Педагогические условия формирования коллектива младших школьников

Формирование коллектива – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий: - между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот опережающими его в своѐм развитии; - между некоторыми группами учащихся с неодинаковыми ценностными ориентациями; - между перспективами коллектива и перспективами его членов; - между нормами поведения, принятыми в коллективе и нормами, стихийно сформировавшимися в некоторых его группах. Для формирования общешкольного коллектива наравне с преодолением перечисленных противоречий важно присутствие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть общие действия всего коллектива (преодоление возникших трудностей, проекты, торжества). Нужно учесть, что интегрирующими являются как общие цели, так и действия по их достижению. Ещѐ А. С. Макаренко подметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и дальних перспектив (Макаренко, 1988). Близкая перспектива – это события, которые совершатся в ближайшие часы, дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры. Это заманчивые и внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: хорошо освещѐнные и уютные кабинеты, цветы, доброжелательный стиль отношений к ученику со стороны одноклассников, преподавателей, администрации и технического персонала. Средняя перспектива содержит в себе наиболее крупные события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные балы, вечера, праздники, туристический слѐт и походы, открытие спортивного сезона. Схожие события могут происходить и на классном уровне. Далѐкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, республики или страны (Казаренков, 2003). Педагогическое применение перспектив общей деятельности предполагает переключение внимания детей: - от аморальных и вредных перспектив их будущей деятельности (к примеру, перспектив что-то сломать, поджечь или украсть) – к полезным; - от исключительно-личных – к объединяющим общественные и личные интересы; - от чисто потребительских перспектив – к соединяющим потребление, творчество и труд (Фридман, 1988).

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный и самоуправляемый коллектив.

 Отсюда два существенных вывода:

1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;

2) деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание традиций коллективной жизни.     Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Это быстро помогает навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т. е. метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять духовые взаимоотношения и придает им общественную направленность (Люблинская, 1977). Предъявление требований тесно связанно с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния поможет актив, поэтому так важно его воспитание. По мнению В.П. Сергеевой, общественное мнение в коллективе – это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и факторам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора.

Принято выделять два основных способа формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. Благодаря здоровому общественному мнению реализуется уже на более высоком уровне методика параллельного действия. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов, и наоборот воздействие на одного ученика воспринимается другим и как обращение к ним. Другими словами, сложившееся в коллективе здоровое общественное мнение – это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая точка для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. При наличии социально-ценного общественного мнения коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально целеустремленная ячейка общества (Сергеева, 2003).

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. открытый А.С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постоянное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить в свою личную (Макаренко, 1988).

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. В современной теории воспитания большой вклад в ее разработку внес В.М. Коротов. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, – оно естественно должно вырастать «снизу», самоорганизация тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: - разделение конкретного дела на законченные части и объемы; - формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; - выбор ответственных за каждый участок деятельности; - объединение ответственных в единый орган самоуправления; - выбор главного ответственного лица (Коротов, 1990). Таким образом, органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства – подчинения. Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей, которому подотчетен учебный комитет. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

Идеальной моделью первичного коллектива А.С. Макаренко считал разновозрастной отряд. «Такая организация, – по его словам, – дает больший воспитательный эффект – она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений» (Макаренко, 1988). Воспитательный коллектив школы (класса) представляет собой органическое единство двух коллективов: педагогического и ученического; является основным фактором развития личности школьника. Воспитательный коллектив решает широкий спектр воспитательных задач: выработка общественно значимых целей и перспектив совместной деятельности, обеспечение каждому члену активной позиции в современной жизни, деятельности, выработка высоконравственных норм и общих ценностных ориентаций на культуру, создание возможности самоактуализации для каждого члена коллектива, реализация идей защищенности в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества. Гуманистическая интерпретация коллектива, как известно, предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности» (Сластѐнин, 2006). Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя и основное условие создания и развития ученического коллектива. Остановимся подробнее на этих признаках:

1. Общественно значимая цель. Коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось семь лет – родители привели их в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в первый класс к популярному учителю). Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и доведение их до сознания своих воспитанников. Кроме того, эту цель и задачи необходимо грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних.

2. Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая, как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами. Это позволит быстрее узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и личностные отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть общественно-полезной и значимой и приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику (Сухомлинский, 1984).

3. Отношения ответственной зависимости. А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и взаимного подчинения». Имеется в виду формальная и неформальная структуры коллектива. Это актив и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей (каждому члену класса поручение по душе, в русле его интересов и способностей). При этом важно соблюдение еще двух условий: научение исполнению поручений (алгоритм, инструктаж, пример взрослого и т.п.) и контроль (с целью доведения до конца начатого дела). Тогда только система поручений (постоянных и временных) позволит создать в коллективе условия для самоактуализации каждого его члена – и взрослого и школьника (Макаренко, 1988).

4. В коллективе реализуется идея свободы личности, ее раскованности и в то же время защищенности каждого члена коллектива. А.Б. Добрович пишет: «Суть в том, чтобы дети и воспитатели ставили на первое место ту свободу и ту раскованность, которые освобождают человека духовно, которые создают предпосылки для рождения страстной увлечѐнности серьезным делом». В современной школе свобода и раскованность непременно должны быть связаны с гарантией развития всех, рассматриваться как свобода деятельности, как свобода духовно обогащающего общения против различных форм разобщѐнности и дегуманизации отношений в среде взрослых и детей (Добрович, 1987).

5. Единая для всех система требований. Во всех сферах жизни и деятельности коллектива существует определѐнная система требований: в четкости организации каждого вида деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении ко всем, в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в неукоснительном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система требований в коллективе должна быть построена тонко и изящно.

6. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного опыта деятельности и общения. Обогащение коллективной жизни традиционными делами и нормами эмоционально-положительных отношений – одно из условий сплочения и развития детского коллектива.

7. Связь с другими коллективами – общешкольным, педагогическим, подшефным, с коллективами трудовыми, других учебных заведений. При этом должны быть две линии взаимодействия: одна, согласно которой ученический коллектив «берет» на себя что-то (спонсорскую материальную помощь, опыт деятельности, навыки взаимоотношений, помощь и моральную поддержку…) и другая, согласно которой ученический коллектив «отдает» что-то другим (материальное либо духовное – шефские концерты, подарки воспитанникам детского дома, шефство над домом инвалидов, оказание помощи малышам, озеленение микрорайона, оснащение дворов детскими площадками, акции милосердия и т.п.)

8. Коллектив имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм существования (диффузной группы) к высшим (коллективу); это движение от первой к четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния авторитарного руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления (Петровский, 1982).  

Вывод: формирование коллектива необходимо начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Верное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с младшими школьниками сформирует их поведение, содействует улучшению их работы и вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива. Для того чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Потому в воспитательной работе с коллективом немалое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности. Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют: - умелое предъявление требований к учащимся; - воспитание ученического актива; - организация занимательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно-оздоровительной и художественно-эстетической деятельности; - воспитание здорового общественного мнения; - организация и развитие положительных традиций коллективной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: