Теоретические сведения
Закон Ома для участка цепи: сила тока для однородного проводника на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Сопротивление является главной характеристикой проводника. В чем же природа сопротивления? Чем обусловлена лучшая или худшая проводимость тока проводниками? Дело в том, что электроны, которые движутся в металле под действием электрического поля, не движутся в однородной среде, они постоянно взаимодействуют с узлами кристаллической решетки металла и атомами различных примесей, замедляясь. В перерывах же между ударами они движутся равноускоренно.
Рис. 4. Движение электронов в металлическом проводнике
Проводники могут быть твердые, жидкие, газообразные, плазменные и во всех них существует свое электрическое сопротивление.
После объяснения механизма сопротивления становится очевидным, что сопротивление зависит только от свойств проводника, в частности, материала, геометрических размеров и температуры. Какова же эта зависимость?
|
|
В данном случае это l – длина проводника;
S – площадь поперечного сечения проводника;
Ρ – удельное сопротивление.
Чем проводник длиннее, тем его электрическое сопротивление больше, а чем площадь поперечного сечения проводника больше, тем электрическое сопротивление меньше.
Удельное сопротивление – табличная величина, характеризующая способность материала к сопротивлению, показывает, каким сопротивлением обладает проводник длиной 1 метр, площадь поперечного сечения которого составляет 1 м2.
Единица измерения сопротивления – Ом:
Единица измерения удельного сопротивления: . По удельному сопротивлению мы можем судить о материале и о том, как его можно использовать.
По признаку проводимости все материалы разделяются на три группы: проводники (удельное сопротивление порядка 10-8 Ом м), полупроводники (порядка 10-4-102 Ом м) и изоляторы (порядка 108-1017 Ом м).
Задание на дом:
Проработать конспект по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=txKaOPs9PCs
Выполнить конспект урока в тетради, читать §100-101
Расписать буквенные обозначения физических величин, входящих в формулы, их названия и размерности
Пройти тест по ссылке: http://fizmat.by/kursy/jelektricheskij_tok/Om/test256, провести самопроверку теста. Фото работ прислать на электронную почту: helenkha18@ mail.ru
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-портал Kakras.ru (Источник).
2. Интернет-портал Class-fizika.narod.ru (Источник).
3. Интернет-портал Uchifiziku.ru (Источник).
4. Интернет-портал Electromechanics.ru (Источник).
|
|
Уровни учебных достижений | Оценка | Критерии оценивания учебных достижений |
Недостаточный | 1 | Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д. |
Начальный | 2 | Ученик (ученица) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах учителя. |
Средний | 3 | Ученик (ученица) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет физические явления, различает буквенные обозначения отдельных физических величин, знает единицы измерения отдельных физических величин и формулы из темы, которая изучается. |
Достаточный | 4 | Ученик (ученица) может объяснять физические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию учителя. |
Высокий | 5 | Ученик (ученица) свободно владеет изученным материалом, умело использует физическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа. |