Тема для изучения «Анализ доходов, расходов и финансовых результатов»

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Эффективность функционирования организации зависит от способности приносить необходимую прибыль. Схема формирования финансовых результатов

- Себестоимость реализованной продукции
= Валовая прибыль
- Коммерческие и управленческие расходы
Прибыль от продаж
Выручка от продажи продукции
+ Прочие доходы
- Прочие расходы
= Прибыль (убыток) до налогообложения. (Бухгалтерская прибыль (убыток)
- ТНП
+ ОНА
-ОНО
= Чистая прибыль (убыток) отчетного года

 

 


Можно выделить следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Кроме этих показателей имеется понятие реинвестированной или нераспределенной прибыли

Реинвестированная или нераспределенная прибыль = Чистая прибыль – Дивиденды или иные выплаты из чистой прибыли.

Данный показатель является основой для оценки возможности самофинансирования организации. Его величина напрямую определяется учетной политикой организации распределения чистой прибыли и дивидендной политикой.

Порядок формирования показателей прибыли определяются рядом нормативных документов:

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Приказ Минфина РФ № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Глава 25 «Налог на прибыль

 

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Основными задачами анализа являются:

- изучение динамики статей доходов, расходов и финансовых результатов и их соотношений;

- оценка вклада отдельных составляющих отчета о финансовых результатах в формировании конечного финансового результата;

- выявление причин изменения показателей финансовых результатов и оценка их последствий для эффективности деятельности;

- прогноз финансовых результатов на предстоящий период.

Методика анализа включает следующие блоки:

- общий анализ финансовых результатов;

- анализ системы показателей финансовых результатов;

- анализ рентабельности продаж.

Общий анализ финансовых результатов предполагает горизонтальный и вертикальный анализ. При горизонтальном анализе изучается динамика статей доходов, расходов и финансовых результатов. При вертикальном анализе изучается их соотношения. При этом самостоятельное аналитическое значение имеют следующие показатели:

- отношение валовой прибыли к выручке характеризуют долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов, также на формирование прибыли от продаж;

- отношение прибыли от продаж к выручке говорит о действительной рентабельности продаж. Он позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности;

- отношение прибыли до налогообложения к выручке отличается от предыдущего показателя тем, что его значение изменяется под влиянием не только операционных доходов и расходов, но и прочих доходов и расходов. Чем сильнее влияние такого показателя, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата;

- отношение чистой прибыли к выручке – показатель, при сопоставление которого с предыдущим можно оценить влияние на рентабельность продаж налогового фактора.

Анализ валовой прибыли. В процессе анализа следует обращать внимание на изменение и процентного значения показателя, и абсолютной величины валовой прибыли. В случае роста выручки от продаж продукции, даже если процентное значение показателя снизилось, может быть обеспечена необходимая сумма валовой прибыли.

Для количественной оценки зависимости валовой прибыли от объема продаж и рентабельности продаж, исчисленной на основе валовой прибыли используется формула

ВП=В*

где ВП – величина валовой прибыли

В – обьем продаж (выручка)

 – рентабельность продаж по валовой прибыли

Изменение валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж

DВП=(В10)*

где В1, В0 – выручка отчетного и прошедшего периодов.

Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения рентабельности по валовой прибыли

DВП =(

Анализ прибыли от продаж в ключает уже рассмотренный блок валовой прибыли, а также влияние коммерческих и управленческих расходов. Исследуется отношение коммерческих и управленческих расходов к выручке. Одновременно результаты такого анализа являются составной частью анализа рентабельности продаж, рассчитанного, как отношение прибыли от продаж к выручке.

Анализ прибыли до налогообложения. Отношение прибыли до налогообложения к выручке отражает влияние на рентабельность продаж всей совокупности доходов и расходов

Анализ чистой прибыли помимо рассмотренных блоков анализа предполагает оценку влияния фактора налогообложения на конечный финансовый результат.

Факторный анализ прибыли от продаж включает в себя следующие шаги:

1. Основными факторами, влияющими на прибыль, являются, прежде всего, выручка от продажи товаров и расходы. На объем выручки влияют такие показатели, как количество реализованных товаров и цена продажи.

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Выручка - это произведение количества и цены реализуемой продукции. Сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавались товары. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции с помощью индекса цены. Цены на продукцию в 2020году выросли в среднем на К% по сравнению с 2019г.

Тогда индекс цены Jц=

Теперь, используя формулу:

В`=В1/J

где В`- выручка от продажи в сопоставимых ценах;

В1- выручка от продажи продукции в отчетном периоде.

Для определения изменения выручки за счет роста цен (DВц) используем формулу

ц1- В`

Рассчитаем изменение количества реализуемой продукции по формуле:

кол.тов.= В`-В0

1.1. Расчет влияния фактора «Цена»

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо произвести расчеты по формуле:

п(ц) =

где -прибыль от продаж под влиянием изменения цен

- рентабельность продаж в базисном периоде

1.2. Расчет влияния «Количества проданной продукции»

Влияние на сумму прибыли от продаж изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

D =

где D  - изменение прибыли от продаж под влиянием фактора «количества проданной продукции»;

В1 и В0 – соответственно выручка от продажи в отчетном (1) и базисном (0) периодах;

ц - показатель, изменение выручки от продажи под влиянием цены;

1.3. Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции»

п(с)=

где УС1 и УС0 -уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

1.4. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»

п(кр) =

где УКР1 и УКР0- соответственно уровни коммерческих расходов в отчетном и базисном периодах.

1.5. Расчет влияния фактора «Управленческие расходы расходы»

п(ур) =

где УУ  и УУ  - соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.

Остальные факторы – факторы от прочих видов деятельности не оказывают значительного влияния на прибыль. Однако их влияние на сумму прибыли можно определить с использованием метода балансовой увязки. В данном случае используется факторная модель чистой прибыли отчетного года аддитивного типа.

Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор прямого действия, на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного года

Показатели-факторы Сумма
1. Количество проданной продукции  
2. Изменение цен на реализованную продукцию  
3. Себестоимость проданной продукции  
4. Коммерческие расходы  
5. Управленческие расходы  
6. Проценты к получению  
7. Проценты к уплате  
8. Доходы от участия в других организациях  
9. Прочие доходы  
10. Прочие расходы  
11. Налог на прибыль  
12. Совокупное влияние факторов  

 

Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель

Способ расчета

Рентабельность продаж Rпродаж= = *100% Показывает величину прибыли на 1 руб. реализованной продукции
Чистая рентабельность Rчистая= = *100% Показывает величину чистой прибыли на 1 руб. выручки
Экономическая рентабельность RЭ= Показывает эффективность использования имущества организации
Рентабельность собственного капитала RСК= = *100% Показывает эффективность использования собственного капитала
Валовая рентабельность RВаловая= = *100% Показывает величину валовой прибыли на 1 руб. выручки
Затратоотдача ЗО= =   *100% Показывает величину прибыли на 1 руб. затрат
Рентабельность постоянного капитала RПК = * * = *100% Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Коэффициент устойчивого экономического роста КУЭР=   = *100% Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности

Прибыль экономическая – это прибыль до вычета всех налогов и процентов по заемным средствам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: