Поначалу японцы писали большей частью танка, стихотворения в пять строчек. Потом показалось слишком много — стали сочинять трехстишия, хайку (хокку)

Сотни, тысячи поэтов увлекались и увлекаются сложением хайку. Если написать в столбик имена всех известных нам авторов трехстиший, ими можно будет заполнить целую книжку — так любили и любят в Японии поэзию. Среди этих бесчисленных имен можно выделить четыре великих имени, известных сейчас всему миру:

 Мацуо Басе (1644-1694),

 Ёса Бусон (1716-1783),

Кобаяси Исса (1769-1827)

 Масаока Сики (1867-1902).

Вдоль и поперек исходили эти поэты Страну восходящего солнца. Отыскали самые красивые уголки в глубине гор, на морском побережье и воспели их в стихах. Весь жар своего сердца вкладывали они в несколько слогов хайку. Откроет читатель книгу — и будто бы своими глазами увидит зеленые горы Ёсино, дворцы и храмы древней столицы Японии Киото, площади и базары новой столицы Эдо (нынешнего Токио). Зашумят под ветром волны прибоя в бухте Сума, запоют печальную песню сосны в Суминоэ.

Может быть, как раз потому, что стихи были очень короткие и хорошо запоминались, знали их и стар и млад. Князья и воины-самураи, купцы и ремесленники, монахи и крестьяне — все грамотные японцы заучивали наизусть хокку, сложенные знаменитыми стихотворцами, а некоторые и сами пробовали сочинять. Любители поэзии хокку часто собирались за чашечкой чая, показывали друг другу свои трехстишия, обсуждали новые книжки. Иногда устраивали состязания: кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про кукушку или про заходящее солнце. Получалось весело и интересно.

О чем же можно было писать в хокку, в этих малюсеньких стишках?

 Обо всем:

 о родном крае,

о работе, о развлечениях,

 об искусстве

о природе — о летней жаре, о зимних холодах, о букашках-таракашках, о зверях и птицах, о деревьях и травах.

 Сочиняя хайку, поэт обязательно должен был упомянуть, о каком времени года идет речь. И книжки хайку тоже обычно делились на четыре главы:

«Весна»,

«Лето»,

 «Осень»,

«Зима».

  Если внимательно вчитаться в трехстишие, в нем всегда можно обнаружить «сезонное» словечко.

Например,

о талой воде,

о цветах на сливе и вишне,

 о первых ласточках,

 о соловье, о поющих лягушках говорится в весенних стихах;

 о цикадах, о кукушке, о зеленой траве, о пышных пионах — в летних;

о хризантемах, об алых листьях клена, о пугалах в поле, о печальных трелях сверчка — в осенних;

об оголенных рощах, о холодном ветре, о снеге, об инее, о пылающем очаге —

 в зимних.

Однако вчитайтесь в хайку повнимательней, и вы увидите, что в них говорится не только о цветах, птицах, ветре и луне.

Вот крестьянин сажает росточки риса на заливном поле,

 вот путники пришли полюбоваться снежной шапкой на священной горе Фудзи.

 Сколько здесь примет жизни японцев — и будничной, и праздничной.

 Поэты рассказали о первом весеннем празднике в Японии — Новом годе, когда в небо взвиваются бумажные змеи.

Другие стихи посвящены праздникам Девочек и Мальчиков — в них нарядные куклы «хина» и вывешенные на шестах полотняные карпы — символ мужества и упорства.

 А вот художник рисует картину тушью,

 садовник подстригает кусты и расставляет камни в саду,

ребятишки играют во дворе или няньчат подобранных в поле птенцов куропатки.

Какое бы трехстишие мы ни взяли, всюду один главный герой — человек. Поэты Японии в своих хайку стараются рассказать, как человек живет на земле, о чем размышляет, как грустит и веселится.

А еще они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное.

  Ведь в природе все прекрасно:

  и огромный дуб,

и невзрачная травинка,

и благородный олень,

 и зеленая лягушка.

Даже мухи и комары, уж на что противные создания, а тоже...

 Подумаешь зимой о комарах — сразу вспомнится лето, солнце, прогулки в лесу. Хорошо! Или муха попадет в варенье, утонет, и жалко ее, бедную,— может быть, ей просто сладкого хотелось...

 Японские поэты учат нас беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость — великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком.

  Поэты повторяют вновь и вновь:

 всматривайтесь в привычное, неожиданное,

 всматривайтесь в некрасивое — и увидите красивое,

 всматривайтесь в простое — и увидите сложное,

всматривайтесь в частицы — и увидите целое,

 всматривайтесь в малое — и увидите великое.

 Всматривайтесь,

 вслушивайтесь,

 вникайте,

не проходите мимо.

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным — вот к чему призывает нас поэзия хокку (хайку), воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.

7. Прочитайте статью о японских трехстишиях.

Задание(для "5"):

составить словарную статью для словаря литературоведческих терминов на основе статьи учебника.

Для выполнения этой работы даю инструкцию.

Инструкция.

1. Определите основные разделы словарной статьи:

а) Выделенное название статьи — слово, которое нужно определить.

б) Собственно определение слова. Кратко, по сути. (Обратите внимание на стиль: подумайте, как изменить слова статьи при определении хокку, чтобы научно-популярный стиль стал научным).

в) Краткие сведения истории того предмета, который определяется в статье.

г) Примеры (а также авторы).

2. Запишите в тетрадь словарную статью «хокку» в соответствии с образцом. Используйте материалы статьи учебника.

 

Читаем японские трехстишия.

-- объяснить их содержание.

— Исследователи японских хокку считают, что ближе всего они к пословицам. Согласны ли вы с этим?

Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся хокку.

2. Пользуясь иллюстрациями, приведенными в учебнике, попытайтесь составить свои хокку. (Вариант: составьте собственные хокку на одну их тем: природа, друзья, отношения с близкими).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: