От Сицилии до Японии — как открывались первые школы иезуитов

Школы самостоятельного мышления

Основные принципы иезуитского образования были сформулированы в объёмном документе с названием Ratio Studiorum. В нём довольно подробно описывалась система и принцип организации учебных заведений.

Педагогический приём, который использовали ранние иезуиты, получил название «Парижского метода». Его элементы настолько прочно вошли в нашу современную практику, что нам сложно представить обычную школу без них. Например, именно иезуты придумали делить учеников по классам. Ещё они верили, что лучший способ получать знания, — не только читать тексты хороших авторов, но и самому писать такие тексты и составлять речи.

В подтверждение этой идеи иезуиты приводили простой пример. Чтобы хорошо понять пьесу, нужно не только её прочитать, но и сыграть в ней, только после этого станет понятен истинный смысл. Постановка пьес, кстати, имела большое значение в иезуитской системе образования. Она позволяла легко показывать, как абстрактные и теоретические проблемы могут решаться в жизни.

Ratio Studiorum. Документ датирован 1858 годом, а официально издан в 1599 году

Огромное значение иезуиты с самого начала придавали самостоятельности учеников. Эту идею они описывали термином ut excitetur ingenium — побуждение учеников к самостоятельному размышлению. Ученик должен был быть активным в классе.

Он должен был не только слушать учителя, но и критически осмысливать то, что учитель рассказывает, спорить с ним, развивать его идеи. Иезуитский метод преподавания строился так, чтобы у ученика появлялось желание самому разбираться в материале, который становился сложнее с каждым уроком. Тем самым ученик развивался не только интеллектуально, но и морально; он привыкал к трудностям, к нестандартным ситуациям и старался находить к каждой из них подход.

Занятие в иезуитском учебном заведении

Внимание уделяли и физическим упражнениям как ещё одному способу развить сильную и независимую личность. А вот телесные наказания в иезуитских колледжах были редки (хотя и не исчезали полностью) — учителя считали, что сильная воля должна закаляться и развиваться другими методами. Потому что насилие заставляет человека скрывать истинные намерения, но не исправляет его.

От Сицилии до Японии — как открывались первые школы иезуитов

Первая из школ была основана в Мессине на Сицилии в 1548 году. К этому моменту в ордене состояло уже несколько сотен человек, многие из которых получили высшее образование. Особенно много членов ордена жили в Италии — неудивительно, что иезуиты основали школу именно там. Примерно через 40 лет иезуиты открыли первую школу в Азии в португальской колонии Макао, а вслед за этим в Японии.

Первая школа на Сицилии оказалась успешной. Уже через несколько месяцев после её открытия магистрат Палермо обратился к иезуитам с просьбой организовать такую же школу в их городе, чтобы обучать там своих сыновей.

Иезуитский колледж в Мессине. Первое образовательное учреждение ордена

Важной отличительной чертой иезуитских школ была их открытость для представителей любого социального класса. Игнатий Лойола считал, что у школ должен быть фонд, который позволял бы покрывать расходы на обучение детей из бедных семей. С другой стороны, это было скорее красивой идеей — в иезуитских школах в массе своей учились дети из богатых семей.

Самым важным предметом в иезуитских школах была античная литература — латинская и древнегреческая. Изучение языка и красноречия было составной частью учебных курсов (при этом латынь считалась абсолютно обязательным предметом, а вот древнегреческий предназначался лишь самым одарённым).

Во многом из-за этого более бедные семьи с меньшей охотой отправляли детей в иезуитские школы и колледжи — им больше импонировало практическое, профессиональное образование. А для иезуитов был характерен акцент именно на гуманитарное образование, историю, литературу, риторику, поэзию и языки. Они были уверены, что через постижение этих дисциплин человек научается видеть красоту и величие божественного замысла вокруг себя.

Иезуитская школа в Барселоне

Иезуиты старались не противопоставлять гуманитарное образование профессиональному — они рассматривали их как дополняющие друг друга системы. Уважали строгость схоластики и её способность обучать высокопрофессиональных выпускников в области права, медицины или теологии. В целом же, они смотрели на образование как на инструмент, необходимый для создания полноценного человека — меньше всего они хотели, чтобы образование становилось своеобразной интеллектуальной игрой в бисер для посвящённых. Цель обучения — полноценный человек, нашедший свой путь к вере и Богу.

Иезуиты покоряют мир

Развитие иезуитского образования шло фантастическими темпами. За первые 50 лет существования ордена было открыто несколько сотен колледжей и школ — как в Европе, так и за её пределами. С Европой всё понятно — в обществе был серьёзный запрос на образование, а Римская католическая церковь использовала иезуитские колледжи как инструмент борьбы с Реформацией. А вот с тем, как иезуиты устраивали свои школы на других континентах, всё не так просто.

Иезуиты часто сопровождали в путешествиях первых европейских исследователей Нового Света, чаще всего португальцев, испанцев и французов. В Новом Свете они не только несли Слово Божие (следуя заветам Лойолы), но и основывали образовательные учреждения.

Иезуиты в Южной Америке

Иезуиты разделили Южную Америку на три провинции (их границы, кстати, совсем не всегда совпадали с границами колониальных владений европейских держав). Внутри этих провинций создавались иезуитские резервации (на испанском они назывались reducciones — поэтому часто можно встретить использование термина «редукции» по отношении к ним). В этих редукциях пытались христианизировать местное население — правда, без прививания индейцам европейских привычек и образа жизни.

Иезуит и индейцы

Эти редукции обладали серьёзной автономией — к середине XVII века иезуиты даже получили разрешение организовывать вооружённое ополчение из индейцев, сама сеть редукций к тому моменту объединяла уже несколько сотен тысяч индейцев.

Особенных успехов иезуиты добились в Парагвае, где они фактически смогли организовать практически независимое иезуитское христианское государство. Труд индейцев приносил иезуитам серьёзные прибыли, которые они тратили на развитие ордена.

Иезуитская миссия в Китае

Глобальная деятельность иезуитов не заканчивалась на Южной Америке. Уже в конце XVI века они открыли первые колледжи и церкви в Мексике. Для того, чтобы содержать их, орден купил огромное количество земель. Иезуиты активно расширялись в Северной Америке, Канаде, в Карибском бассейне.

Ещё одним важным направлением экспансии была Азия. Один из основателей ордена Франциск Ксаверий (друг и соратник Лойолы) ещё в 1541 году отправился в Индию — там он и провёл всю оставшуюся жизнь (за исключением периода организации иезуитской миссии в Японии). В Гоа он основал миссию иезуитов.

Франциск Ксаверий крестит индийца

Китайцев иезуиты познакомили с достижениями европейской науки, астрономии и медицины — и даже занимались переводами математических и астрономических исследований на китайский язык. В ходе этого культурного обмена иезуиты сами познакомились с китайской культурой и наукой — именно они сделали известным в Европе имя Конфуция. Влияние иезуитов в Китае росло, но в скором времени это стало не устривать правительство. Деятельность ордена в Китае была запрещена в 1784 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: