Семь свободных искусств

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

Урок 6. Всемирная история 6 класс

Урок знакомит с представлениями средневековых людей об окружающем мире. Характеризует уровень развития научных знаний и образования Средневековой Европы этого периода. Показывает роль христианства в развитии культуры Раннего Средневековья. Знакомить с примерами европейской литературы и искусства этого периода.

В Средние Века человек представлял окружающий мир совсем не так, как его воспринимают современные люди. Его жизнь была связана с тем местом, где он родился и вырос.

Большинство ни разу не покидало родную деревню или город для дальнего путешествия.

Плохие дороги, опасности долгого пути, наконец, возможность произвести всё нужное своими силами – всё это делало связи с далёкими городами и странами ненужными.

О том, что происходит в соседних землях, знали мало; что творится в соседних государствах – ещё меньше.

О народах за пределами Европы сведения были на уровне домыслов и сказок.

Представления о мире в Средние Века

Но купцы, воины, послы и правители знали гораздо больше. Благодаря их описаниям становится возможным восстановить облик Европы IX–XI веков.

Многие астрономы представляли Землю шаром, который неподвижно находится в центре Вселенной, а вокруг него движутся Солнце, звёзды и известные на тот момент планеты.

Но были и те, кто считал Землю диском, покрытым куполом неба.

Географы раннего Средневековья опирались на труды античных учёных и Библию. Но имели представление в основном о Европе. В меньшей мере – об Африке и Азии.

Им были известны страны Востока, Индия, Китай, которые в воображении людей того времени представлялись земным раем.

Средневековая карта

В Средневековой Европе не было единого счёта времени.

Начало года часто совпадало с религиозными праздниками. Времена года, их смену и продолжительность люди знали хорошо, так как от этого зависел урожай.

Времена года

Определяли их наступление по народным приметам: началу цветения определённых растений, поведению животных, фазам Луны.

Для измерения времени суток использовали древние устройства: песочные, водяные, солнечные часы.

Сами сутки делились на день и ночь. Соответственно, их продолжительность была от рассвета до наступления темноты – день. До следующего рассвета ночь.

Солнечные часы

Темноты люди опасались, считали её происками нечистых сил, «злым» временем.

Расстояние мерили в зависимости от дальности: неделями, днями пути; временем на прочтение определённых молитв, количеством сгоревших свечей.

Особое отношение в ту эпоху было к летоисчислѐнию. Его вели от Рождества̀ Христо̀ва, но точным цифрам значения не предавали.

Важные даты увязывали со значительными событиями: крупным праздником, битвой, эпидемией, избранием правителя.

Не было чёткой границы между прошлым и настоящим. События, описанные, к примеру, в Библии, легенде или античной поэме воспринимались как произошедшие недавно и где-то неподалёку.

Отсюда вера людей в сказочных животных и драконов, в то, что можно поквитаться с обидчиками Христа или встретиться с очевидцами давних событий.

Грамотность в Раннем Средневековье была редкостью.

Исключение составляли служители церкви. Для того, чтобы выступать с проповедями, они должны были читать религиозную литературу, знать молитвы и основы христианского учения.

С появлением империи Карла Великого возникла и необходимость в большом количестве образованных людей для управления страной.

Без грамотных судей, чиновников и наместников не было возможности держать в подчинении такую большую территорию.

Карл Великий носил титул императора, как в прошлом правители Римской империи, поэтому, чтобы показать своё могущество, он старался подчеркнуть преемственность своей страны и Рима.

Не случайно образцом для культуры этого времени послужила античность.

Период культурного подъёма в Западной Европе в конце VIII – середине IX века получил название Каролѝнгского Возрождѐния.

Карл организовал при дворе «Дворцо̀вую акадѐмию»общество для изучения и развития наук.

Ей руководил приглашённый учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения – А̀лкуин.

Алкуин

В Академии изучали грамоту, богословие, труды античных учёных. Составляли летописи, жизнеописания современников. Она также готовила сыновей королевских вассалов для государственной службы.

Дворцовая академия

Архитектура этого периода также брала пример с античности. Построенные при Карле Великов храмы и здания были похожи на постройки Рима. Примером может служить сохранившаяся А̀хенская Капѐлла.

При Карле Великом при монастырях и в городах начали создаваться церко̀вные школы. В X–XI веках появились собо̀рные школы.

Обучение в них велось на латинском языке, бывшем в то время «международным».

В них преподавались античные дисциплины, именовавшиеся «семью свободными искусствами».

Трѝвиум – первая ступень обучения: грамматика, риторика и диалектика.

Ква̀дривиум – вторая ступень обучения: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Освоив эти науки, можно было изучать богословие.

Семь свободных искусств

Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности. В результате установилось чёткое письмо – каролѝнгский мину̀скул. Он послужил основой для современного начертания букв латинского алфавита.

В образовании и науке Средних Веков главное место занимали понятия «образец» и «авторитет».

Это означало, что во всех областях знаний есть образцовые произведения и авторы, чьи идеи и учения – аксиома.

В поэзии – Вергѝлий и Гора̀ций. В прозе – Цицеро̀н. В диалектике – Аристо̀тель.

Образование и наука

Но основой знаний во всех областях была Библия. Образованным в Средние Века считался человек, знающий мнение авторитетов.

В Средние Века производство книг находилось в руках монастырей, где устраивались специальные мастерские – скрипто̀рии, в которых тексты книг переписывались монахами.

Вместо античного папируса стали использовать перга̀ментматериал для письма из недублёной сыромятной кожи. Писать стали чернилами и птичьими перьями.

Создание рукописной книги занимало долгое время и требовало труда множества людей. Рукописная книга была богато украшена.

Она была уникальным произведением искусства и считалась предметом роскоши.

Скрипторий

Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

Литература Раннего Средневековья была в основном религиозной.

Популярными были жития̀, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми, и Ева̀нгелия.

Церковь призывала мирян подражать святым. Главной её целью было наставление верующих на путь истинный.

Получило развитие и устное творчество. Анонимные авторы создавали эпѝческие пѐсни – сказания о великих героях прошлого.

В этих песнях исторические события переплетались с мифами и легендами. Так возникли эпические поэмы: англосаксонский «Беову̀льф», скандинавская «Ста̀ршая Э̀дда», немецкая «Песнь о Нибелу̀нгах», французский эпос «Песнь о Рола̀нде».

В VI–VIII веках в Западной Европе распространяются хро̀никиисторическое описание событий по годам.

Они начинали своё повествование с основания Мира, заканчивали современными автору событиями.

Наиболее известными были «История фра̀нков» Григо̀рия Ту̀рского, «История го̀тов и ванда̀лов» Исидо̀ра Севѝльского, «Рѝмская история» Па̀вла Диа̀кона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: