Простая двухчастная форма

Апреля

Тема: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

 

Ни одно из музыкальных произведений не может существовать без формы. Поэтому знание музыкальных форм даст более ясное представление о произведениях.

 

Мотив интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.

Единство звуков мотива определяется:

  • Общей линией мелодического движения
  • Стремлением звука мотива к опорному, наиболее значительному звуку
  • Одной гармонией или связной гармонической последовательностью

Музыкальной фразой называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.

Единство фразы определяется:

  • Общностью мелодического движения и общей кульминацией;
  • Ладо-гармоническими связями;
  • Ритмо-синтаксической структурой фразы:

 а/ периодичность «Течёт река Волга»

б/ объединение «Солнечный круг»

в/ дробление «Песенка капитана Гранда.

Музыкальная тема –первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке. Основные черты художественного образа обычно даются в начале произведения, но полностью художественный образ находит воплощение в процессе развития содержания. Об окончании темы можно судить по следующим признакам:

  1. Тема закончена, если далее следует её буквальное повторение или варьированный повтор Осенняя песнь» Чайковского);
  2. Тема закончена, если далее появляется новая тема.
  3. Тема закончена, если далее следует её развитие.

ПЕРИОД

(с греч. –круговращение, промежуток времени, охватывающий законченный процесс)

Периодом называется законченная одночастная форма изложения темы гомофонного склада. Период делится на два, редко на три предложения. 1 –е предложение (а) – интонационно неустойчиво,

 2-е предложение или в) - устойчиво, благодаря чему они связываются для слушателя в одно целое (А).

Типы периода:

  1. Повторный (квадратный)- период из двух предложений, тематически сходных, но различающихся кадансами.
  2. Единой структуры- процесс интонационного развития проходит в рамках единой ритмо-синтаксической структуры.
  3. Модулирующий- заканчивается в другой тональности и возникает необходимость дальнейшего развития.
  4. Сложный – повторный период, каждое предложение которого делится на два построения (Чайковский. «Ноктюрн до диез- минор)

Дополнение и расширение- называется построение, выходящие за рамки периода. Часто дополнение-это повторение последнего построения периода.

ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ:

Вступление и заключение: вступление и заключение тесно связаны с вокальными жанрами: песней, романсом, арией, т.к. предполагают две партии: партию сопровождения, которой принадлежит вступление с заключением, и партию голоса, вступающую позже и раньше заканчивающуюся. Из области вокальных жанров вступление и заключение перешли в инструментальную музыку.

 Существуют различные типы вступлений:

  • Вступление может состоять всего лишь из нескольких аккордов или одного аккорда. Часто в таком вступлении устанавливаются тональность, темп, метро-ритм и фактура произведения
  • Во вступлении излагается яркая тема. Иногда она самостоятельна («День ли царит» Чайковского), иногда это тема, которая далее будет изложена в партии голоса или инструмента Растворил я окно» Чайковский, «Симфония № 6») Чайковского - тема вступления далее звучит в главной партии, Бетховен «Симфония № 5» -как эпиграф).

Заключение чаще всего повторяет вступление и «обрамляет» с ним произведение. Иногда оно контрастирует вступлению

 («День ли царит» Чайковского)

Экспозиция (лат.- изложение, объяснение, показ): – называется первоначальное изложение одной или нескольких тем произведения. Начинается обычно в главной тональности, но оканчиваться может в одной из побочной тональностей. Экспозиция может быть повторена (сонаты и симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Реприза: повторение темы или тем экспозиции. Репризность имеет огромное значение в музыке, т.к. в точной репризе утверждаются основные черты художественного образа. Однако при повторении темы или тем экспозиции в репризе они воспринимаются несколько иначе. Репризы могут быть изменённые:

- тема, данная в экспозиции, в репризе может стать ярче, динамичнее. Такую репризу называют динамической.

(Шопен. «Ноктюрн» № 13, до-минор)

- реприза может быть сокращённой («Прелюдия» Ре-бемоль мажор Шопена) или расширенной («Мелодия для скрипки и ф-но», соч. 42, № 3 Чайковского)

- зеркальной называется реприза, в которой темы экспозиции представлены так, что сначала идёт вторая тема, потом первая (Шуберт «Приют»). Зеркальной может быть и реприза одной темы, написанной в форме периода. Тогда в репризе появляется сначала второе, потом первое предложение (Шуман «Листок из альбома» из цикла «Пёстрые листья», соч.99).

Разработка: процесс интонационного развития пронизывает всё произведения от первой до последней ноты, построения, в которых происходят изменения тем экспозиции, называются тематическим развитием.

 Эпизод: называется новая тема, возникающая в процессе сквозного развития

Кода: называется завершающий этап сквозного развития произведения. Кода появляется в том случае, если развитие не исчерпано в предыдущих частях музыкальной формы.

 

Задание: знать определения (мотив, музыкальная фраза, музыкальная тема, типы периодов, функции частей)

 

 

ПРОСТАЯ ФОРМА

 

Форма называется простой, когда каждая часть произведения является периодом.

Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной.

Одночастной называется простая форма, содержащая изложение в рамках периода. Очень характерна для русских народных песен (куплетная форма – а + а1 +а 2+ а3;

2) а + а1 + в + в1; а + а1;

Большое значение одночастная форма приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в музыкальной литературе 19-20 веков. Многие прелюдии Шопена, Скрябина, Лядова, Шостаковича, Кабалевского изложены в форме периода. Среди них крайне редко встречается повторный период квадратного строения

(Шопен «Прелюдия» Ля-мажор).

 Обычно второе предложение расширено, содержит интенсивное нарастание, кульминацию.

Пример расширения – Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»

 

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА

 

Простой двухчастной формой называется форма, первая часть которой представляет тему произведения, изложенную в форме периода, а вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части: А + А или А + В.

Существует двухчастная репризная форма: А + В + А, где последний период должен быть меньше начального периода (8 + 8 + 4), реприза в такой форме не является самостоятельной частью целого построения. Простая двухчастная репризная форма получила широкое распространение в классической музыке 18-19 столетий, особенно в инструментальном жанре. Данную форму можно встретить и в небольших пьесах, и в качестве формы части более крупного сочинения, особенно в темах вариационного цикла

(тема 1 части сонаты Ля-мажор Моцарта) или в романсах («Юноша и дева» Даргомыжского)

В простой двухчастной форме середина может быть написана не в форме периода, а быть развивающей (Шуберт «Лендлер» Си-мажор). Примером может стать «Шарманщик» Чайковского из «Детского альбома». Двухчастная форма часто встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она припевом не является Не искушай» Глинки, «Сурок» Бетховена).

Двухчастность характерна для небольших танцевальных пьес («Украинский казачок» Даргомыжского – как песня с запевом и припевом)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow