На тему : «что значит быть свободным?»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Эссе

На тему: «что значит быть свободным?»

 

Выполнила: студентка 213 группы

педиатрического факультета Шоршигина М.А.

                                                     Проверила: Раевская Наталья Юрьевна

 

2020

 

Во все времена был актуальным вопрос о свободе человека. В чем она проявляется? В свободе слова? В физической независимости? Сложно понять истинную ее ценность и глубинный смысл фразы: быть свободным, не имея большого жизненного опыта. Опираясь на книгу Франкла В. Основы логотерапии, часть «опыт проживания в концлагерях», попробую разобраться в этом вопросе.

Концентрационный лагерь-место массового заключения военнопленных, обычных людей по религиозному, национальному, расовому или иному признаку. Это суровое испытание не только физически, но и духовно для любого человека. В лагерях смерти создавались условия, стремящиеся подавить волю, сломить человека: тесные бараки, кусок хлеба весом 150 грамм на 4 дня, непосильный труд для физически ослабленного человека. Нацисты давили на сознание заключенных: они разрывали связь между человеком и прошлой жизнью, остальным миром: отнимали одежду, обувь, личные вещи, осыпали ударами, насмешками. На самом страшном здании-крематории для отсева наиболее слабых заключенных висела табличка с надписью «баня» - жуткая ирония. Всё это было призвано подавить эмоции, вызвать апатию к происходящему вокруг. Все силы были направлены а сохранение своей жизни и жизни друзей.

Не смотря на это, нельзя сказать, что лагерь убивал всякую духовную жизнь. Наоборот, у некоторых заключенных она становилась глубже: многие находили спасение в вере, причём её глубина и сила удивляли.

Сам автор нашел исцеление в мыслях о жене, любовь спасла его душу, стала конечной и истинной целью жизни. Человек может абстрагироваться от бед и лишений, найдя себя в размышлениях о ближнем. С уходом в себя, в воспоминания, дав волю своему воображению, человек мог забыть о своем бедственном положении, он начинал погружаться в размышления о красоте мира, которую раньше не замечал.

Итак, вывод, который делает автор: «люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни, могли испытывать сильные страдания (они часто бывали хрупкого сложения), но потери их внутреннего Я были меньше. Они могли найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе. Только так можно объяснить явный парадокс: некоторые заключенные, которые совсем не выглядели крепкими, часто выживали в лагерных условиях успешнее, чем здоровяки.»

Но целиком погружаться в прошлое было нельзя, ведь человек, не видящий будущее - обречён; «он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения». Поэтому многие узники старались найти цель в будущем, она не позволяла опустить руки, сдаться, потерять смысл существования. Как говорил Ницше: "Тот, кто имеет зачем жить, может вынести почти любое как ". Но в чём состоит смысл жизни?

Ответ на этот вопрос кроется не в долгих и глубоких размышлениях, стоит всего понять, что жизнь ежечасно кидает человеку вызов, задачу, с которой он по-своему должен справиться. Следовательно, смысл жизни для каждого человека разный, как и испытания, которые выпадают на его долю. Писатель, как и все остальные узники, в самом начале жизни в концлагере видел цель: спасти себя и близких. Но, прожив в нём достаточное время, осознаёт: жизнь никогда не теряет смысл, и в неё входят страдания, лишения и смерть.

Структура внутренней жизни заключённых с течением времени менялась. Ещё не попав в концлагерь, люди испытывали шок: Освенцим (газовые камеры), вышки по периметру лагеря, окруженного высоким забором, резкие крики смотрителей, критическая теснота в перевозящем новых заключенных транспорте. Всё это резко начинало давить на психику человека. Далее узник впадал в состояние под названием: «иллюзия отсрочки». Любому трудно поверить в ужас, царивший в лагере, человек по своей натуре склонен верить в лучшее: с ним не произойдет, того, что видят его глаза, не может жизнь так резко оборваться.

Следующим наступает период глубокого погружения в лагерную жизнь, отстранение от бывшего уклада жизни. Приходит апатия, «процесс умерщвления нормальных физиологических реакций»; на этой стадии человеком движут инстинкты самосохранения. Узнику приходиться замыкаться в скорлупу, уходить в себя, чтобы выжить. Необходимо научиться ходить бодро, не хромая от боли и физической усталости, наедаться тем скудным куском хлеба, чтобы не отправиться как нетрудоспособные узники, балласт, в газовую камеру. Ему приходится привыкнуть и не обращать внимания на вечные издевательства и жестокие наказания. Чтобы спрятаться, не дать разрушить душу заключающимися в избиениях оскорблениями, эмоции заключенного притуплялись, их место занимало равнодушие. Лишь небольшая частичка души по мере увеличения срока пребывания в лагере занималась мыслями о прошлом и будущем, спасая своего хозяина от саморазрушения и выгорания. На эту же цель были направлены: «лагерный юмор», обсуждения политики и небольшие творческие вечера.

Последняя стадия- стадия освобождения. Измученный годами заключения человек, возвращает себе полную физическую свободу. Это опасно для него- -бывший заключенный с искаженной моралью резко стал не притесненным а притеснителем. Душевное здоровье может пошатнуться, ведь за чувством неверия, ликования следует горечь, разочарование. За пределами лагеря так же была война, полная лишений и страданий, многими людьми попросту обесценивалась жуткая жизнь в концлагерях, ведь они тоже переживали недостаток еды, отсутствие сна и потерю близких.

Самое главное, что не затрагивалось до этого момента - свобода. Автор пишет следующие строки: «…у человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь.»

Только сам человек может решить, как поступить, выбрать свой собственный путь. Это было крайне сложно в условиях лагеря, и только немногим удалось «быть достойными своих страданий». Немногие проявляли инициативу, все боялись возможности выбирать, а ведь это было возможно даже в таких нечеловеческих условиях: помочь другому узнику, поделиться куском хлеба, противостоять обстоятельствам, не терять себя под гнётом лагерной жизни. Не зря Виктор Франкл восхищался такими людьми.

Ведь свобода и в мирное время не меняет своих проявлений. Быть свободным значит - уметь принимать решения, не прячась за спинами других. Только свобода выбора, внутренняя свобода может придать жизни истинный смысл. Потерять свободу под влиянием внешних факторов, в какие бы узкие рамки они не загоняли человека, невозможно. Границы своей свободы определяет только он сам. Писатель выделяет две составляющие жизни: пассивную и активную. Активная жизнь целиком и полностью зависит от человека, его желания реализовать свою свободу. Это может проявляться в развитии творческого потенциала. Пассивная жизнь даёт человеку возможность насладиться результатом своей деятельности: восхищаться красотой мира, искусством и т. д.

Подводя итоги, истинная свобода- неотъемлемая часть каждого человека, только он может решать, как ей распорядиться. Душевная свобода задает цель в жизни, придаёт ей смысл. Не бояться принимать решения, быть хозяином своей жизни, никаким факторам не давать власть над своим «Я», смотреть в будущее - вот что значит: быть свободным человеком. И какой бы не была сложной и тяжёлой жизненная ситуация (а ведь жизнь и не должна быть лёгкой), стоит всегда помнить, что только от самого человека и его решений зависит сохранение или потеря человеческого достоинства, а вместе с ним и свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: