ЗАДАНИЕ
Преподаватель спрашивает, не устали ли сидеть студенты так называемая «поза писца» − чиновника, служащего. Зачитывает текст «Сделайся писцом…»: «Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен от всяких работ, он удален от мотыки и кирки. Ты не будешь носить корзину, избавит это тебя от [доли] гребущего веслом. Он удален от тягот. Ты не будешь под многими господами, под многочисленными начальниками. Из всех дел и обязанностей — писец первый».
Говорит о том, что эта профессия была пределом мечтаний каждого египтянина.
+ ВОПРОС
Спрашивает, что же она могла воспитать в человеке, ею овладевшем (вспомните, каково вам было сидеть в позе писца, каково было писать и рисовать каламом)?
ОТВЕТ
− готовность с детства подчиняться; усидчивость, терпение и дисциплина при обучении письму [+ овладение своим умом (+ сравнение с падмасаной индийских аскетов)]
Как ещё называют писцов, чиновников?
− государственные служащие [=> служба как корневая составляющая в интенции подчинения]
Быт
1. Костюм, причёски
Преподаватель спрашивает о том, как выглядели древние египтяне, после исчерпанности предположений предъявляет вниманию слушателей изображения древних египтян, и слушатели называют отличительные черты костюма и причёсок этой культуры.
− каласирис ( мужская и женская одежда рубашечного покроя,разной длины, плотно облегающая фигуру, с короткими рукавами или на широких бретелях, открывающая грудь); бритые головы и на них − парики; «ошейники» [=> подчинение себя через испытывание стыда; бритьё головы (+ сравнение с военкоматом) − увеличенное подчинение с ощущением физического неудобство от парика в жару; «ошейник» − тоже подчинение]
2. Материалы
Предположите, какие в Египте могли быть материалы?
− камень
ЗАДАНИЕ
Кроме того, − вот это (преподаватель демонстрирует слушателям металл, фаянс, стекло, папирус). Потрогайте, почувствуйте образцы египетских материалов и подумайте о том, о чём имевшемся в характере египтян они говорят?
ОТВЕТ
− о холодности, твёрдости, жёсткости [=> а следовательно, о подавляемости эмоциональности в пользу разумности, волевого восприятия мира]
3. Пища
Преподаватель демонстрирует или называет слушателям еду, которая была обыденной в Древнем Египте: зерновой хлеб, полба; овощи (лук, чеснок, редька, огурцы); сушёная рыба; молодые побеги папируса; пиво.
ВОПРОС
Какова она по качествам?
ОТВЕТ
− горькая, твёрдая, сухая [=> рассказать о песке в хлебе из-за того, что ручные мельницы были из крошащегося камня, и о быстро стирающихся, портящихся зубах египтян]
Если вы посмотрите на остальные варианты пищи, о которых мы говорили ранее, то, вероятно, придёте к тем же выводам. Особенно в случае с молодыми побегами папируса. Все эти качества, так или иначе, воспитывают именно волю в их едоках. Кстати, луком и чесноком кормили строителей пирамид. Так, кроме жёсткой организации строительства, использовали и внешние факторы управления волей строителей.
ВОПРОС
Преподаватель спрашивает, чего «не хватает» в рационе древнего египтянина по сравнению с рационом современного европейского человека.
ОТВЕТ
− нет молока, масла, вина, мяса, фруктов
В отличие от египетской пищи, эта пища имеет противоположные характеристики, которые можно обозначить одним словом − чувственность. Вместо мяса у египтян − рыба, к тому же сушёная (смягчённый вариант мяса, будящего в его едоке страстность (+ пример кавказских народов)); вместо вина − пиво (меньшее количество алкоголя − раз; горький, а несладкий вкус − два); вместо мягких и сладких фруктов − твёрдые и часто несладкие овощи.
Наука
А. Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь (365 дней), столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Другой большой вклад в астрономию – это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. Египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами.
Б. Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Египетские математики умели вычислить длину окружности и объем усеченной пирамиды.
В. Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины – достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т. д. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых часто наука переплетается с магией. Но не это определяет достижения египетской медицины: древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для ветеринаров.
Г. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значительные познания в области химии.
Д. Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий.