в трактовке Бытия:  

· первый период - мифологическое истолкование Бытия;

· второй период - натуралистическая онтология;

· третий период - начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования. Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

    Отметим тот факт, что категория Бытия в философии является одной из основных, поскольку ее трактовка всегда отражает понимание человеком начал мира и начала своего собственного существования. Эволюция взглядов на Бытие определяется прежде всего тем, как человек понимал самого себя в различные исторические эпохи. Разрыв между Бытием и сущим означал выделение из природы человека - осознающего себя и способного противостоять материальному миру существа. Последовательная эмансипация человека от природы, социума и своей природы отражается в смене трактовок Бытия как некоего природного начала, как единого бога, как материи, как устойчивых структур (процессов) и, наконец, как адекватного собственной индивидуальности существования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: