Методика «Что важнее?» (Л.М. Фридман)

 Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ). Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).

 Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы. Качества личности:

1.Дисциплинированность.

2.Эрудированность.

 3.Сознание общественного долга.

 4.Сообразительность.

 5.Начитанность.

 6.Трудолюбие.

 7.Идейная убежденность.

8.Умение контролировать работу.

9.Моральная воспитанность.

10.Самокритичность.

11.Отзывчивость.

12.Общественная активность.

13.Умение планировать работу.

 14.Любознательность.

15.Умение работать с книгой.

 16.Целеустремленность.

17.Коллективизм.

18.Прилежание

19.Требовательность к себе

20.критичность

21.духовное богатство

22.умение объяснить задачу

23.честность

24.инициативность

25.внимательность

26.ответственность

27.принципиальность

28.самостоятельность

29.общительность

30.рассудительность

31.скромность

32.Осведомленность.

33.Справедливость.

34.Оригинальность.

35.Уверенность в себе.

Обработка полученных данных. Учитель составляет матрицу, где отмечает «+» качества у каждого учащегося. В каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент С, характеризующий степень ЦОЕ учащихся класса, вычисляется по следующей формуле: С= 1,4 n – N 6N

 где n — сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов;

N — число учащихся, принявших участие в эксперименте.

 С > 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом.

Если 0,3 ≤ С ≤ 0,5, то класс характеризуется как промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников. (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М, Ивановой, Т.Е. Павловой, Е.Н. Степановым)

 Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов. Номер вопроса Буква ответа А б в 1 * 2 * 3 * Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

 а)обойду, не потревожив;

 б)отодвину и пройду;

в)смотря какое будет настроение.

2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а)ничего, какое мое дело;

б)не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

 в)подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

 а) тороплюсь в школу;

 б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в)звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

 4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а)предложу свою помощь;

 б)я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

 в)если попросят, я, конечно, помогу.

5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б)ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь? 

а)на шпаргалки;

 б) усталость учителя: авось, пропустит

в)на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а)соглашусь с благодарностью;

б)сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в)отказываюсь решительно

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а)забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б)выполняю, конечно;

в) усиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а)да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в)зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а)поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в)я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

 а) напомню о праве на отдых;

б)делаю, раз надо;

в)посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься? а)отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в)разрываю все отношения с этим человеком.

15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам Как ты реагируешь?

 а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б)обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) буду ждать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников? а)ужасно завидую, мне неудобно;

б) потому что и у меня есть свои достоинства,

 в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю – здоровье дороже;

б)постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в)подарков не отдаю, сражаюсь с ними. 

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а)быстро начинаю скучать;

б)хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в)не замечал.

19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

 б)ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

 1. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

 2. Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9,10,13, 15,16,17, 20. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: