Экономическая политика

Режим Муссолини вступил в новую фазу развития в условиях начавшегося мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно тяжело поразившего Италию. В годы кризиса промышленное производство сократилось на 27-28 %, а безработица превысила 1 млн. человек. Для этого периода итальянского фашизма характерны дальнейшая концентрация государственной власти и усиление её контроля над экономикой и социальными отношениями, повышение роли фашистской партии в государстве и обществе, окончательное оформление фашистской идеологии. Выявилась экспансионистская сущность итальянского фашизма, который объявил себя "новой цивилизацией".

В 1932 г. Муссолини опубликовал книгу "Доктрина фашизма", написанную с помощью философа Дж. Джентиле. Её главным постулатом объявлялось тоталитарное государство: "всё в государстве, и ничего вне государства". Оно включало не только политическую организацию нации, но и социальную и экономическую сферы.

Впервые идея корпораций была провозглашена ещё в программе фашистской партии 1921 г. Там говорилось, что корпорации "должны развиваться в соответствии с двумя главными задачами: как выражение национальной солидарности и как средство развития производства".

Основные принципы корпоративной системы были изложены в "Хартии труда", принятой Большим фашистским советом в 1927 г. Согласно ей корпорации должны объединять работодателей и работников и подчиняться государственному контролю. Государство признавалось арбитром в трудовых сходах, забастовки запрещались. Только фашистские профсоюзы получали монопольное право заключать от имени рабочих коллективные договоры с предприятиями. Фашистское государство активно влияло на содержание коллективных договоров.

Первым шагом к практическому введению корпоративной системы явилось создание в 1928 г. вместо единой конфедерации фашистских профсоюзов синдикатов по различным отраслям экономики: в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, банковской системе, на транспорте. В первой половине 1930-х гг. в Италии было создано 22 отраслевые корпорации, в каждую из которых входили соответствующее предпринимательское объединение и фашистский профсоюз. Высшим руководящим органом экономики страны становился Национальный совет корпораций, который являлся совещательным органом при правительстве по вопросам производства и труда, т.е. частью фашистского государственного аппарата. С 1936 г. Национальный совет корпораций регламентировал цены, тарифы, нормы производства и заработную плату. Корпорации восстановили 8-часовой рабочий день и ввели 40-часовую рабочую неделю.

Налоговая система и принудительные государственные займы среди населения давали возможность государству аккумулировать средства, которые в виде кредитов и субсидий предоставлялись крупным монополистическим предприятиям, в первую очередь они шли на развитие добывающей, текстильной, синтетической промышленности. Государство посредством корпораций монополизировало ввоз сырья из-за границы и его распределение между предпринимателями. Особенно крупные средства выделялись для развития военной промышленности.

Создание корпоративной системы сопровождалось масштабной идеологической кампанией. Корпорации изображались формами классового сотрудничества, отвечающие общим интересам нации и даже "преодолением" капиталистической системы. Муссолини объявил корпоративизм новым этапом в эволюции государства в направлении демократии. На самом же деле фашистский корпоративизм не имел ничего общего с синдикально-корпоративным вариантом демократического развития. Фашистское корпоративное государство строилось не снизу, как это предусматривается синдикальной идеей, а верхушкой фашистской иерархии и в её интересах. Во главе корпораций встали наиболее известные представители финансово-промышленого капитала: Пирелли, Мотта, Аньелли, Вольпи. Корпоративная политика Муссолини помогла монополистическому капиталу овладеть решающими отраслями экономики. Хозяевами индустрии страны стали химический и горнорудный трест "Монтекатини", резиновый "Пирелли", металлургический и оружейный "Терни", электроэнергетический "Эдисон".

Важнейшим направлением усиления экономического регулирования со стороны государства стало создание частно-государственных объединений. Одним из первых был Институт промышленной реконструкции (ИРИ), созданный в 1933 г. Через него государство финансировало машиностроительные и металлургические предприятия.

4. Мили­таризация хозяйственной жизни.

Во второй половине 30-х годов в Италии наблюдалось все более широкое и активное вмешательство государства в развитие экономики. Оно являлось важнейшей составной частью фашистского варианта антикризисной стратегии, а с другой стороны, было связано с тем, что итальянский фашизм превратился в одну из наиболее агрессивных сил на международной арене и вел форсированную подготовку к боль­шой войне. В предвидении такой войны фашистс­кий режим задался целью покончить с за­висимостью Италии от ввоза извне и до­биться ее экономической автаркии, т.е. самообеспечения продовольствием и стра­тегически важными видами сырья. В 1934­-1935 гг. в Италии была установлена моно­полия внешней торговли и значительно сокращен ввоз нестратегических товаров [2 с.312].

Установленный государственный контроль над экономикой послужил целям ее милитаризации. Муссолини говорил, что корпорации созданы для усиления могущества нации, в целях ее мировой экспансии. Автаркия должна привести в самые короткие сроки к максимальной экономической независимости Италии, особенно в военной области.

В 1930-е гг. военный бюджет Италии быстро возрастал. С 1930 по 1937 гг. военные расходы составляли 5 млрд. лир ежегодно, а в 1938-1939 гг. они достигли 8 млрд. лир. На подготовку к войне Италия затратила более 133 млрд. лир.

Фашистская пропаганда возрождала старые националистические мифы о воссоздании "священной римской империи", спекулировала на идеях деятелей итальянского Рисорджименто о цивилизаторской миссии Италии в Африке. В 1930-е гг. появились новые мифы об "исторической неизбежности" распространения фашизма на весь мир. В 1936 г. идеолог итальянского фашизма философ Дж. Джентиле следующим образом обосновал "историческую миссию" фашизма: фашизм призван оздоровить больную Европу, испорченную демократией, и повести её на борьбу с "азиатским большевизмом".

В 1920-е гг. фашистская Италия еще не была в состоянии проводить активную внешнюю экспансию и ограничивалась действиями по укреплению своего положения в послевоенной Версальской системе международных отношений. Италия стремилась добиться усиления своего влияния прежде всего в Средиземноморском регионе, рассчитывая на поддержку со стороны Франции и Великобритании.

В 1924 г. Муссолини удалось по договору с Югославией присоединить к Италии Фиуме. В 1926 г. Италия становится гарантом безопасности Албании, а в1927 г. был подписан договор об оборонительном союзе двух стран. В целом в 1920-е гг. произошло усиление Италии на Балканах. Более открыто фашистский режим Муссолини стал провозглашать колониальную экспансию, прежде всего в отношении Эфиопии. В 1925 г. Италия заключила с Англией соглашение о будущем разделе Эфиопии. Вместе с тем, в 1928 г. Италия по договору с Эфиопией гарантировала последней мир и дружбу.

Новый поворот к агрессивной внешней политике фашистской Италии произошел в условиях мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг. При подготовке к колониальной экспансии Муссолини стремился обеспечить стабильность своему режиму на международной арене. С этой целью 2 сентября 1933 г. в Риме Италия подписала с СССР "Договор о дружбе, ненападении и нейтралитете" сроком на 6 лет. Советская сторона проявила готовность поддержать в определенной степени политику Италии на Балканах. Также выявилось негативное отношение обеих стран к Лиге Наций. В январе 1935 г. в Риме между Италией и Францией были подписаны соглашения, которые развязали Муссолини руки для дальнейшей экспансии в Северной Африке.

В октябре 1935 г. фашистская Италия напала на Эфиопию. Даже эта ограничен­ная по масштабам война, в которой агрес­сор располагал авиацией, химическим оружием и танками против практически безоружной жертвы, оказалась серьезным испытанием для итальянской экономики, подтолкнув фашизм к дальнейшему рас­ширению ее государственного регулиро­вания.

В деревне была введена система обязательных поставок, а затем в сущнос­ти ликвидирован свободный рынок сель­скохозяйственной продукции, которая дол­жна была продаваться только государ­ственным заготовительным органам по установленным ими ценам.

В 1936 г. был национализирован Итальянский банк, превращенный в центральный эмиссионный банк страны и контролировавший всю ее кредитно-денежную систему. Главное же, рычаг государственного вмешательства стал усиленно использоваться для разви­тия стратегически важных отраслей про­мышленности и их сырьевой базы. На средства бюджета был создан ряд предприятий по производству синтетичес­кого жидкого топлива и других замените­ лей тех видов сырья, которыми Италия не располагала. Государственные капиталов­ложения направлялись в горнорудную про­мышленность, в разработку залежей буро­го угля, металлургию. На автаркию было ориентировано и развитие легкой про­мышленности. Потребителям назойливо рекомендовалось «предпочитать нацио­нальные продукты». Вся сложившаяся в 30-е годы фашист­ская система государственного экономи­ческого регулирования была в высшей сте­пени выгодна промышленным магнатам. Она обеспечивала капитанам промышлен­ности щедрое поощрение усилий по на­ращиванию военного потенциала Италии, защиту от иностранной конкуренции на внутреннем рынке и беспрецедентную возможность страховать себя за счет мас­сы налогоплательщиков от издержек пред­принимательской деятельности и сбоев в механизме капиталистического хозяйства. Только за пять лет - с 1934 по 1939 г. - прибыли 16 крупнейших итальянских тре­стов возросли на 78 %.

Экономическая подготовка Италии к войне позволила ей избежать поразивше­го в 1937-1938 гг. другие страны очеред­ного кризиса перепроизводства. К этому времени Италия превратилась из аграрно­-индустриальной в индустриально-аграр­ную страну: с начала 30-х годов числен­ность занятых в промышленности и на транспорте превысила численность заня­тых в сельском хозяйстве. Но этот сдвиг произошел за счет роста лишь тех отрас­лей промышленности, которым отводи­лась ключевая роль при осуществлении политики автаркии и доставалась львиная доля государственных затрат на ее прове­дение. За период 1928-1938 гг. продукция металлургии и машиностроения возросла на 27 %, химической промышленности - на 30 %, горной - на 35 %, энергетичес­кой - на 63 %, тогда как в текстильной промышленности и в секторе жилищного строительства и общественных работ от­мечалось сокращение соответственно на 18,5 и 35 % [2 стр.313].

Во второй половине 30-х годов Италия стала все теснее сближаться с гитлеровской Германией. Совместно они предприняли в 1936 г. интервенцию в Испании в поддержку мятежа генерала Франко против республиканского правительства (со стороны Италии в ней участвовали сухопутный экспедиционный корпус, авиация и флот). В том же году между Италией и Германией было подписано соглашение о сотрудничестве, известное как «ось Берлин - Рим». Оно предусматривало осуществление общей линии в вопросах европейской политики, совместные мероприятия в области «антибольшевистской борьбы», а также выход Италии (по примеру Германии) из Лиги Наций, который последовал в конце 1937 г. В 1937 г. Италия присоединилась к германо-японскому «антикоминтерновскому пакту». Ее отношения с Францией вновь ухудшились: едва Франция успела признать завоевание Италией Эфиопии, как ей были предъявлены итальянские притязания на Корсику, Тунис и Джибути. В апреле 1939 г. Италия оккупировала и аннексировала Албанию.

Итальянский фашизм не дошел до гитлеровской системы массового уничтожения политических противников или расового геноцида. Но так было не потому, что фашистский режим в Италии имел принципиально отличную от нацизма природу. Различаются лишь формы и методы фашизма, который приноравливается к особенностям каждой страны, спекулирует на ее прошлом, использует в собственных целях черты массовой психологии данного национального образца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: