Больше эмоций — больше денег. Больше эмоций — ярче жизнь и интереснее бизнес. А значит, больший доход

 

 

Чудес не бывает

 

Все эти психологические теории, эксперименты и упражнения — это, конечно, интересно и полезно, но рано или поздно у читателей возникнет вопрос, а кто, собственно, этот Балашов такой? На чем он сам поднялся? Без автобиографии не обойтись…

Шеф с радостью согласился рассказать читателям свою историю без приукрашивания и литературных приемов. Кстати, о том, как он сумел раскрутиться, я узнала во время первой же встречи с Геннадием Викторовичем, когда, представившись журналистом одного известного киевского журнала, пришла к нему устраиваться на работу…

***

Разгар финансово-экономического кризиса, стою возле аптеки на перекрестке улиц Шелковичной и Институтской, неподалеку от офиса, ужасно болит голова, в руках — сигарета (имею на нее полное право — меня только что уволили с работы). Что делать?

Уже три часа я бессмысленно хожу по правительственному кварталу, пытаясь найти выход из ситуации. Звоню, расспрашиваю всех знакомых, не требуется ли кому специалист, заодно дышу свежим воздухом, пытаясь успокоиться. В голове крутится только одно: чудес не бывает. Придется, видимо, какое-то время пожить в долг.

Мой взгляд наткнулся на флаг Евросоюза, развевающийся над аккуратной зеленой лужайкой, я заметила офис в доме напротив, на первом этаже. Через дорогу в окне я разглядела деревянную золотистую мебель и дорогие багеты картин. «Эх! Была не была. Пойду-ка я к Балашову… Он меня не раз видел на круглых столах… Кажется, как-то даже комментарий у него брала. Может, ему нужен пишущий человек?» Недокуренная сигарета полетела в сторону, я направилась в незнакомый офис.

Войдя в помещение приемной, обратилась к секретарше:

— Я журналист «Фокуса», — наглая ложь. — У меня вопросы к вашему шефу, — не помня точно имени, сказала я.

— Одну минутку, — девушка открыла дверь кабинета:

— Журналист из журнала «Фокус».

«А если сейчас спросят документы? Хотя у журналистов никогда их не просят».

— Проходите, — пригласила секретарь.

За столом, откинувшись в царском кресле, сидел хозяин кабинета. Мое появление отвлекло его от большого экрана компьютера компании Apple. «Что интересует журнал «Фокус»?» — обратился ко мне Балашов. «У нас готовится серия статей о стартовом капитале богатых людей Украины», — ответила я, к своему удивлению. «Вы думаете, это интересно?» «Ну да, читателям важно знать». «Девушка, стартовый капитал — это так скучно… Вам будет даже скучно слушать». «Но все-таки», — настаивала я. Порывшись в сумочке, достала диктофон: «Расскажите». «Так, как есть?» — ухмыльнулся он. «Как есть». «Ну, включайте».

История о стартовом капитале Геннадия Балашова, расшифрованная с диктофона:

— «Вы спрашиваете, как я стал капиталистом? Примитивно просто, делая шаг за шагом в неизвестном направлении, заплатив за успех порядком потрепанными нервами, часами ожидания в приемных, горькими разочарованиями и неожиданными победами.

1988 год, мне 27 лет. Прошел уже год, как я окончил экономический факультет Днепропетровского университета. Но на приличную работу экономистом устроиться так и не удалось: в 1987 году начались сокращения экономических специальностей и новых людей не принимали на работу. Месяц бесплодных поисков привел меня в непонятное строение возле шинного завода с надписью «НИИ КГША «Научно-исследовательский институт крупногабаритных шин».

Поднялся на второй этаж, увидел надпись «Начальник лаборатории экономики труда». Меня приняли на работу инженером-экономистом с мизерной зарплатой в 115 рублей. Ниже в то время зарплат попросту не было. Начальник так и сказал: «Зарплата у нас для декретчиц».

В курс дела я вошел достаточно быстро, но путь для себя я уже обозначил — очень хотелось попасть в торговлю. Там, как я считал, сбываются мечты о хорошей жизни, а институт — это пересидка.

Побывал у своего одноклассника, который на блатной точке разливал пиво в киоске, он казался мне очень богатым. Во-первых, он угощал меня пивом, а во-вторых, у него в руках были деньги. На эту работу его устроил отец, который работал на пивовозе. Точка давала хороший доход. Я бы тоже пошел на эту работу, но ценные вакансии разливщика пива были заняты. Я рассказал ему о своей идее идти в торговлю. Но он объяснил, что без блата, денег, это сделать невозможно.

Когда мне удавалось выбраться в город (жил я на самой окраине, дальше — только заводы и кладбище), продолжал ходить по торговым учреждениям, в отделы кадров продовольственных и непродовольственных магазинов, по универмагам, но меня не брали даже продавцом в овощной ларек. В отделах кадров мне говорили, что людей с высшим образованием не берут на должность продавца.

Тогда, в 1988-м, шел уже третий год перестройки. Речи Горбачева завораживали. В программе «Время» часто показывали про передовой опыт, в сюжетах появлялись какие-то арендные бригады и арендные коллективы в торговле. Я с завистью смотрел эти репортажи и думал, как же мне попасть в торговлю. В семье материальное положение складывалось совсем плохо. Маленький ребенок съедал все ресурсы, часто не хватало на самое необходимое, даже на кефир, одежду донашивали старую. Перспектив не было никаких…

В тот год у меня случилось событие, которое я считаю знаменательным. В апреле-месяце нас, инженеров-экономистов, отправили в Крым на ремонт и подготовку к сезону пионерского лагеря. Я здорово загорел, а по вечерам продолжал всем талдычить о своей мечте перейти в торговлю. Почему-то никто не верил, что это возможно.

За три дня до окончания командировки я не выдержал и решил поехать домой своим ходом, а денег хватало только на поезд. Чтобы сэкономить на еду, я отправился до Алушты пешком. Мне казалось, что по берегу будет быстрее. В апреле на каменистом берегу никого не было, светило солнце, я устало шел по округлым камешкам крымского побережья, слушая плеск волн и продолжая думать о деньгах. Потому что очень хотелось есть. И представляете, на пустынном берегу увидел синюю бумажку — 5 рублей. Как они туда попали после зимы? Непонятно. Но аккуратненькие, они лежали под камушком и, казалось, ждали меня.

Такого счастливого заработка в моей жизни никогда не было. Добравшись пешком до автовокзала, а затем на троллейбусе в Симферополь, я не только купил билет на поезд, но закуску и даже бутылку вина (очень дешевого — за 1 рубль 40 копеек). С каким удовольствием я ее выпил в тамбуре!

Я с упоением продолжал мечтать о торговле. На следующей неделе, появившись в институте в своей лаборатории, состоявшей в основном из женщин, на своем столе я увидел газету, в которой красными чернилами была обведена заметка. Это соседка по столу подчеркнула мне заметку о том, что Горпромторг № 2 сдает помещение для арендных коллективов. Там же был указан адрес. Это было на другом конце города.

Утром, взяв с собой эту газету, одев костюм двухгодичной давности, купленный в комиссионке, вначале на троллейбусе, затем на экспрессе я добрался до Горпромторга № 2. Он находился в здании общежития, занимая весь второй этаж. Узкий коридор и комнаты по сторонам, кабинеты, отделы, бухгалтерия и в конце приемная. С заметкой в руках я вошел в маленькую приемную, в которой девушка деловито печатала что-то на машинке. «Вы к кому?»

Я покосился на дверь с надписью «Директор Кудряшов Иван Степанович». «К Ивану Степановичу по поводу аренды», — сказал я неожиданно для себя. «Одну минуту». Она заскочила в кабинет, вышла и неожиданно сказала: «Заходите». Небольшой кабинет всемогущего директора второго Горпромторга, а это целая сеть магазинов и универмагов по всему городу. За столом — небольшой, как мне тогда показалось, пожилой мужчина.

«Здравствуйте, — говорю я. — Вот у меня ваша заметка. Я бы хотел взять у вас отдел в аренду». «Вы от кого?» — задал вопрос Иван Степанович, приглашая меня жестом присесть. «Да ни от кого… Вот в аренду хотел…» «Да мы не сдаем ничего в аренду», — сказал он. «А заметка?» — спросил я. «Это требуют от нас вышестоящие. Какие-то арендные коллективы открывать. Перестройка… Не знаю, кто это дал». «А как же заметка?» — продолжал спрашивать я.

Он откинулся в кресле и начал с интересом меня рассматривать. «С чего вы взяли, что вам что-то дадут?» «Не знаю. Вот, прочитал». «Знаете, молодой человек, торговля — это такая сфера, где просто так ничего не бывает. Если кто и берет в аренду, это… Понимаете?»

«Да? Ну, хорошо». Встал, хотел было уйти. «Хотя, — неожиданно сказал он, — там какие-то бумаги в плановый отдел пришли. Зайдите. Может, они вам подойдут по кооперативу». У меня появилась надежда. Вышел в коридор и сразу наткнулся на дверь с надписью «Плановый отдел». Туда зашел более уверенно. «Я от Кудряшова, — обратился к начальнице отдела. — У вас документы по кооперативу». Она порылась на столе и вручила мне образец типового устава торгового кооператива, состоящий приблизительно из 30 страниц. «А можно я возьму его с собой. Перепишу?» — спросил я несколько растерянно. «Хорошо, только завтра принесите».

Из Горпромторга я вышел с типовым уставом на руках. Присел на ближайшей лавочке, прочитал. Там было написано все, что было мне нужно. И даже указано, где регистрировать — в районном совете. Также требовались письмо от учредителя («подавать в восьми экземплярах»), образец протокола и т. д.

Ксероксов тогда не было. Полночи вручную я переписывал устав. Утром поехал опять в Горпромторг. В плановом отделе сказал, что внимательно изучил устав, вернул образец и заявил, что буду открывать кооператив от Горпромторга. В этот же день я отправился в исполком, там узнал, где регистрируют кооперативы — во вновь открывшемся отделе социального развития. Они сказали, что нужно взять письмо из Горпромторга и предоставить устав в восьми экземплярах. Поехал обратно в Горпромторг. Опять к начальнику: «Я внимательно все изучил и готов от вас открывать кооператив». Он удивленно на меня посмотрел. По его поручению мне отпечатали письмо. С ним, окрыленный, я сел в троллейбус и поехал.

Проезжая на троллейбусе мимо огромного универмага «Дом торговли», я подумал: «А не зайти ли мне и сюда». Более уверенным шагом я заявился к директору универмага, ведь у меня был устав. Секретарше объявил, что я буду открывать у них кооператив. Она отправила меня к заместителю директора. Когда заместитель увидел типовой устав, а я сказал, что хочу открывать кооператив при «Доме торговли», он буквально подскочил и потащил меня к директору.

Я застыл в проеме открытой двери на пороге директорского кабинета, а зам, показывая на меня, говорил: «Вот то, что нам нужно!» Седовласый директор посмотрел на меня. Оказывается, у них давно лежали уставы кооперативов, но никто ничего не делал. Они меня спросили: «Вы что, можете открыть кооператив?» «Да, — ответил я. — Я специалист по открытию кооперативов». «И что вам для этого надо?» «Мне необходимо гарантийное письмо в райисполком от «Дома торговли».

Таким образом, у меня в руках оказалось второе письмо в другой исполком другого района. Шансы открыть кооператив увеличились вдвое. Дома и на работе я всем показывал эти два письма. Одно из них — из непреступного Горпромторга № 2, а второе — из знаменитого «Дома торговли». Оставалось напечатать устав. Здесь возникла загвоздка. За эту работу нужно было заплатить 25 рублей. Дома мне наотрез отказались выдать нужную сумму, заявив, что все мои авантюры заканчиваются плохо. Полночи я не спал, а утром из-под блюдца на кухне попросту украл 25 рублей и заказал печать устав. После этого еще четыре месяца я проездил по всевозможным инстанциям, подписывая кипы бумаг для открытия кооператива.

В то лето я прочитал больше литературы, чем за всю свою жизнь, потому что в каждой приемной приходилось проводить от часу до трех. Я привык брать с собой книжку. Приходил в приемную и терпеливо ждал, читая то, что взял с собой. Кстати, с Горпромторгом у меня так ничего не вышло, потому что в исполкоме началась бумажная волокита, а в «Доме торговли» дело пошло. И вот, когда все документы были собраны, мое заявление об увольнении из института было написано, я оказался на втором этаже в горсовете возле скромной надписи «Отдел регистрации кооперативов».

Лето, жара, очередь. Стою, ожидаю, читаю книгу. Спустя три или четыре часа подходит моя очередь, сзади меня много людей, тоже регистрирующих какие-то кооперативы. Секретарша говорит: «Следующий». Я захожу. За столом сидит чиновник с дорогими часами на руке. Я радостно заявляю, что кооператив «Союз» — это я (так я назвал свой торговый кооператив). Тогда наше государство называлось Союз Советских Социалистических Республик. На титульном листе было написано «Торговый кооператив «Союз» при «Доме торговли». Чиновник приподнял все восемь экземпляров, напечатанных за последние 25 рублей, и презрительно заявил, что мне отказано.

«Ты бы еще колхозом имени Ленина назвал. Переименуй и перепечатай», — сказал он, обратившись ко мне на ты. Дело в том, что на перепечатку у меня не было денег. Кроме того, я сильно устал от хождения по инстанциям в течение нескольких месяцев и еще был уволен с предыдущего места работы. По телевизору постоянно пропагандировали перестройку, а тут опять тупик. Я был достаточно голоден после четырех часов стояния в очереди. В общем, я перешел на ты с чиновником. И заявил ему, чтобы он немедленно регистрировал мой кооператив, или я отсюда никуда не уйду. Он попытался меня утихомирить, строго сказав: «Выйдите из кабинета». А я схватил устав и начал ему тыкать, требуя, чтобы он немедленно его подписал. В начале завязалась грубая словесная перепалка, дверь распахнулась, вбежала секретарша, очередь напирала сзади, требуя, чтобы я покинул кабинет, в то время как я пытался дотянуться через стол до начальника отдела и схватить его за пиджак. «Быстро подписал, сволочь!» — кричал я, потому что за словами уже не следил. Орал, что все они взяточники, разворовывают страну и что я требую немедленно подписать мой устав. Но очередь за моей спиной сплотилась, и меня с большим трудом начали выволакивать из кабинета — у людей были свои проблемы.

В помятом пиджаке с оторванной пуговицей я оказался в конце очереди. В руках у меня был неподписанный устав, в голове — рухнувшие надежды. Так я оказался несостоявшимся председателем кооператива. Ту ночь я практически не спал. Очередной мой поход за деньгами закончился ничем. 27 лет — полный неудачник.

Встав рано утром, я уехал в горсовет. Занял позицию возле бассейна, чтобы видеть, как чиновники идут на работу. Движение началось где-то с половины девятого. Я увидел своего вчерашнего чиновника. Просто подошел к нему и сказал: «Можно с вами переговорить?» Он на меня глянул и сказал: «А-а-а… ну пойдем».

Секретарши еще не было. Он завел меня в кабинет, я сел напротив, опустив голову. «Как ты мог меня взяточником назвать? Я во Вьетнаме воевал!» Он мне еще что-то говорил, потом начал спрашивать, зачем мне кооператив, потом взял все мои восемь экземпляров и подписал. «Пригласишь на открытие», — сказал он мне в конце.

«Вот это да!» — думал я, выходя из кабинета. Теперь я мог открывать торговую точку и заказывать печать. Радостный, я явился в «Дом торговли». Зайдя к директору, сказал, что кооператив зарегистрировал и что он может мне, как обещал, предоставить в аренду помещение.

«Помещений нет!» — отрезал директор. «Как?! — говорю я. — Вы же обещали! Я же ваш, я же при вас! Вот, в уставе написано!» Судя по всему, директор просто сжалился надо мной. «Пошли, — говорит, — по этажам пройдемся, может быть, что-то найдем».

Во всем «Доме торговли» свободных мест не было. Единственное место, которое привлекло мое внимание тем, что пустовало, было на втором этаже под эскалатором. Тогда я попросил директора отдать мне это пустое место. «Бери», — сказал великодушно, однако без энтузиазма директор. Я говорю: «Но у меня же нет прилавков…» «На заднем дворе «Дома торговли», — говорит, — старые прилавки валяются. Соберешь — будут у тебя прилавки». Весь следующий день я из хлама собирал прилавки и перетаскивал под эскалатор. Так на пустом месте под эскалатором образовался ряд прилавков. Но он был без товаров…

На следующий день с моим замом мы принесли из дому несколько собственных вещей. Сиротливо положили на прилавки. И вывесили табличку «Прием кооперативных товаров от населения». Через несколько месяцев наши прилавки уже ломились от избытка товаров. Мой заместитель Миша, который ушел из института с высокооплачиваемой должности, однажды, после очередной операции с партией товара, сидя за ширмочкой под эскалатором, рассыпав перед собой деньги и обхватив руками голову, произнес только одну фразу: «Гена, клондайк».

Это был действительно клондайк. Через 9 месяцев я уже ездил на новеньких «Жигулях» шестой модели. Что там 500 рублей в месяц? Теперь у меня было столько же в день. Кстати, замдиректора «Дома торговли», который меня принял, через полгода перешел ко мне на работу заместителем. Главный бухгалтер того же «Дома торговли» тоже долгие годы работала моим бухгалтером. Там же я получил свой главный бонус. А директор через два года начал меня выживать из «Дома торговли», но это уже другая история… Остановить меня было уже невозможно.

Чудес не бывает! Мир состоит из людей, и если вы ходите от одного к другому человеку и знаете, какие задавать вопросы, вы медленно, но уверенно приближаетесь к намеченной цели. И у вас все обязательно получится!»

***

Запись была закончена. Я собиралась уходить, забыв о том, что пришла устраиваться на работу, как вдруг неожиданно он сказал:

— Девушка, хотите записывать размышления о том, как делать бизнес и вообще правду о жизни? Хотите у меня работать?

Быстро сообразив, я набралась духу и сказала:

— Это будет бестселлер! Они раскупят с прилавков весь миллионный тираж в первый же месяц!

Но он возразил:

— Никаких бестселлеров, Полина, мы не напишем, потому что понятия не имеем, как это делается. Но попробовать необходимо. А вдруг…

Выходя из офиса Балашова на Шелковичной, я вновь подумала: «Чудес не бывает». Но у меня был диктофон с рассказом о стартовом капитале и, самое главное, предложение на высокооплачиваемую работу в центре столицы.

 

 

Идея бизнеса

 

Когда слушаешь чью-то историю успеха, кажется, что тогда-то, конечно, было проще начать бизнес. А сейчас — совсем другое дело. Сейчас все сложнее. Бурные 90-е с их скоростными лифтами для подъема бабла остались позади, а теперь совсем иные условия рынка и возможности уже не те… Но, зная Балашова, трудно представить себе, что, родись он позже, проработал бы всю жизнь наемным сотрудником. Наверное, он бы и сейчас сумел сделать капитал практически с нуля. Так же, как и тысячи других предпринимателей, которые теперь находят свой путь к заветному финансовому благополучию. Я спросила:

 Геннадий Викторович, как придумать свой бизнес, свой продукт?

Ответить на вопрос «Что и кому я предлагаю?» простыми, доступными, понятными словами из общечеловеческого лексикона.  Вспомни, как рассказывали о своих открытиях великие ученые, предприниматели. Они на очень понятном языке объясняли свою идею, будь то бизнес, изобретение или личная карьера. Идея должна быть простая, как выстрел. БАХ! И все. Знаешь, как Эйнштейн рассказал о сложной теории Большого взрыва во Вселенной?

«Господи, опять он со своей физикой… Если так и дальше пойдет, нужно будет учебник покупать».

— Примерно так: «Представьте себе вещество, которое выворачивается наружу изнутри и разлетается в разные стороны». А его представление о путешествии со скоростью света? Он представлял себя на луче света и размышлял, что бы он увидел при этом в зеркале… И это сложнейшие физические теории!

Другой пример — о крупнейшей авиационной компании США, которая родилась на салфетке в кафе. Сегодня двойник этой салфетки находится на стене главного офиса компании в Далласе. На ней изображен простой треугольник. Суть идеи — доставка из пункта А в пункты В и С за кратчайшие сроки с минимальными затратами. И из этого треугольника возникла Southwest — лучшая авиакомпания на земле.

Владелец Apple Стив Джобс поставил задачу: чтобы пользователь в три нажатия из сотни тысяч музыкальных произведений мог находить нужное. В результате появился iPod. Все остальное — детали.

У компании Motorola идея — избавиться от проводов, у Google — продажа самой точной и дешевой рекламы. Вся остальная информация в Google, чтобы затащить пользователей глобальной сети в поисковик. Google — это средство для получения гигантской прибыли.

Ты думаешь, так поступают только супергиганты?..

Черновецкий построил свою сеть «Правэкс-Банка» с идеей впихнуть отделение банка в обычную двухкомнатную квартиру в Киеве. Сейчас на «Правэкс» можно наткнуться везде. А когда-то, когда Черновецкому было уже за 40 (для тех, кто думает, что поздно начинать), он хотел просто покупать товар за границей, в Турции, и продавать его здесь. Так делали миллионы челноков с простой идеей поехать в Турцию, купить товар и из десяти футболок одну оставить себе, остальное — продать тем, кто не хотел ехать. Сейчас именно эти люди владеют бутиками, бизнесами, оптовыми компаниями.

— То есть, по-вашему, залог успешной бизнес-идеи в ее простоте?

— Да. Люди, которые говорят непонятными словами и постоянно употребляют термины, на самом деле прячутся за них, не умея объяснить бизнес, идею или даже собственную жизненную стратегию. Они, не понимая сути, будь то бизнес, психология или искусство, прячутся за сложные слова и термины, чтобы выглядеть умными (чужое внимание — ложная цель). Крупные адвокаты, бизнесмены, политики не боятся выглядеть незнающими, они, скорее, боятся не сделать. Они окружают себя специалистами, которые и делают их простые идеи сложными.

Все великие изъясняются просто. Любое объяснение должно быть понятно шестилетнему ребенку. Если человек сможет объяснить свою идею на простом, доступном языке, как из одного доллара сделать десять, и соответствующим образом оформить предложение, у него больше шансов найти инвестора. Если без того, что человек предлагает, нельзя обойтись, у него всегда это купят. Крупные бизнесмены и хорошие предприниматели не заморачиваются менеджерскими примочками. Они всегда думают о том, сколько денег получат на выходе, и о своей простой идее. Это уже потом вокруг нее появляются слова «концепция», «видение», «стратегия», «самоактуализация», «брендинг»…

— Геннадий Викторович, вы вроде бы и очевидные вещи говорите, а представить на практике это все-таки сложно. Можно еще пример о простой идее, которая стала для ее автора заработком?

 Когда молодая женщина с ребенком и мужем, без денег, но со странным хобби рисовать песком под музыку, сделала то же самое на сцене телепроекта «Україна має талант», счетчики просмотра на Youtube зашкаливали. Предложения о работе повалили со всех сторон. Ее идея (и увлечение одновременно) проста — рисовать песком под музыку на сцене. Сегодня она богата.

Другой пример замечательного, фантастического перемещения из одной социальной среды в другую — история успеха легендарного кинорежиссера Джеймса Кэмерона (его последний фильм — «Аватар»).

Когда Джеймсу было 15 лет, он посмотрел «Космическую Одиссею 2001 года» Стенли Кубрика и, оставшись под сильнейшем впечатлением, решил связать свою жизнь с кино. Вскоре он начал экспериментировать с отцовской кинокамерой. Однако в то время мечта стать кинорежиссером казалась недостижимой: мальчик считал, что великими режиссерами рождаются и никакому подростку из провинциального канадского городка это не по силам.

Поступив в Калифорнийский государственный университет, Кэмерон решил посвятить себя изучению физики. Проучившись некоторое время на этом направлении, Джеймс решил переключиться на изучение литературы, однако понял, что и это далеко от того, чем бы он на самом хотел заниматься. Он бросил учебу и начал зарабатывать себе на жизнь. Был водителем грузовика, рисовал картины, водил школьный автобус, работал в автомастерской, а по ночам продолжал придумывать фантастические сюжеты.

Знаменитым его сделал фильм «Терминатор», сценарий которого он продал продюсеру всего за один доллар, но с обязательным условием, что Кэмерон будет снимать его сам. «Терминатор» получил признание по всему миру, собрав в прокате более 100 миллионов долларов. Идея Джеймса была очень простой — он хотел снимать кино…

Так вот, вначале — простая идея, а затем уже средство для ее осуществления. Если речь идет о продажах или сфере услуг, нужно начинать с конечного потребителя. Вы должны видеть не только, ЧТО покупают, но и КТО это делает.

Знаешь, в 1994 году, когда не было мобильных телефонов (сейчас с трудом верится, что было такое время!), один иностранец рассказывал мне про сотовую связь. Я думал, что он сошел с ума. Мне казалось, что он говорит о пчелиных сотах, я не понимал, как телефон без проводов может передавать информацию из любой точки мира. Я решил, что он мошенник. Если бы тогда я понял перспективы сотовой связи, я бы бросил весь свой бизнес и занялся бы только мобильными телефонами. Чтобы создать бизнес, ему не хватило простоты изложения.

— А можно на вашем примере? У вас есть агентство недвижимости. Оно тоже появилось несколько лет назад по этому же принципу простоты?

— Заниматься недвижимостью как бизнесом я начал без агентства и без сайта, а потом уже, когда пошло дело, появилась компания, а потом — сайт. Мое агентство продает и сдает в аренду недвижимость, мы специализируемся на недвижимости в правительственном квартале. Компанию я назвал по месту расположения — «Липки», а сайт создал как инструмент для продажи все той же недвижимости. Кстати, на этом сайте ты не найдешь лишней информации. На lipki.com.ua ты сразу найдешь товар, на первой же странице ты увидишь предложения о продаже или сдаче в аренду. «О сотрудниках», «о компании», «о нас» ты не увидишь ничего, это лишняя информация. Я захожу на сайты других компаний, где на главной странице логотип, десяток фотографий улыбающихся менеджеров, информация о компании, ее перспективах. В результате я с трудом нахожу рубероид, который мне нужен сейчас. Простота изложения, простота бизнеса, простой конечный продукт дают ясность и понимание, как этого добиться.

В современном мире мы воспроизводим одну из любимых сказок нашего детства: «Отправляйся за тридевять земель, в тридевятое царство, принеси мне то, не знаю что». Ищи то, не знаю что… Рисуй свой треугольник на салфетке, впихивай свой банк в двухкомнатную квартиру, соединяй несоединимое, лишь бы продавалось дорого или чтобы продавалось много, но дешево. Вот такой совет для читателей книги, желающих разбогатеть.

 

 

Думать наоборот

 

— Ну что, Полина, ты поняла, как придумать идею для бизнеса? — то ли шутливым, то ли издевательским тоном спросил на следующей встрече шеф.

— А чего ж тут непонятного?..

— И каким бизнесом ты бы занялась?

— Ясно, что сейчас поднять бабки с относительно невысокими затратами можно в торговле. И товары первой необходимости, недорогая одежда, например, всегда пользуются спросом. Можно было бы накупить шмоток где-нибудь в Украине или даже в самом Киеве по разным местам и перепродать через Интернет, чтобы не тратиться на аренду точки.

— Молодец, излагаешь просто. За это ставлю тебе «отлично». Но сама идея тянет только на «троечку», — резюмировал Балашов.

— Это еще почему?! — разозлилась я. — Вы же сами говорили, что думать надо о спросе…

— Потому что ты мыслишь, как все. Конечно, на этом бизнесе можно будет сделать деньги, но небольшие, а даваться они тебе будут большим трудом. Это тот же крысиный лабиринт, только вместо гарантированной зарплаты — небольшая прибыль.

— А как я должна мыслить? Как Билл Гейтс или как Дональд Трамп?

— Чтобы научиться зарабатывать большие деньги, нужно думать наоборот.

— Это как?

— Сейчас объясню. Недавно, перечитывая легенды Древнего Востока, наткнулся на интересный миф, который много раз помогал мне в жизни.

Давным-давно, в седую быль в одном из государств выбирали царя. Умерший государь потомков не оставил, и жители города обратились к оракулу, безошибочно предсказывавшему урожайные годы, конфликты с другими странами, засуху и эпидемии. Мудрый, древний, как сами стены города, старец провозгласил, что правителем станет тот, чей раб первым увидит восход солнца. Удивились его предсказанию люди. Но велико было его имя в той стране, и народ от мала до велика собрался еще затемно на плато. Молча стояли они, ожидая, как свершится пророчество, готовые поприветствовать нового правителя.

Десяток претендентов на царство выбрали своих самых высоких рабов и пообещали свободу тому, кто первым увидит солнце и подарит своему господину власть. Под утро рабы вышли за город. Староста начертил на земле линию и приказал рабам не пересекать ее. Выстроившись в шеренгу, нервничая от нетерпения, они стали внимательно всматриваться в то место, откуда должен появиться долгожданный диск солнца. И вот уже слабым желтым цветом окрасился холодный, синий небосклон. Рабы заволновались. Переглядываясь, чтобы удостовериться, что сосед не увидел первым, они переминались с ноги на ногу, напряженно вглядываясь вдаль, то рассеивая свои взоры по всей равнине, то опять возвращая их в далекую точку на небосклоне.

Вот-вот покажутся из-за горизонта первые лучи. Рабы становились на цыпочки, вытягивали головы, жульничали, подкладывая камни под ноги. И только один из них смотрел в противоположную сторону. Он стоял спиной к рассвету. Этот раб был не самым высоким, он не жульничал, как остальные, и был абсолютно спокойным. Другие сочли его умалишенным и не обращали на него внимания, как вдруг он заорал, что было сил: «Вижу! Вот он — восход!»

Замерев на какое-то мгновение, будто осознавая услышанное, все — и претенденты на царствование, и остальные рабы, и несколько тысяч людей — обернулись, чтобы посмотреть, куда указывал раб. На самом кончике высокой мечети оранжевым пятнышком горел луч солнца…

Хозяина этого раба провозгласили царем, а его щедро наградили и освободили от рабства.

***

— Так вот, Полина, не надо смотреть в ту сторону, куда смотрят все, не надо бежать вместе с толпой. Толпа всегда ошибается. Массой всегда руководят умелые манипуляторы, а идея может лежать у человека под носом.

Если взять твою идею, то я бы думал в направлении дизайна и стиля одежды. Фантазия — это твое эволюционное преимущество. Часто, покупая вещи, люди обнаруживают, что их не с чем носить. Вот свободная ниша — консультант по стилю. Он может работать либо при каком-то одном бутике, либо самостоятельно — от клиентов. Покупателям часто не хватает того, кто бы помог им подобрать наряд полностью и показал, что с чем сочетается, что соответствует фигуре и социальному статусу покупателя… Другим просто не хватает времени на многочасовые рейды в бутики. С такими клиентами можно работать удаленно, предлагая свои варианты в фотошопе.

 Да, это действительно интересная идея и работа креативная… Геннадий Викторович, а вы сами-то мыслите наоборот?

— По крайней мере стараюсь это делать. У меня в жизни много раз ситуация складывалась так, что приходилось смотреть в другую сторону, и это приносило огромные доходы. В дыре под землей — в подземном переходе, зарешеченном, чтобы там не ходили люди (в целях предотвращения изнасилований и ограблений), используя только фанеру и краску, мне удалось открыть универмаг под громким названием «Москва». Много лет район воспринимал переход как проблему, а мне удалось увидеть там универмаг площадью 900 квадратных метров.

Когда захирела кооперативная торговля и все универмаги в переходах начали терпеть убытки, я опять вспомнил об этой легенде. В результате в переходе, где торговали самым дешевым товаром, начали продавать золото (кто бы мог подумать!). А название «Золотой базар» сделало из него самый большой ювелирный центр Украины.

В прошлый раз мы говорили о моем агентстве недвижимости «Липки». Иногда мне самому приходится предлагать недвижимость потенциальным клиентам. Я никогда не предлагаю клиенту просто офис или просто квартиру. Когда я разговариваю с банкиром, я говорю ему, что это банк; розничному торговцу — что это магазин; любителю жить на первом этаже — что это прекрасная квартира с выходом на красную линию и в палисадник; компьютерщикам — что это прекрасное место для организации офиса с компьютерными сетями. И все это об одном и том же помещении. А чтобы разжечь фантазию клиентов, прошу своих сотрудников в фотошопе делать различные картинки этого объекта. Одно и то же помещение, элементы его фасада и интерьера меняются под банк, под магазин, под квартиру с отдельным входом и т. д. Я показываю клиентам, как может выглядеть объект в будущем, и это приносит плоды. Люди по сути покупают не саму недвижимость, а ее картинку.

Те, кто занимается бизнесом, особенно продажей идей, должны понимать, что у большинства людей фантазия напрочь отсутствует. Банкиры и бизнесмены — не исключение. А хорошая картинка, иллюстрирующая будущий вид объекта, совпадающий с запросами клиента, как раз позволяет ему увидеть объект в том виде, в котором надо, ускоряя процесс продажи.

На любую вещь, товар, бизнес, всегда можно смотреть наоборот. Жизнь меняется, соответственно, меняется и доходность разных видов деятельности. Поэтому все время нужно дрейфовать от одного доходного дела к другому. И в этом читателям книги может помочь миф о том, как раб первым увидел солнечный луч. Потому что если человек первый что-то увидел, у него появляется временная монополия на осуществление задуманного. Все остальные будут уже повторять его, догоняя и финансируя. Первый всегда снимает сливки.

— Ну да, но только при условии, что эта идея будет найдена…

— А никто и не говорил, что будет просто. Иногда думать над идеей нужно не один месяц, а порой и годы…

— О’кей, давайте ближе к жизни простых людей. Как может помочь мышление наоборот какой-нибудь обычной официантке стать успешной?

— Например, она как бренд может изменить свою «упаковку» — внешность, прическу, акцент, превратиться в другого человека с другой судьбой. Кстати, я знаю историю одной такой женщины.

***

Жила-была молодая женщина по имени Энн. Откуда она была родом, никто так и не узнал, известно только, что покинула она свою родину ради американской мечты. Чем ей не угодила родная страна, был ли ее переезд связан с разводом или семейным конфликтом, история также умалчивает. Как она сама рассказывала впоследствии, решила изменить свою жизнь, потому что всегда чувствовала, что достойна лучшей, более интересной судьбы и славы. И Энн поселилась в Голливуде…

Но вскоре оказалось, что на фабрике грез и без нее хватает талантливых актрис, прекрасных лиц и сногсшибательных фигур. Поскольку большими средствами Энн не располагала, да и связями тоже, то пришлось ей оставить свои мечты об известности и работать официанткой, живя непримечательной, тихой жизнью в самом красивом месте мира, наблюдая исподволь жизнь самых красивых людей планеты.

Уверенная в своей исключительности, она с удивлением обнаружила, что не пользуется никакой популярностью — Энн ни с кем не встречалась, никто не заговаривал с ней первым, не стремился узнать, кто она и откуда. Она была неинтересна Голливуду. Это была обычная женщина среднего возраста, довольно приятной внешности, работающая в одном из баров Америки, каких, наверное, сотни тысяч.

И вот от отчаяния она решила распрощаться с Энн. Старые имя и судьба так и не принесли ей признания. Они не вызывали у людей даже интереса. Энн должна была умереть. Женщина долго готовилась к перерождению — перелистала сотни журналов, пересмотрела десятки любимых фильмов, чтобы понять, кем она хочет быть.

И вот метаморфоза готова. Черные, как смоль, волосы до плеч, аккуратный макияж с ретро-стрелками, загадочная мушка, маленькое черное платье и темные солнцезащитные очки в черной оправе. Она — загадка. Сразу видно, что эта женщина не из местных, слишком скромно и в то же время элегантно она выглядела. Но внешность была только частью ее нового облика. В книжном магазине женщина купила самоучитель французского и научилась говорить с легким акцентом. Теперь ее звали Элиз, и история ее была такой же интригующей, как и внешность.

Прогуливаясь как-то в своем новом образе по улицам Голливуда, Элиз случайно познакомилась с репортером местной газеты. Загадочная дама заинтересовала его, и он, чтобы встретиться еще раз, предложил написать интервью. История Элиз понравилась редактору, и он опубликовал ее в газете.

Итак, Элиз приехала с юга Франции, ее родители — барон и баронесса — готовили ее к тому, что она возглавит винодельческий бизнес, а в Голливуде она изучает спрос, а также подумывает об инвестициях в киноиндустрию. Со знанием дела Элиз отвечала, какие американские фильмы нравятся во Франции и в какого режиссера она готова была бы вложить деньги…

Элиз продолжала ходить на местные арт-тусовки, выставки, показы, у нее постепенно появилось большое количество знакомых в высшем обществе. Она познакомилась с очень крупным продюсером, а когда ее разоблачили, она расплакалась и сказала: «А что мне было делать? С Энн никто не хотел общаться». Но выслушав подлинную историю, продюсер сделал ей предложение работать в киноиндустрии. Так она осталась француженкой Элиз, а официантка Энн исчезла с лица земли.

***

— Мораль сей басни?.. — спросила я Балашова.

— Нужно попробовать посмотреть на свою работу, бизнес или самого себя с точностью до наоборот. И, может быть, окажется, что есть шансы разбогатеть и без стартового капитала. Развитая фантазия и умение ее применять уравнивает небогатых с денежными мешками, у которых она напрочь отсутствует.

«Надо про картину спросить», — вспомнила я. Возле парадной двери офиса шефа мое внимание привлек висящий на фасаде дома большой портрет какого-то военного времен царской России, внешне сильно напоминавший Балашова. «Неужели заказал себя нарисовать? Да еще и в таком виде!» — подумала я.

— А этот генерал на фасаде офиса — это тоже из разряда думать наоборот?

— Да, на самом деле это реклама. Скучные рекламные плакаты на офисах, в огромном изобилии висящие по городу, уже давно неэффективны, а ведь их цель — не только привлечь внимание прохожего, но и вбить ему в голову определенную информацию (лучше всего связанную с эмоциями). Сегодня дал поручение приклеить к фасаду дорогущий большой портрет генерала Балашова, представителя Александра I в ставке Наполеона.

Он знаменит тем, что когда армия Наполеона в 1812 году перешла границу Российской империи, Александр I направил Александра Дмитриевича Балашова к Наполеону с посланием, в котором ему предлагалось вернуться в довоенный статус-кво. Тогда Балашов на вопрос Наполеона о кратчайшей дороге иронично ответил: «Есть несколько дорог, государь. Одна из них идет через Полтаву». Он намекал на поражение Карла Великого от Петра I.

Помнишь психологическое упражнение, где нужно создать в воображении образ своих предков? Так вот, в моей семейной истории этот человек — важная птица. Это мой психологический дед. Я расскажу тебе правду о своем роде, — загадочно улыбаясь, сказал Балашов и начал повествование.

***


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: