СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Эффективность функционирования организации зависит от способности приносить необходимую прибыль. Схема формирования финансовых результатов
| - Себестоимость реализованной продукции |
| = Валовая прибыль |
| - Коммерческие и управленческие расходы |
| Прибыль от продаж |
| Выручка от продажи продукции |
| + Прочие доходы |
| - Прочие расходы |
| = Прибыль (убыток) до налогообложения. (Бухгалтерская прибыль (убыток) |
| - ТНП |
| + ОНА |
| -ОНО |
| = Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
Можно выделить следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Кроме этих показателей имеется понятие реинвестированной или нераспределенной прибыли
Реинвестированная или нераспределенная прибыль = Чистая прибыль – Дивиденды или иные выплаты из чистой прибыли.
Данный показатель является основой для оценки возможности самофинансирования организации. Его величина напрямую определяется учетной политикой организации распределения чистой прибыли и дивидендной политикой.
Порядок формирования показателей прибыли определяются рядом нормативных документов:
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
ПБУ 9/99 «Доходы организации»
ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Приказ Минфина РФ № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Глава 25 «Налог на прибыль
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Основными задачами анализа являются:
- изучение динамики статей доходов, расходов и финансовых результатов и их соотношений;
- оценка вклада отдельных составляющих отчета о финансовых результатах в формировании конечного финансового результата;
- выявление причин изменения показателей финансовых результатов и оценка их последствий для эффективности деятельности;
- прогноз финансовых результатов на предстоящий период.
Методика анализа включает следующие блоки:
- общий анализ финансовых результатов;
- анализ системы показателей финансовых результатов;
- анализ рентабельности продаж.
Общий анализ финансовых результатов предполагает горизонтальный и вертикальный анализ. При горизонтальном анализе изучается динамика статей доходов, расходов и финансовых результатов. При вертикальном анализе изучается их соотношения. При этом самостоятельное аналитическое значение имеют следующие показатели:
- отношение валовой прибыли к выручке характеризуют долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов, также на формирование прибыли от продаж;
- отношение прибыли от продаж к выручке говорит о действительной рентабельности продаж. Он позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности;
- отношение прибыли до налогообложения к выручке отличается от предыдущего показателя тем, что его значение изменяется под влиянием не только операционных доходов и расходов, но и прочих доходов и расходов. Чем сильнее влияние такого показателя, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата;
- отношение чистой прибыли к выручке – показатель, при сопоставление которого с предыдущим можно оценить влияние на рентабельность продаж налогового фактора.
Анализ валовой прибыли. В процессе анализа следует обращать внимание на изменение и процентного значения показателя, и абсолютной величины валовой прибыли. В случае роста выручки от продаж продукции, даже если процентное значение показателя снизилось, может быть обеспечена необходимая сумма валовой прибыли.
Для количественной оценки зависимости валовой прибыли от объема продаж и рентабельности продаж, исчисленной на основе валовой прибыли используется формула
ВП=В* 
где ВП – величина валовой прибыли
В – обьем продаж (выручка)
– рентабельность продаж по валовой прибыли
Изменение валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж
DВП=(В1-В0)* 
где В1, В0 – выручка отчетного и прошедшего периодов.
Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения рентабельности по валовой прибыли
DВП =(
Анализ прибыли от продаж в ключает уже рассмотренный блок валовой прибыли, а также влияние коммерческих и управленческих расходов. Исследуется отношение коммерческих и управленческих расходов к выручке. Одновременно результаты такого анализа являются составной частью анализа рентабельности продаж, рассчитанного, как отношение прибыли от продаж к выручке.

Анализ прибыли до налогообложения. Отношение прибыли до налогообложения к выручке отражает влияние на рентабельность продаж всей совокупности доходов и расходов

Анализ чистой прибыли помимо рассмотренных блоков анализа предполагает оценку влияния фактора налогообложения на конечный финансовый результат.
Факторный анализ прибыли от продаж включает в себя следующие шаги:
1. Основными факторами, влияющими на прибыль, являются, прежде всего, выручка от продажи товаров и расходы. На объем выручки влияют такие показатели, как количество реализованных товаров и цена продажи.
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Выручка - это произведение количества и цены реализуемой продукции. Сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались товары. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции с помощью индекса цены. Цены на продукцию в 2020году выросли в среднем на К% по сравнению с 2019г.
Тогда индекс цены Jц= 
Теперь, используя формулу:
В`=В1/J
где В`- выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1- выручка от продажи продукции в отчетном периоде.
Для определения изменения выручки за счет роста цен (DВц) используем формулу
DВц=В1- В`
Рассчитаем изменение количества реализуемой продукции по формуле:
кол.тов.= В`-В0
1.1. Расчет влияния фактора «Цена»
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо произвести расчеты по формуле:
п(ц) = 
где
-прибыль от продаж под влиянием изменения цен
- рентабельность продаж в базисном периоде
1.2. Расчет влияния «Количества проданной продукции»
Влияние на сумму прибыли от продаж изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
D
= 
где D
- изменение прибыли от продаж под влиянием фактора «количества проданной продукции»;
В1 и В0 – соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;
DВц - показатель, изменение выручки от продажи под влиянием цены;
1.3. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции»
DПп(с)= 
где УС1 и УС0 -уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
1.4. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»
DПп(кр) = 
где УКР1 и УКР0- соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.
1.5. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы расходы»
DПп(ур) = 
где УУ
и УУ
- соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
Остальные факторы – факторы от прочих видов деятельности не оказывают значительного влияния на прибыль. Однако их влияние на сумму прибыли можно определить с использованием метода балансовой увязки. В данном случае используется факторная модель чистой прибыли отчетного года аддитивного типа.
Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор прямого действия, на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного года
| Показатели-факторы | Сумма |
| 1. Количество проданной продукции | |
| 2. Изменение цен на реализованную продукцию | |
| 3. Себестоимость проданной продукции | |
| 4. Коммерческие расходы | |
| 5. Управленческие расходы | |
| 6. Проценты к получению | |
| 7. Проценты к уплате | |
| 8. Доходы от участия в других организациях | |
| 9. Прочие доходы | |
| 10. Прочие расходы | |
| 11. Налог на прибыль | |
| 12. Совокупное влияние факторов |
Показатели, характеризующие рентабельность
| Показатель | Способ расчета | |
| Рентабельность продаж | Rпродаж= = *100%
| Показывает величину прибыли на 1 руб. реализованной продукции |
| Чистая рентабельность | Rчистая= = *100%
| Показывает величину чистой прибыли на 1 руб. выручки |
| Экономическая рентабельность | RЭ=
| Показывает эффективность использования имущества организации |
| Рентабельность собственного капитала | RСК=
= *100%
| Показывает эффективность использования собственного капитала |
| Валовая рентабельность | RВаловая= = *100%
| Показывает величину валовой прибыли на 1 руб. выручки |
| Затратоотдача | ЗО= =
*100%
| Показывает величину прибыли на 1 руб. затрат |
| Рентабельность постоянного капитала | RПК = *
* = *100%
| Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок |
| Коэффициент устойчивого экономического роста | КУЭР=
= *100%
| Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности |
Прибыль экономическая – это прибыль до вычета всех налогов и процентов по заемным средствам.
=
*100%
=
*100%
=
*100%
=
*100%
=
*100%
*
*
=
*100%
=
*100%






