Что значит обладать видением?

Из многочисленных исследований явствует, что способность предвидеть – определяющая черта лидерства. Как же она выглядит на практике? Для развития видения важно следующее:[1]

 

Умение почувствовать в ситуации возможности и угрозы:

• упрощение сложных ситуаций;

• распознавание закономерностей в феноменах, которые на первый взгляд между собой не связаны;

• предвидение событий, которые могут повлиять на важнейшие аспекты деятельности организации.

 

Стратегическое руководство:

• поощрение развития новых направлений в бизнесе;

• определение новых стратегий;

• принятие решений с учетом текущей ситуации в отрасли и на рынке.

 

Воодушевление других на переосмысление своей работы с помощью:

• вопросов, ставящих под сомнение статус‑кво;

• восприимчивости к новым способам решения тех или иных задач;

• расширения кругозора сотрудников и коллег.

 

Что значит быть специалистом, обладающим стратегическим предвидением? Почти каждый согласится, что предвидение включает в себя создание убедительного образа будущего – того, которое может быть, и того, которого вы как руководитель хотели бы достигнуть. Однако видение, способствующее развитию организации, не является результатом однократных размышлений. Оно имеет мало отношения к публикуемым компаниями скучным заявлениям о своих долгосрочных перспективах, а человек, обладающий им, – к Моисею, спустившемуся с горы со скрижалями в руках. В колонке «Что значит обладать видением?» перечисляются важные способности, помогающие выработать настоящее стратегическое видение.

Давайте рассмотрим, как это получилось у Вивьен Кокс. Первоначально ее обязанности заключались в управлении подразделением BP, занимающимся торговлей нефтью и газом. Управление должно было осуществляться в соответствии с четкими показателями и бизнес‑планами, определяемыми руководством BP. В новой же роли ей пришлось самостоятельно решать, как строить зарождающийся в организации бизнес альтернативных источников энергии. Кокс тщательно изучила ситуацию сама, а также поинтересовалась мнением ключевых заинтересованных сторон относительно того, стоит ли столь крупной нефтяной компании, как BP, заняться бизнесом, связанным с альтернативными источниками энергии. Затем она подключила свою команду к обсуждению подходящей для BP концепции низкоуглеродистой энергетики. Кокс задала им следующий вопрос: «Что должно стать нашей целью?» Так, в ходе многочисленных дискуссий, постепенно выяснялось, где именно стоит конкурировать и что может послужить основой для успешной деятельности группы по альтернативной энергии. Лишь только после этого Кокс со своей командой приступила к разработке планов, в которых указывались конкретные детали, объем сделок и доля на рынке.

Пример Кокс показывает, что стратегическое видение начинается с озвучивания того или иного намерения. После этого путем постепенного обсуждения определяется, как именно стоит задействовать время и ресурсы для достижения желаемого результата. Как неоднократно объяснял Роджер Мартин, бывший декан школы менеджмента имени Ротмана при Университете Торонто, такой подход сильно отличается от стандартных для многих организаций процессов годового планирования, результатом которого должен являться документ, состоящий из списка инициатив с указанием срока их выполнения и требующихся для этого ресурсов. В лучшем случае такой план обещает небольшой постепенный рост. Стратегическое предвидение – это гораздо более динамичный, творческий и коллективный процесс, в ходе которого мы представляем определенные перемены в том, что делает организация и как она это делает.

РИС. 2–3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: