Методика «Социометрия» (Якоб Леви Морено)

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «Кого из твоих одноклассников ты бы хотел(а) видеть в составе вновь сформированного класса», «Кого из твоих одноклассников ты бы не хотел(а) видеть в составе вновь сформированного класса». Количество выборов может быть определенным (3 — 5 человек) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (например, в первую, во вторую и в третью очередь). Обработка полученных данных. На основании результатов – высказанных учащимися выборов и предпочтений – составляется матрица выбора: по вертикали – список класса, по горизонтали – номера, под которыми значатся фамилии школьников.

Строится матрица выбора.

В каждой строка против номеров учащихся, выбранных данным школьником, проставляется количество выборов (1,2 или 3).

 Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Иглова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. 77 Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы, Антонова выбрала Дятлову, а Дятлова выбрала Антонову), то эти два выбора (с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся кружком (взаимный выбор).

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма, представляющая собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек – кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, так называемые «социометрические звезды», которые имеют в 2 раза больше среднего количества выборов, во второй круг – «предпочитаемых», имеющих среднее количество выборов, в третий – «пренебрегаемых» – число выборов меньше среднего, в четвертый – «изолированных» – не получивших ни одного выбора. Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для наглядности при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (командира, старосты и т.д.) заштриховывают.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика «Наши отношения» (методика составлена по книге: Л.М. Фридман и др. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов»)

Цель: выявить степень удовлетворенности ребенка различными сторонами жизни коллектива.

Ход опроса. Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявлено несколько различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.

2. Наш коллектив дружный.

 3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе.

В то же время мнение конкретного ребенка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: