Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением правил безопасности труда.
Ее возникновение нельзя рассматривать как явление, возникающее при случайном стечении ряда обстоятельств. За всякой производственной травмой кроется нарушение правил безопасности труда.
Причины производственных травм разделяются на следующие виды:
организационные — нарушение хода технологического
процесса, неправильная организация труда и рабочего места
(неверно выбран режим работы — чрезмерная его продолжительность или интенсивность, длительное и неудобное положение тела человека), недостаточная обученность работающих безопасным методам и приемам труда, выполнение работ, не соответствующих квалификации работника, неправильное размещение оборудования, использование неисправного или несоответствующего оборудования, приспособлений и инструмента, неисправное состояние ограждений и предохранительных устройств, отсутствие необходимого надзора за выполнением работ со стороны руководства и инженерно-технического персонала, отсутствие инструкций на рабочих местах, плакатов, предупреждающих об опасности, отсутствие контроля за правильным использованием спецодежды, средств защиты и т. п.;
|
|
технические -несовершенство технологического оборудования, инструмента, электроустановок, электрооборудования, технологического процесса, оградительных и предохранительных устройств, конструктивные недостатки транспортных средств, путей, энергосистем, отсутствие блокировок и т. п.;
с а н и т а р н о-г и г и е н и че с к и е — недостаточность объема и площади производственных помещений, не соответствующие санитарным нормам метеорологические условия производственной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха), наличие тепловых, электромагнитных, рентгеновских, радиоактивных и ультрафиолетовых излучений, слабая освещенность рабочих мест, отсутствие вентиляции и наличие вредных и отравляющих веществ в воздухе производственных помещений, отсутствие и неудовлетворительное состояние бытовых и профилактических помещений и устройств, нарушение правил личной гигиены, отсутствие спецодежды и спецпитания.
Вопросам техники безопасности, разработке мероприятий, предупреждающих возникновение несчастных случаев, должно уделяться особое внимание на всех без исключения этапах работы с ГСМ, начиная от его приема и кончая заправкой ЛА. От знания и неукоснительного выполнения сотрудниками складов ГСМ правил по технике безопасности зависит безопасность труда.
|
|
n Несчастный случай - внезапное нежелательное событие, вызванное внешними факторами и наносящее вред людям, являясь следствием взаимодействия человека и объектов рабочей среды.
n Относительная частота несчастного случая выражается числом несчастных случаев за период рабочего времени (пример, число случаев травматизма за год).
n Несчастный случай считается производственным если:
- имеется наличие трудовых отношений между пострадавшим и работодателем;
- несчастный случай произошёл в рабочее время, включая перерывы, а так же время перед началом работ и по окончанию работ;
- несчастный случай произошёл на территории предприятия или ином месте работы, обусловленном функциональными обязанностями работника
n Расследование несчастных случаев на производстве осуществляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации, и состоящая из нечётного числа членов.
n Степень тяжести несчастного случая определяет медицинское учреждение.
n По окончанию расследования оформляется акт формы Н-1.
Пирамида несчастных случаев
|
Лекция № 2
Производственная безопасность при транспортировании нефтепродуктов
Опасность при транспортировке ГСМ определяется возможностью отравляющего действия на человека при разбрызгивании или попадании внутрь, возможностью ожогов, возникновения взрыва и пожара при разрядах статического, электричества и воздействии открытого пламени. Для предотвращения этого при транспортировке ГСМ необходимо соблюдать ряд мер и правил по технике безопасности.
Железнодорожным транспортом ГСМ перевозятся в специально оборудованных вагонах и ЖДЦ. Вагоны-цистерны для перевозки нефтепродуктов должны иметь один из следующих трафаретов:
1) наименование продукта,
2) степень опасности («Огнеопасно», «Ядовито», «Едкая жидкость»),
3) знак опасности.
Вагоны и цистерны с неисправным оборудованием, неисправными сливными приборами, лестницами и крышками, с течью цистерны, с люками без резиновой прокладки (если есть паз для ее укладки) использовать под налив и для транспортирования запрещается.
Спускаться в порожнюю цистерну для ее осмотра можно только в соответствии с правилами по технике безопасности при зачистке резервуаров.
При приеме застывшей массы грузополучатель (склад ГСМ) должен обеспечить их разогрев.
При разогреве паром следует соблюдать меры предосторожности во избежание теплового ожога, а при применении электроподогревателей — опасности поражения электрическим током.
Разогревая масла паром, впускной вентиль следует открывать постепенно (медленно), а давление не должно быть более 3 кгс/см2
Водным транспортом ГСМ перевозятся в наливных судах— танкерах или на сухогрузных судах в мелкой таре в соответствии с «Правилами обеспечения пожарной безопасности при перевозке нефтепродуктов в нефтеналивных судах наливом и в таре».
Грузополучатель и грузоотправитель обязаны принять все меры по обеспечению безопасности операций по наливу и сливу нефтепродукта. Грузополучатель должен обеспечить наличие и исправность оборудования причаливания и средств пожаротушения.
При операциях погрузки-разгрузки средствами пароходства охрана и наблюдение за трубопроводом от судна до берегового борта нефтестанции являются обязанностью пароходства. Грузополучатель контролирует трубопровод от борта нефтестанции до резервуара.
Автомобильным транспортом ГСМ перевозятся на сравнительно небольшие расстояния в автоцистернах или бочках. Автомобили должны быть оборудованы искрогасящим и заземляющим устройствами для защиты от разрядов статического электричества, а автоцистерны оборудуются в обязательном порядке огнетушителями и пожарным ручным инструментом.
|
|
ГСМ в бочках перевозят в специально оборудованных автомобилях. Бочки в кузове устанавливают в один ряд пробками вверх и крепят для предотвращения их соударения.
Стеклянные бутыли с кислотами, щелочами, различными лабораторными реактивами и другими веществами перевозят только упакованными в корзины или деревянные обрешетки, заполненные наполнителем (соломой, стружкой или крупными опилками).
При погрузке-разгрузке их переносят в ящиках и корзинах с двумя ручками только вдвоем. Носить их на плече, спине или держа перед собой – запрещается, вследствие очень большой опасности ожога в случае пролива.
Воздушным транспортом ГСМ перевозят на грузовых самолетах и вертолетах в бочках и иной таре. На полу грузовой кабины, где размещаются бочки, делают настил из досок. Бочки устанавливают в один ряд пробками вверх и закрепляют. В грузовой кабине должны быть средства огнетушения.
Трубопроводным транспортом авиатоплива транспортируют, как правило, в пределах аэропорта от базового склада к раздаточному пункту и в центральную заправочную систему (ЦЗС). Трубопроводы прокладываются с уклоном для исключения застоя Жидкости, которая при разборке (ремонте) трубопровода может вылиться на слесаря. Подтягивать соединения трубопроводов и ремонтировать уплотняющие устройства запорной аппаратуры под давлением запрещается.
Профилактические мероприятия по технике безопасности при транспортировке ГСМ должны предусматривать:
контроль исправности оборудования транспортных средств;
проверку подъемно-транспортных средств складов и хранилищ ГСМ;
периодическую проверку исправности электрической цепи заземления для защиты от разрядов статического электричества;
контроль за выполнением требований по технике безопасности;
правильное применение спецодежды и ее наличие, а также наличие средств индивидуальной защиты;
|
|
проведение периодического инструктажа работников, занятых транспортировкой ГСМ;
обновление плакатов и инструкций по технике безопасности..