Основы применения специальных средств

Правовую основу применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел составляют:

1. Конституция РФ.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Федеральный Закон РФ "О полиции".

4. ФЗ РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

5. ФЗ РФ "Об оружии".

Ряд ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы применения некоторых спецсредств ОВД и обращения с ними:

-приказ МВД РФ от 17.10.1999 г. № 938 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел РФ на постоянное хранение и ношение",

-приказ МВД, ФСБ, Минздрава РФ от 10.12.1996г. № 647/541/406 "О создании межведомственной экспертной комиссии по образцам вооружения и специальным средствам",

-приказ МВД РФ от 25.09.1996 г. № 525 "Об утверждении Наставления по служебному собаководству в ОВД" (в основном – инспекторы-кинологи).

Статья 21 ФЗ «О полиции» определяет условия и пределы применения спецсредств, а также описывает порядок их использования. Под условиями применения понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника перед, в момент и после использования спецсредств. Пределы применения – это нормативно установленные границы применения спецсредств, выход за которые влечёт за собой материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудника ОВД. Порядок применения – это предусмотренная законом и иными актами процедура, которой обязан придерживаться сотрудник милиции, при возникновении ситуации, позволяющей воспользоваться спецсредствами.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении у полиции, в следующих случаях:

1. Отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2. Пресечения преступления или административного правонарушения;

3. Пресечения сопротивления, оказываемого, сотруднику полиции;

4. Задержании лица, застигнутого при совершении преступления или пытающегося скрыться;

5. Задержании лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6. Доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7. Освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8. Пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9. Остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10. Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административное правонарушение;

11. Защита охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О полиции» запрещается применять специальные средства против:

1. Женщин с видимыми признаками беременности;

2. Лиц с явными признаками инвалидности;

3. Малолетних.[1]

Исключение составляют случаи:

1. Оказания указанным лицам вооруженного сопротивления;

2. Совершение группового либо иного нападения, угрожающего жизни здоровью людей.

Своеобразный правовой статус имеют сотрудники ИВС, также являющиеся сотрудниками полиции. В отношении задержанных они обязаны применять спецсредства согласно статей 43 и 45 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а как полицейские должны действовать в соответствии с ФЗ «О полиции». В то же время упомянутые статьи, устанавливают, что специальные средства могут быть использованы сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми для обеспечения правопорядка.

Не ставя своей целью описание особенностей деятельности сотрудников ОВД в ИВС, подробно останавливаться на этом не будем. Меня в первую очередь интересовали вопросы правомерного применения спецсредств, всеми сотрудниками ОВД России.

Очень важным условием является специальная подготовка личного состава подразделений ОВД, а также периодическая проверка на пригодность к действиям со спецсредствами. Специальная подготовка должна состоять из двух этапов: теоретического и практического. Как известно, сегодня система профессиональной подготовки сотрудников ОВД не даёт необходимой практической тренировки по применению спецсредств. Особенно это касается молодых сотрудников, ранее не соприкасавшихся с деятельностью правоохранительных органов. Теоретическая подготовка важна, но никогда не заменит практической. В то же время нельзя забывать, что, руководители подразделений и органов внутренних дел должны постоянно проводить работу по обеспечению законности при применении специальных средств. Они несут ответственность и за привлечение к ответственности лиц, допустивших их неправомерное использование. Следовательно, знание правовых документов сотрудниками не заменит их умения обращаться с конкретными средствами.

     Правила применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств (далее – Правила) более точно устанавливают, что сотрудники ОВД имеют право применять специальные средства только в случаях, предусмотренных Федеральным Законом "О полиции" и Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". При использовании специальных средств сотрудники ОВД обязаны выполнять правила их эксплуатации, а при использовании светозвуковых средств отвлекающего воздействия и средств разрушения преград также единые правила безопасности при взрывных работах, утвержденные Федеральным горным и промышленным надзором России[2].

  Право на применение специальных средств имеют сотрудники ОВД, прошедшие соответствующую специальную подготовку в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ, и выдержавшие проверку, как правило, при аттестации, но не реже 1 раза в 5 лет, на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с применением специальных средств. Конкретизирована и форма допуска – сдача зачета по правилам применения специальных средств. Ежегодно обязаны подтверждаться только имеющиеся допуски на производство взрывных работ и на работу со светозвуковыми средствами отвлекающего воздействия и средствами разрушения преград. Организация ежегодных проверок сотрудников на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с применением специальных средств, возложена на соответствующих руководителей ОВД. Они несут персональную ответственность за организацию работы по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств и привлечение согласно законодательству России к ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств, в т.ч. их применение с нарушением Правил. Действия, запрещаемые всеми нормативными актами, будут рассмотрены ниже.

  Порядок проведения проверок Правилами и принятыми в соответствии с ними приказами МВД РФ не установлены. Однако аналогичные проверки в виде зачетов регламентированы ранее утвержденной Министром Инструкцией о порядке выдачи табельного боевого ручного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение. Принятие зачетов производится комиссией, назначаемой начальником органа (подразделения) внутренних дел в составе председателя (один из его заместителей), зам. председателя (обычно ответственный за организацию огневой подготовки) и секретаря комиссии. В состав комиссии могут включаться руководители служб и подразделений ОВД, ответственные за вооружение сотрудники, психолог. В ходе сдачи зачета проверяется знание материальной части, тактико-технических характеристик (ТТХ) специальных средств, мер безопасности при обращении с ними, а также знание законодательных и иных нормативных правовых актов (правил, инструкций), регламентирующих порядок применения специальных средств ОВД.

  При применении специальных средств, в крупномасштабных операциях для оказания медицинской помощи должны быть задействованы сотрудники и работники медицинских подразделений и учреждений ОВД РФ, а по письменному обращению ОВД также могут привлекаться работники других медицинских учреждений.

  По окончании операции обязательно производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора или уничтожения не сработавших специальных средств, выявления возможных очагов возгорания и повреждений объектов жизнеобеспечения (энергетики, электросвязи, жилищного, коммунального хозяйства и других объектов) и других объектов, а также установления и устранения иных негативных последствий. В случае ранения или смерти, связанных с применением специальных средств, сотрудники ОВД обязаны уведомить об этом прокурора в течение 24 часов с момента применения. Порядок обеспечения сотрудников ОВД России специальными средствами, порядок выдачи, применения, учета, хранения, транспортирования и уничтожения специальных средств, а также порядок и сроки проведения их опытной эксплуатации определяются Министром внутренних дел России.

   Сотрудникам полиции необходимо помнить также о существовании строгого запрета на применение всех видов специальных средств, при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: