Кто угрожает единству Индии

Дмитрий Георгиевич Великий

ЦРУ против Индии

 

 

 Великий Дмитрий Георгиевич. ЦРУ против Индии. «Заговор американского империализма»: © «Международные отношения»; Москва; 1986

 

Аннотация

 

В книге раскрывается широкомасштабная подрывная деятельность ЦРУ и других империалистических спецслужб, направленная на дестабилизацию внутриполитического положения в Индии, нарушение ее территориальной целостности, активизацию террористических группировок.

Для широкого круга читателей.

 

СОДЕРЖАНИЕ


Кто угрожает единству Индии
Диверсии на северо-востоке
Осторожно: «проект Брахмапутра»!
Где искать «Халистан»?
Тотальный шпионаж
Американская «душегубка» Бхопала
Доктрина терроризма в действии

 

 








Дмитрий ВЕЛИКИЙ

ЦРУ против Индии

ЗАГОВОР

АМЕРИКАНСКОГО

ИМПЕРИАЛИЗМА

 

Кто угрожает единству Индии

 

15 августа 1947 г. первый премьер‑министр Республики Индия Джавахарлал Неру поднял в Красном форте в Дели трехцветный флаг независимой Индии. Отсюда обратился он ко всей огромной стране, в суровой битве с британским колониализмом обретшей свободу, с призывом продолжить борьбу за новую Индию. И народ страны приложил титанические усилия, закладывая основы экономики, направляя ее развитие по независимому пути, укрепляя обороноспособность Индии, ее целостность.

Становление Индии как влиятельной силы на международной арене неразрывно связано с тем внешнеполитическим курсом, который проводит эта страна. Формирование ее внешней политики, основных принципов, которыми она руководствуется в мировых делах, самым непосредственным образом было связано с демократическими традициями национально‑освободительного движения этой страны. Приверженность делу мира, борьба за обеспечение равноправия как в политических, так и в экономических отношениях, нетерпимость к проявлениям неоколониализма, расизма и апартеида – таковы основные принципы индийской внешней политики. Они явно не устраивают тех, кто не заинтересован в независимой Индии, выступающей на стороне сил мира и прогресса. Особенно им не по душе то, что Индия играет активную роль в борьбе против происков империализма и неоколониализма, за дружбу и сотрудничество между народами.

Еще в 1947 году Джавахарлал Неру заявил, что Индия ни при каких обстоятельствах не примет участия в «холодной войне», но всегда будет следовать курсом позитивного неприсоединения.[1] Совсем не того хотелось США от Индии. Вот что в 1951 году писал в американском журнале «Лук» известный юрист Вильям О. Дуглас: «Ключом к Азии теперь является Индия. С потерей Индии будет потеряна и Азия». А вот мнение бывшего госсекретаря США Джорджа Макги, высказанное им 24 июля того же года в комиссии по иностранным делам палаты представителей: «Индия чрезвычайно важна для Запада как в смысле ее населения, так и из‑за ее минеральных и других ресурсов».

Независимый миролюбивый внешнеполитический курс, проводимый правительством Индии, принес немало «разочарований» Западу, прежде всего США, которые привыкли строить отношения с развивающимися странами по принципу «кто не с нами, тот против нас». Осуждение грязной войны во Вьетнаме, поддержка борьбы арабских народов против израильской агрессии, солидарность с народами юга Африки, борющимися с расистскими режимами, признание законного правительства Кампучии, реалистический подход к вопросу вокруг Афганистана, призывы к превращению Индийского океана в зону мира, установлению нового международного экономического порядка на принципах равноправия и справедливости – вот далеко не полный перечень вопросов, по которым позиции Дели не устраивают Вашингтон. В США не скрывают своего недовольства и по поводу укрепления и углубления отношений дружбы и многогранного сотрудничества Индии с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества. Миролюбивая и сильная в экономическом и военном отношении Индия с ее динамичным руководством не вписывается в глобальную стратегию США.

В своей книге «Корпорация диверсий» индийский публицист X. К. Сарин писал: «Американцам явно не по нраву индийская политика, направленная на достижение экономической самостоятельности, поддерживающая государственный сектор и ограничивающая влияние межнациональных корпораций. Не по нраву ее активная и позитивная внешняя политика неприсоединения и дружбы с социалистическими государствами».[2]

Индия давно уже стала объектом подрывной деятельности империалистических государств, стремящихся изменить ее независимый внешнеполитический курс, лишить возможности оказывать влияние на ход событий в регионе и в мире в целом.

Подрывные силы особенно активизировались после состоявшейся в марте 1983 года в Дели VII Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран. Вашингтон враждебно воспринял роль, которую сыграла Индия в качестве устроителя конференции, а также ее деятельность как председателя движения неприсоединения. Накануне конференции в западной прессе высказывались суждения о том, что ее результаты приведут к ослаблению антиимпериалистической направленности движения. Как известно, эти прогнозы не подтвердились.

Чтобы ослабить Индию, сделать ее уязвимой для давления извне, империалистические государства и их агентура ведут подрывную работу по нескольким направлениям. Одно из них – стремление создать враждебное для Индии окружение, спровоцировать обострение ее отношений с соседями. Несомненно, главной причиной нынешней напряженности в индийско‑пакистанских отношениях является осуществляемая с помощью США милитаризация Пакистана, превращение его в оплот для проведения гегемонистского курса Вашингтона в Южной и Юго‑Западной Азии. Известно, что во время визита Зия‑уль‑Хака в Вашингтон в 1984 году была достигнута договоренность о том, что в городах Пешавар, Гвадар и Саргодх будут созданы базы электронной разведки, предназначенные для обеспечения военных операций в Индийском океане, бассейне Персидского залива, а также для сбора шпионской информации в странах Южной и Юго‑Западной Азии, в том числе в Индии и Афганистане.

США в обмен на военную помощь получили право на размещение на пакистанской земле баз, с которых будут действовать интервенционистские «силы быстрого развертывания». Пакистан же «приютил» в Карачи «центральное командование» СВР (СЕНТКОМ) по руководству военными действиями в этом регионе. В пентагоновском плане «защиты района Персидского залива» на специальные подразделения пакистанских войск численностью в несколько десятков тысяч человек возлагается функция жандармского корпуса, который будет действовать совместно с американскими «силами быстрого развертывания». По сценарию Пентагона, «в случае возникновения кризисных ситуаций» где‑либо в бассейне Персидского залива этот корпус будет переброшен туда на американских самолетах. В районе Пешавара, близ границ с Афганистаном и вдоль индийской границы форсированными темпами ведется строительство аэродромов и взлетно‑посадочных полос.

По мнению специалистов, наращивание Пакистаном вооружений намного превосходит его оборонные нужды, а сам вид вооружений свидетельствует о наступательном характере военных планов его руководителей. Не могут не вызывать тревогу у соседей Пакистана и его усилия, направленные на создание ядерного оружия. По сообщению индийской газеты «Хинду», в Пакистане полным ходом ведутся работы по созданию ядерного оружия. Уже произведено 20 кг чистого плутония. Этого количества достаточно, чтобы изготовить две атомные бомбы, подобные той, которая была сброшена на Хиросиму. Осенью 1985 года премьер‑министр Индии Раджив Ганди в интервью английской «Гардиан» заявил: «По нашим данным, Пакистан находится на пороге производства атомной бомбы или уже имеет ее».[3]

Империалистическая пропаганда пытается испортить отношения между Индией и Шри Ланкой, используя для этого обострившуюся в последнее время проблему проживающих на острове выходцев из Индии – тамилов. Реакционные силы в Бангладеш раздувают антииндийские настроения по поводу мероприятий индийского правительства по предотвращению незаконного проникновения бангладешцев в северо‑восточные штаты, в связи с проблемой раздела вод реки Ганг и другими вопросами. Измышления об «индийском экспансионизме» остаются излюбленной темой прозападных газет и журналов в Непале.

Серьезной проблемой для Индии является милитаризация Индийского океана. Оккупированный американской военщиной остров Диего‑Гарсиа стал, по сути, непотопляемым авиа– и ракетоносцем американского милитаризма у берегов Индии. Индийцев крайне беспокоит то обстоятельство, что в любой момент с Диего‑Гарсиа могут стартовать ракеты с ядерными боезарядами. Самое большое в мирное время количество военных американских кораблей барражирует в Индийском океане. Все это, несомненно, ведет к нагнетанию напряженности у океанских границ Индии.

Соединенные Штаты не оставляют попыток повлиять на Индию. Между тем последние десятилетия показали американским политикам, что Индия обрела в международной жизни свой голос, который нельзя заставить петь по чужим нотам. Методы политического шантажа, военных угроз и прямого запугивания не приносят желаемого результата. Однако средства империалистического нажима достаточно разнообразны. Среди них есть и масштабные подрывные операции, массовый террор, изощренные диверсии и тотальный шпионаж. И этот богатый «джентльменский набор» в полном объеме имеется у головной разведывательно‑подрывной организации США – Центрального разведывательного управления.

Именно этот «набор», по свидетельству специалистов, чаще всего ЦРУ пускает в ход в развивающихся странах. Как пишет журнал «Индиан обсервер», «управление имеет обыкновение предпринимать все от него зависящее в политической и военной сферах для дестабилизации своих оппонентов, организации дворцовых переворотов, создания подполья, убийства политических лидеров и вербовки новых агентов… Не секрет, – продолжает журнал, – что все реакционные режимы, существующие в мире, поддерживаются ЦРУ, что тайные полицейские органы в этих странах часто возглавляют или кадровые офицеры ЦРУ, или местные агенты, прошедшие выучку у американцев».[4]

Вот что пишет по поводу деятельности ЦРУ в развивающихся странах другой индийский журнал «Сурия Индиа»: «За десятилетия своего существования ЦРУ заслужило благодаря своей страшной деятельности позорную славу. ЦРУ свергает законные правительства, убивает лидеров развивающихся стран, разжигает волнения и бесчинства, сеет дезинформацию, словом, стоит за всем, на чем лежит отпечаток лжи».[5]

Индия уже давно стала объектом особо пристального внимания со стороны ЦРУ. Сразу после подписания Договора о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией в 1971 году в Лэнгли, штаб‑квартире ЦРУ, появился новый отдел, работа которого целиком сконцентрировалась на Индии. Подрывная шпионская деятельность ЦРУ в Индии настолько же интенсивна, насколько разнообразна и масштабна. Агенты этой организации обвинялись, например, в причастности к заговору с целью убийства Джавахарлала Неру, о чем писала американская «Нью‑Йорк таймс».[6] Кувейтская газета «Аль сьяса» сообщала о причастности ЦРУ к нескольким покушениям на жизнь Индиры Ганди.[7]

Не секрет, что именно американские доллары питают корни наиболее реакционных сил, разъедающих национальную и территориальную целостность страны. ЦРУ активно сотрудничает с пакистанской, английской и израильской разведками, совместно с ними пытаясь дестабилизировать положение в пограничных районах страны. Достоянием гласности стали многие зловещие планы ЦРУ против Индии, например так называемый «план Киркпатрик». Этот секретный документ, как писал индийский еженедельник «Линк», предусматривал расчленение Индии на ряд мелких государств.

В индийской печати были опубликованы также материалы о «проекте Брахмапутра» – многоплановой операции, подготавливаемой западными разведслужбами с целью создания в бассейне реки Брахмапутры, на северо‑востоке Индии, марионеточного «независимого» государства. Индийская пресса приводит факты, свидетельствующие о поддержке ЦРУ пенджабских сепаратистов. В начале 1985 года министерство внутренних дел Индии представило на рассмотрение правительства специальный доклад о подрывной деятельности ЦРУ в стране. В нем говорилось о попытках внедрения американской агентуры в индийские политические партии, общественные организации, органы массовой информации и т. д. Взрыв негодования в Индии вызвало решение палаты представителей американского конгресса провести в 1985 году так называемые «слушания по Пенджабу», что является грубым вмешательством США во внутренние дела суверенного государства.

В последние 10 лет телеграфные агентства мира все чаще передают сообщения об активизации в Индии сепаратистских и других раскольнических групп. «Основная опасность единству Индии исходит сейчас от религиозного фанатизма, сепаратизма и других раскольнических сил, пользующихся мощной внешней поддержкой», – говорится в Белой книге правительства Индии о событиях в штате Пенджаб.

Особенно широкий размах и остроту приобрели выступления сепаратистов в пограничном с Пакистаном штате Пенджаб. Фанатики‑экстремисты из религиозной общины сикхов поставили своей целью отторгнуть этот штат от Индии и создать на его базе марионеточное «государство Халистан». Они развязали кампанию террора, физических расправ с неугодными им политическими и общественными деятелями, в том числе и из числа сикхов, парализовали экономическую и политическую жизнь в штате. Попытки правительства нормализовать обстановку политическими средствами не дали результатов. И лишь применение военной силы помогло восстановить законность и порядок в Пенджабе.

Продолжает сохраняться напряженная обстановка в‑северо‑восточном штате Ассам. Там некоторые местные националистические и сепаратистские организации используют в своих целях проблему так называемых «иностранцев», лиц не ассамского происхождения, в разное время и по разным причинам переселившихся в этот штат из других районов Индии, а также из Бангладеш. Они требуют их безоговорочной высылки. На этой почве время от времени происходят кровавые столкновения между отдельными группами населения. Многие годы продолжается деятельность сепаратистских групп и организаций и в других штатах и союзных территориях этого района – Нагаленде, Мизораме, Манипуре, Трипуре.

Достоянием гласности стал документ, подтверждающий, что действия ЦРУ в Индии сводятся к достижению таких стратегических задач, как дестабилизация правительства, не желающего поступаться национальными интересами в угоду Белому дому, замена его более «сговорчивым» правительством правых сил, продвижение в существующее правительство представителей правых партий, завоевание умов Гражданской и военной элиты страны, разрушение советско‑индийской дружбы, подрыв экономической независимости Индии и превращение республики в экономического вассала Запада.

О том, как ЦРУ пытается добиться достижения своих целей, и пойдет речь ниже.

 

Диверсии на северо‑востоке

 

Подрывная деятельность американского империализма против Индии направлена прежде всего на разрушение территориальной целостности страны. Идея эта вовсе не нова – она была в ходу еще у английских колонизаторов, которым в 1947 году удалось разделить Индию, образовав Западный и Восточный Пакистан. И с их точки зрения план себя оправдал. Современный Пакистан продолжает оставаться инструментом в руках американских политиков. Однако поиски и подготовка другого «противовеса», уже непосредственно на территории Индии, продолжаются. В этих «изысканиях» тон теперь задают США, вытеснившие с «азиатского рынка диверсий» европейских конкурентов. На долю некогда могучего «британского льва» – символа могущества английского колониализма – выпадает ныне второстепенная, часто подручная роль у «орла», осеняющего герб Центрального разведывательного управления. Завладев монополией на диверсии в Индии, ЦРУ широко использует богатый «теоретический архив», доставшийся ему в «наследство» от англичан, одним из документов которого является так называемый «план Купланда».

В ноябре 1941 года британская корона предложила ведущему профессору Оксфордского университета, сэру Реджинальду Купланду, специализирующемуся по вопросам истории британских колоний, отправиться на полгода в Индию и представить по прошествии этого срока «перспективный социологический и политический» анализ положения дел в этой стране. И Купланд оправдал доверие. Он посетил восемь из одиннадцати индийских провинций, встречался с представителями местной администрации, журналистами, политиками, словом, со всеми, чье мнение могло пригодиться при формулировании основных положений.

К апрелю 1942 года Купланд завершил свою работу и представил три тома фундаментальных исследований и рекомендаций, позволявших если и не сохранить британской короне ее самую дорогую жемчужину, то хотя бы обеспечить с нее дивиденды в будущем. Основное внимание Купланд уделил трем провинциям: Бенгалии, Ассаму, Пенджабу.[8]

Комментируя итоги этого вояжа, индийская газета «Нью вейв» писала, что «Купланд нащупал нервные центры Индии, назвав одним из них хиндо‑мусульманско‑сикхский вопрос в Пенджабе. Купланд посетил Пенджаб сразу после лахорской конференции реакционной мусульманской лиги в 1940 году, которая призвала к образованию отдельного мусульманского государства».[9] В том же году состоялась всеиндийская конференция экстремистской организации акали, на которой сикхами этой ортодоксальной религиозной группировки было принято решение «сражаться до последнего против образования мусульманского государства» (на территории Пенджаба. – Д. В.). Акали выдвинули идею образования там сикхского государства.[10]

Купланд, разумеется, не мог пройти мимо такого «перспективного» конфликта в пограничном Пенджабе. В своем плане он дал подробные рекомендации, каким образом поддерживать этот конфликт, в каких случаях следует его обострять и как это нужно делать. Воспользовавшись советами профессора от колониализма, «британский лев» разорвал Пенджаб на две части. Сделано это было на фоне обострения индо‑мусульманской розни, разжигаемой самими же колонизаторами, и прикрывалось разговорами о ликвидации религиозного конфликта.

Еще один «нервный центр» Индии Купланд обнаружил в Бенгалии. И опять же действуя по схеме, предложенной оксфордским профессором, англичане сформировали здесь Восточный Пакистан (в настоящее время Бангладеш). И наконец, северо‑восток Индии, где Купланд усмотрел третью «болевую точку», а именно Ассам. Необходимо заметить, что Ассам объединял практически все северо‑восточные территории, весьма обширные и многонаселенные (площадь пяти северо‑восточных штатов и двух союзных территорий по современному административному делению, соответствующая пой, которую исследовал Купланд, примерно равна 255 тыс. кв. км, а современное население составляет более 24 млн. человек).

Для того чтобы лучше оценить своеобразную глубину подрывного «плана Купланда» в отношении Ассама, необходимо хотя бы вкратце рассказать о том, какую политику проводили английские колонизаторы на северо‑востоке Индии. «Основной их целью, – пишет в своей книге „Агрессия в северо‑восточной Индии“ X. Сарин, – являлось изолирование племен, населяющих этот регион, от основного пути, по которому шла национальная жизнь».[11] В то же время имперские руководители под прикрытием лживых лозунгов о «режиме наименьшего вмешательства» всеми путями блокировали развитие экономики в этом регионе. Стремясь придать благопристойный вид хозяйничанью на северо‑востоке, апологеты английского империализма всячески рекламировали «невмешательство» английской администрации во внутренние дела племен. На практике, однако, подобное «невмешательство» нередко оборачивалось карательными экспедициями против «приходящих в неповиновение» племен. Да и целая армия миссионеров активно вмешивалась во внутренние дела общин, в особенности тех, которые были недовольны политикой англичан.

Многочисленный отряд «святых отцов» учил местных жителей покорности и смирению, завоевывал умы, не отягощенные премудростями цивилизации, используя всю мощь отлаженной и хорошо проверенной в деле миссионерской машины. Уже тогда ревностные служители «британского льва» – миссионеры – капля за каплей вливали яд сепаратизма в души своей паствы. В то же время они исподволь препятствовали развитию национальных языков, грамотности и образования. «Политика минимального обучения, проводимая колонизаторами, – пишет X. Сарин, – в частности, приводила к тому, что ни церковь, ни правительство не содержали школ. Практически все школы возглавлялись филантропами. Если кому‑то из жителей племен и удавалось получить какое‑то образование, то это происходило вопреки политике британских колонизаторов, а не благодаря ей».[12]

Находившиеся под неослабным контролем колонизаторов племена северо‑восточной Индии, не имея возможности развивать нетрадиционные виды сельскохозяйственного производства и какую бы то ни было промышленность, тем не менее, оказывались в той или иной степени втянутыми в орбиту товарно‑денежных отношений, которые проникали к ним с территории основной части Индостана. Начался процесс расслоения, приведший к появлению группы людей, чей достаток в большой степени зависел от чужого труда. Для сохранения такого положения этой социальной группе англичане с их системой были уже необходимы. Необходимость, полезность, впрочем, была обоюдной. «Через эту группу, – отмечает X. Сарин, – англичане могли влиять также и в политическом смысле на племенное общество».

В это же время в Индии наблюдался бурный рост национальной буржуазии, деловая активность которой была заметно ограничена английским бизнесом. Рост самосознания индийского народа, вдохновляющий пример Великой Октябрьской социалистической революции, политическая обстановка, сложившаяся в мире, – все это стимулировало мощную волну антиколониальных выступлений в Индии, во главе которых на первых порах выступала местная буржуазия.

Между тем незрелая племенная элита северо‑востока Индии, ни в каком смысле не конкурировавшая с английскими предпринимателями и, напротив, существовавшая во многом благодаря именно колониальной администрации, игнорировала борьбу за независимость. Необходимо также принять во внимание изолированность северо‑восточных территорий от районов, где происходили главные схватки за независимость Индии. По мнению X. Сарина, «руководители национального освободительного движения не уделили достаточного внимания племенным массам на северо‑востоке Индии. Вот почему они не опрокинули или не смогли опрокинуть барьер, установленный империалистами, и вовлечь эти массы в борьбу за независимость страны».

Такая ситуация и все выгоды, которые из нее можно впоследствии было извлечь, не укрылись от внимания Купланда. В соответствии с его планом англичане рассчитывали оставить за собой северо‑восток Индии в качестве «коронных территорий».

Стратегическую важность этого плацдарма для безопасности Индии трудно переоценить. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно, взглянуть на карту и представить, с какой легкостью могло бы государство, расположенное здесь, держать в напряжении всю индийскую Бенгалию.

Однако не все удавалось англичанам, и оторвать от Индии ее северо‑восточные земли у «британского льва» сил уже не хватило. Оптимальный вариант «плана Купланда» не удался. Однако Купланд подготовил и альтернативные варианты. Рассматривая проблемы разделения Индии на ряд территорий, он писал: «Независимо от того, останется ли Индия единой или будет разъединена, ее провинции должны в большой степени сохранить за собой самостоятельность».

Купланд настоятельно рекомендовал своим нанимателям децентрализовать Индию настолько, насколько это будет возможно под прикрытием лозунга «защиты» интересов национальных меньшинств. «Тогда, – предрекал Купланд, – весь субконтинент превратится в комплекс враждебных друг другу квази‑национальных суверенных государств, отделенных друг от друга политическими и экономическими барьерами. В целом Индия будет балканизирована и вместо того, чтобы стать мирным и стабильным фактором в новой международной структуре, скорее всего, станет походить на прежние Балканы – зреющий очаг мировой войны».[13]

Такова была судьба, уготованная Индии английским колониализмом. И если империалистам не удалось превратить Индию в «зреющий очаг мировой войны», то они не оставляли и не оставляют надежд децентрализовать и разъединить ее.

Для практической реализации этого плана нужна была сеть оперативных исполнителей, другими словами, сеть шпионов и диверсантов. Институт организованного иностранного шпионажа в Индии был создан англичанами в начале XIX века. Именно тогда полковнику Стилмену было поручено расправиться с зарождавшимся в Индии национально‑освободительным движением. Им и был создан в этой стране так называемый «специальный отряд», в задачу которого входило проникновение в различные национальные организации с целью их подрыва. Однако, несмотря на все попытки англичан задушить национально‑освободительную борьбу в Индии, ряды патриотов ширились. Росла и их сила.

Разнообразили свою деятельность и подрывные отряды английского колониализма. Одним из координаторов их деятельности в 20‑е годы стал Т. Лоуренс, служивший в Индии под именем Шоу. И наконец, апогея своей активности колониальная английская разведка достигла в Индии в годы второй мировой войны, после создания так называемого «отряда 136». Его основной целью являлись сбор данных о деятельности руководства национально‑освободительного движения и позже, во времена раздела Индии, провокация межнациональных конфликтов. Во главе «отряда 136» стояли Стюарт и Монктон, заслужившие мрачную славу в Индии. Штаб‑квартиры этой организации находились на Цейлоне, в Калькутте и в Пуне.

Нужно сказать, что английским подрывным службам удалось создать в Индии хорошо законспирированную и широко разветвленную агентурную сеть, с помощью которой колонизаторам долгое время удавалось дробить народное освободительное движение, провоцировать и подавлять неподготовленные выступления патриотов, держать в поле зрения наиболее опасных для английской короны национальных лидеров. Английские экспедиционные войска, почти всегда действовавшие «по наводке» разведслужб, пролили в Индии реки крови, но так и не смогли утопить в них антиколониальную борьбу народа.

Уход англичан из Индии открыл для других империалистических государств новые возможности для конкуренции с ними на «рынке диверсий» в этой стране. Первыми поспешили использовать эти возможности США, выйдя на авансцену событий, развитие которых и по сей день продолжает представлять серьезную угрозу территориальной целостности Индии. «Собственно, американские разведывательные операции начаты были в Индии еще до того, как страна обрела независимость; хронологически они восходят к временам второй мировой войны»,[14] – пишет в своей книге «Секретные войны ЦРУ» индийский публицист Паули Паракал. «На Дальнем Востоке и в Юго‑Восточной Азии американцы вторглись в районы, которые до того находились исключительно под опекой англичан и датчан. Так здесь была заложена основа системы американской разведки», – писала «Атлантик мансли».

В начале 40‑х годов в Индии развернулась ожесточенная конкурентная борьба между империалистическими разведками. Элизабет Макдональд, сотрудница американской разведки, в своей книге «Девушка с прикрытием» пишет, что ее шеф сказал ей как‑то: «Начальник британской разведки в Индии недавно (1942 г. – Д. В.) заявил генералу Доновану (резиденту американской разведки. – Д. В.), что дверь в Индию американцам закрыта. На это генерал ответил: «Что ж, мы проникнем туда через лазейку». Как раз этим мы и занимаемся, – продолжает Макдональд, – медленно внедряемся. Однако нас не очень‑то приветствуют…». Американская разведка обосновалась в Индии стационарно в 1943 году, избрав своим центром Калькутту.

Однако вернемся к «плану Купланда», а именно к той его части, которая была посвящена северо‑востоку Индии.

Независимость, доставшаяся Индии в тяжелой борьбе, принесла новые, незнакомые стране проблемы, решать которые необходимо было не откладывая. «Страна была занята решением множества сложных вопросов, возникших в результате раздела Индии. И занятость ими не позволила уделить большее внимание племенам на северо‑востоке Индии, их чаяниям и неотложным нуждам. В этой ситуации империалисты усилили подрывную деятельность против государства»,[15] – пишет X. Сарин. Империалистические диверсионные службы не сидели сложа руки. Они активизировали свою работу в племенах, используя для этого в основном миссионеров.

Давайте отвлечемся немного от событий, разворачивающихся на северо‑востоке, и поговорим об институте миссионерства. Это поможет в дальнейшем лучше понять ту роль, которую религиозные миссии играли и играют в событиях, казалось бы, далеких от их сферы деятельности. При близком знакомстве с вопросом миссионерства бросается в глаза, что миссионеры первыми приходят в чужие страны, еще до колониальных войск, а уходят последними, если уходят вообще.

По существу, они являются авангардом колониализма и его арьергардом одновременно, пятой колонной, миной замедленного действия – как только их не называют, – и все эти определения вполне справедливы. Их задача – подготовить плацдарм для высадки основных сил колониализма при его наступлении и удержать этот плацдарм при отступлении. А потому, принимая во внимание суровые условия, в которых миссионерам нередко приходилось работать, к их профессиональной подготовке предъявлялись и повышенные требования. Это – не просто святые отцы, но одновременно проповедники высочайшего класса, психологи, врачи, лингвисты и очень часто… кадровые разведчики. Они беспощадны к себе, но и не щадят никого. Призывая к милосердию и кротости, они знают, что штыки доделают то, что начал требник. Они проникают в души людей, часто бесхитростные и доверчивые, и калечат их. Особенно они любят иметь дело с детскими душами, не умудренными жизненным опытом и не имеющими противоядия от пасторского жала.

Миссионеры отличаются от тех своих коллег по церкви, которым выпала более спокойная жизнь. Слово «миссионер» с английского переводится как несущий миссию, предназначение. Подразумевается, что миссия эта дана непосредственно богом, и миссионеры ведут себя так, чтобы окружающие их люди постоянно находились под влиянием этого заблуждения. Для этого им необходимы все те качества, которые были приведены выше, плюс постоянный самоконтроль и самоанализ. Таковы они и в Индии, и число их велико. Судите сами: только в одном штате Ассам сейчас трудится на богоугодной ниве более 300 «святых отцов».

Но вернемся к Ассаму, где в 50‑х годах миссионеры вовсю развернули среди местного населения пропаганду сепаратизма. Ставка делалась на ту элитарную часть племен, которая выделилась из основной племенной массы еще при англичанах. Идеи сепаратизма, усиленно вдалбливавшиеся колонизаторами в течение многих лет, дали всходы не только в племенах нага, населявших территории современного штата Нагаленд и отчасти штатов Аруначал Прадеш и Манипур, но и в племенах мизо, проживавших на территории современного штата Мизорам.

Ситуация в племенах мизо была, правда, несколько иной, и сепаратистские лозунги выдвигались весьма ограниченным кругом лиц, носивших название «шайло» и представлявших собой, по сути, полуфеодальных князьков, процветавших во времена английского владычества. Это они выдвинули лозунг отделения от Индии и присоединения к Бирме под предлогом большей этнической близости к бирманцам. Это был отвлекающий лозунг, призванный сбить нарастающую волну массового движения мизо во главе с организацией «союз мизо» за проведение радикальных реформ, ликвидацию абсолютных прав «шайло» на землю, отмену всех ограничений на образование, установленных церковью.

И так как иностранных миссионеров считали, и не без основания, виновными в существовании таких ограничений, то выдвигались требования изгнать «святых отцов» из Ассама. В такой обстановке и прозвучал призыв «шайло» броситься в объятия «бирманских братьев», несомненно нашептанный иностранными миссионерами, под ногами которых начинала гореть земля. «Однако, – пишет X. Сарин, – в общине мизо широкие массы крестьян, возглавляемые представителями либеральной прогрессивной части интеллигенции, выступили против сепаратистских лозунгов, видя в них лишь орудие защиты интересов „шайло“. Злонамеренные козни империалистов не имели в этом районе успеха, по крайней мере некоторое время».

По‑иному дело обстояло в Нагаленде, где ведущие позиции в национальном совете нага (НСН), партии, выступавшей за самостийность, от умеренных сторонников существования нага в конституционных рамках индийской республики перешли к радикалам, требовавшим отделения от Индии. Руководство НСН под непосредственным контролем английских и американских подрывных служб начало действовать по двум направлениям. Во‑первых, они пытались объединить как можно больше племен нага, что было непросто, ибо говорили они на разных диалектах и находились на разных ступенях социального и экономического развития. И, во‑вторых, вовлечь это искусственное объединение в сепаратистскую войну против Индии. В 1956 году разгорелся первый пожар сепаратизма. Вскоре конфликт приобрел вооруженный характер. «Мина» Купланда сработала, взрыв произошел, и эхо его до сих пор слышно в горах всей северо‑восточной Индии.

Какую же роль в подготовке и проведении этого взрыва сыграли английские и американские специальные службы, кроме известной нам роли миссионеров‑диверсантов? Надо сказать, что подготовка волнений в Ассаме было первым крупным делом ЦРУ в Индии.

Обратимся к свидетельству участника событий, в то время кадрового офицера ЦРУ Дж. Смита. Вот его откровения, опубликованные через 10 лет после описываемых событий:

 

«В конце 1956 года агент ЦРУ, действовавший под „крышей“ миссии технического сотрудничества, с помощью военного атташе отправился в Импхал, где провел секретную встречу с лидерами сепаратистов нага.

Американская разведка передала лидерам сепаратистов несколько миллионов рупий и оружие. Во время той же секретной встречи им также были переданы и инструкции из Вашингтона. В соответствии с ними сепаратисты должны были вступить в вооруженное столкновение с индийскими войсками. Их задачей являлось добиться отделения от Индии. Сепаратисты должны были продержаться до вступления в конфликт американских вооруженных сил.

Американский генеральный консул и агент ЦРУ провели секретную встречу с лидерами сепаратистов нага также и в Восточном Пакистане. Они передали сепаратистам большую сумму денег и инструкции. Вашингтон настаивал на открытом политическом выступлении за отделение от Индии. Джозеф Макаллер, агент ЦРУ, отвечал за переброску оружия из Восточного Пакистана в Нагаленд. В этом ему помогали некто Джон Гровер и американские дипломаты в Дакке. Делийским связным была Клара Паппас.

Давид Генри Бли был одним из тех, кто организовывал доставку оружия и боеприпасов мятежникам нага и подготовку диверсантов в Восточном Пакистане. Он начал свою карьеру в Западном Пакистане в 1950 году в качестве атташе американского посольства. Свои действия он координировал с агентом ЦРУ в Индии. Позже я узнал, что в 1962 году Бли перебрался в Дели, после того как организовал шпионскую сеть в американском посольстве в Дакке…»[16]

 

Несколько казенный стиль повествования Смита искупают его информативность и точность и в комментариях, думается, не нуждается.

А что же его английские коллеги? Вскоре мы увидим, что они тоже не бездействовали и приняли активное участие в развитии событий на северо‑востоке. Там происходило следующее. Лидер НСН А. 3. Физо усиленно искал контакты с новым соседом Индии – Восточным Пакистаном. Искал и нашел. В Дакке с готовностью откликнулись на призыв сепаратиста и учредили в Шиллонге свою дипломатическую миссию, которая стала осуществлять контакты между Даккой и сепаратистами нага. Люди из пакистанской дипломатической миссии вскоре попались на этой «тайной» дипломатии и были вынуждены по требованию индийского правительства покинуть Шиллонг. Однако к тому времени необходимые контакты были установлены, так же как и маршруты, по которым сепаратисты следовали в Дакку.

Вскоре в движении нага произошел раскол и над А. 3. Физо нависли тучи. С одной стороны, в Индии ему грозила тюрьма за подрывные действия против этой страны, а с другой – им была недовольна и весьма многочисленная группа сепаратистов, настроенных еще более экстремистски, чем их лидер. Тут активно включились в игру англичане. Они предвидели, что Физо еще может пригодиться сепаратистскому движению. Интеллидженс сервис была разработана операция по спасению и эвакуации главаря раскольников. Проведение ее было возложено на английского миссионера преподобного Скотта. Ему удалось контрабандой вывезти сепаратиста в Восточный Пакистан, откуда три года спустя другие сотрудники английской разведки переправили его в Лондон. В Англии Физо быстро получил подданство этой страны и, став «королем в изгнании», осуществляет с тех пор руководство мятежниками со стороны.

Преподобный Скотт не остановился на достигнутом. Это его стараниями сепаратисты нага свели знакомство с международными поставщиками оружия. «Святой отец» оказал экстремистам протекцию и у «благотворительного» фонда Бертрана Рассела, услугами которого они пользуются до сих пор. Сам Физо как‑то говорил, что собрал армию в 400 тыс. человек. Даже если он и прихвастнул, чтобы солиднее выглядеть в глазах своих английских хозяев, индийские обозреватели отмечают, что число его людей на северо‑востоке довольно внушительно. После того как Скотта выдворили из Индии, он продолжал «курировать» северо‑восточные районы Индии через агента Интеллидженс сервис Невилла Максвела, действовавшего под видом корреспондента респектабельной лондонской «Таймс». Позже его сменил некий Бернард Левин, которого индийские обозреватели характеризовали как «человека, ненавидящего Индию».

Итак, чего же добились силы американского и английского империализма своими действиями в сепаратистском конфликте на северо‑востоке Индии? Прежде всего, используя любую возможность для дестабилизации положения в Индии, вскармливая и раздувая любую искру сепаратизма, могущую привести к нарушению спокойствия в этой стране, они способствовали тому, что реализация диверсионного «плана Купланда» в отношении северо‑востока принесла первые плоды. Они разместили и укрепили там свою агентуру и наладили прочные связи с сепаратистскими организациями, которыми теперь в той или иной степени могли управлять.

Втянув в шпионскую игру Пакистан, они получили возможность использовать территорию соседней с Индией страны для подготовки диверсантов и боевиков из сепаратистских индийских группировок. США и Великобритания попытались «выжать» из создавшейся на северо‑востоке Индии нестабильности «все возможное» и предприняли шаги к ее эскалации, с тем чтобы попытаться протащить так называемый «вопрос нага» в ООН. Действуя в рамках своей неоколониалистской политики, они пытались заставить Индию свернуть с избранного ею пути и изменить ее национальную и внешнюю политику. Другими словами, империалистические государства, и в первую очередь США, с самого начала существования независимой Индии стали активно вмешиваться в такие дела этой страны, которые во всем мире принято считать внутренними.

Индийское центральное правительство, оценив сложившуюся ситуацию и исходя из объективных этнографических условий северо‑восточного региона страны, произвело новое административное деление этих территорий, положив начало существованию на территории бывшего Ассама штатов Нагаленд, Манипур, Трипура, Мегхалайя с полным статусом, Мизорама и Аруначал Прадеш как союзных территорий. Эта внутриполитическая акция несколько разрядила напряженность в регионе, ослабив и пригасив сепаратистские тенденции и настроения.

Однако в Лэнгли разрабатывались новые планы отторжения от Индии ее законных земель. Бацилла сепаратизма распространялась агентами ЦРУ на новые территории. В 1972 году сепаратистские волнения прошли в Ассаме, недавно образованном штате. За вооруженными выступлениями экстремистов явно чувствовалась рука ЦРУ. Бывший тогда главным министром Ассама С. Ч. Синха прямо заявил, что интриги иностранцев все больше влияют на дестабилизацию положения в штате, что может привести к беспорядкам. Непосредственно перед началом выступлений Ассам без ведома индийских властей посетил сотрудник американского консульства в Калькутте. После его отъезда у сепаратистов появился передатчик…[17]

В этой связи можно вспомнить, что «Нью‑Йорк таймс» еще в мае 1972 года предсказывала октябрьские беспорядки в Ассаме. Как вышло, что американская газета смогла сделать такой точный прогноз? Такой вопрос задала в свое время премьер‑министр Индии Индира Ганди. Как вышло, что американская газета заранее знала о готовящихся беспорядках в Индии? Вопрос, прямо скажем, не праздный и ответ на него, конечно же, знают в Лэнгли, где указанные беспорядки собственно зачастую и планируются.

В сферу пристального внимания людей из ЦРУ попали и районы расселения племен мизо. Достоянием гласности стало то обстоятельство, что непосредственно перед выступлениями сепаратистов в 1966 году этот район посетил некто Дж. Слон, имя которого можно найти в книге Юлиуса Мадера: «ЦРУ: кто есть кто». Дж. Слон до перехода в ЦРУ работал в военной разведке. Следы его деятельности можно найти в Сиккиме, Бутане и Непале. В Индии он занимал должность политического советника в консульстве в Калькутте – одну из тех двух традиционных, которые, по свидетельству той же «Нью‑Йорк таймс», как правило, предоставляются начальникам региональных резидентур ЦРУ в американских дипломатических миссиях.

Один из глобальных замыслов США в отношении отделения от Индии ее территорий, получивший название «проект Брахмапутра», наиболее полно иллюстрирует разнообразие, последовательность и масштабность операций ЦРУ на северо‑востоке Индии.

 

Осторожно: «проект Брахмапутра»!

 

В 1979 году правительство Индии объявило Ассам «тревожным районом» и ввело на его территорию специальные войска. Столь решительная мера была предпринята для поддержания порядка и законности, ибо сепаратистское движение под лозунгом «Ассам для ассамцев!» набирало силу и всерьез угрожало не только дестабилизацией политико‑экономической жизни штата, но и нарушением территориальной целостности Индии.

Итак, сепаратизм перекинулся и на относительно «благополучный» до сих пор Ассам. Деятельность сепаратистов подорвала политическую и экономическую жизнь штата. В большинстве округов были сорваны парламентские выборы, блокированы меры правительства по развитию сельского хозяйства. Меры неотложные и жизненно важные, ведь даже в урожайные годы в Ассам приходится ввозить продовольствие, а наводнения тех лет привели в негодность земли на огромных площадях. Сепаратисты долгое время блокировали также нефтяные промыслы штата, что поставило в тяжелое положение экономику всей страны. Сотни людей стали жертвами террористических актов, среди них правительственные чиновники, пограничники, полицейские, лица неассамской национальности, члены партий, не разделяющие экстремистские взгляды молодчиков из «ассамского национального фронта» – базовой организации сепаратистов.

Волнения в Ассаме по времени совпали с усилением нестабильности в других штатах и союзных территориях: Нагаленде, Трипуре, Мизораме, Манипуре. В один месяц пожар сепаратизма охватил весь северо‑восток Индии. Выступая тогда перед журналистами, премьер‑министр страны И. Ганди заявила, что, по ее мнению, за этим взрывом беспорядков стоит некая иностранная сила. Это было совершенно справедливое утверждение, ибо упомянутые события стали началом реализации так называемого «проекта Брахмапутра» – крупномасштабного американского плана, наподобие купландского. Сходство их проглядывает даже в способе подготовки.

12 июня 1979 г. посольство США в Индии от имени отдела исследований и специальных операций Вашингтонского университета выпустило секретный циркуляр, в котором обязывало различные американские организации в этой стране провести социологическое исследование на северо‑востоке Индии, а также в Бутане и Сиккиме. Это исследование и было закодировано как «проект Брахмапутра». Позже так стала называться вся операция по отторжению от Индии ее территорий. В циркуляре, в частности, говорилось: «Исследование должно установить, является ли современный статус этих штатов приемлемым или же уместно поставить вопрос о создании нового государства. У нашей организации есть опыт подобной работы в ряде стран, где были получены удовлетворительные результаты. Подобные исследования помогли нам при оценке политической ситуации и при выборе лучших средств к усилению нашего влияния в этих странах. Опыт проведения таких операций показывает, что социологические исследования в Индии должны проводиться с необходимой деликатностью, дабы нас не смогли обвинить во вмешательстве во внутренние дела страны накануне выборов… В других странах, случается… нас ловят в дезабилье».[18] Несмотря на призывы руководства, работники ЦРУ все же не смогли проявить «необходимой деликатности» и в очередной раз были пойманы. Социологическое исследование, как и в случае с Купландом, на поверку оказалось с двойным дном. Его основной задачей являлась активизация разрозненных групп сепаратистов на северо‑востоке к объединению их на общей платформе.

Что же за государство намеревается создать ЦРУ на северо‑востоке Индии? Речь, оказывается, идет о таком государстве, политика которого, с одной стороны, должна иметь проамериканскую, а с другой – антииндийскую и антисоветскую направленность. Такова модель противовеса современной политике Индии, который США активно пытаются создать на северо‑востоке. Итак, посольство США в Дели секретным циркуляром мобилизовало граждан своей страны, находившихся в Индии, на «проект Брахмапутра». Сотрудники американского консульства в Калькутте и посольства в Дели активизировали свои контакты с сепаратистами. В индийской прессе неоднократно отмечалось, что бывший посол США в Индии Гохин тоже проявлял повышенный интерес к северо‑востоку и часто наведывался в горный край. Его превосходительство настолько явно впутался в аферы с сепаратистами, что индийское правительство отказало ему в праве посещения штата. Случилось это в 1979 году, после визита в этот район Гохина в сопровождении группы офицеров ЦРУ. Как раз тогда и разлилась по северо‑востоку Индии волна насилия, тогда и был дан сигнал к началу «операции Брахмапутра».

Ночью группа вооруженных людей численностью свыше 100 человек окружила индийскую горную заставу на границе штата Нагаленд и Бирмы в районе Туенсанга. Для нападения на заставу был выбран последний предрассветный час, когда сон особенно крепок, а часовому надоедает принимать каждый куст за нарушителя и внимание его рассеивается. Выждав, когда предрассветный туман накроет заставу, бесшумно сняли часового. Нападающие ворвались на охраняемую территорию и в коротком рукопашном бою перебили индийских пограничников. Затем они подожгли заставу и, забрав с собой «трофейное» оружие, пересекли индийско‑бирманскую границу, направляясь на свою постоянную базу на севере бирманского штата Шан.

Убийством индийских пограничников экстремистская банда нага, принадлежащая к группировке Т. Муивы и И. Сву, завершила очередной «рейд» в Нагаленд. Во время этого карательного террористического похода экстремисты расстреляли из пулеметов члена законодательной ассамблеи штата Нагаленд Муло Кониака и его двух товарищей.[19]

На счету молодчиков Муивы и Сву есть и другие злодеяния. Они уничтожили две пограничные индийские деревни нага. В деревне Панг они сожгли детей.[20] Вина жителей этих деревень состояла лишь в том, что они не желали оказывать поддержку экстремистскому движению сепаратистов.

Муива и Сву в 1975 году приняли «эстафету» от уже упоминавшегося Физо. Отделившись от национального совета нага, они образовали свой клан: так называемвш социалистический совет нага (ССН). Это – хорошо законспирированная группа боевиков‑экстремистов, имеющая свои лагеря для обучения наемников. Индийская печать сообщала, что ранее такие лагеря функционировали непосредственно нр территории Нагаленда. Есть основание предполагать, что они существуют там и сейчас. Один из таких лагерей был устроен в деревне Чумек‑хума. Там опытные инструкторы во главе с капитаном мятежников Кхото Ангами натаскивали молодежь из племен нага. Лагерь был устроен добротно, с перспективой. Молодежь училась преодолевать препятствия, ведению рукопашного боя, бесшумно подползать к часовому и уничтожать его. Молодые нага старательно утюжили животами плац, кололи чучела штыками иностранного производства, метко поражали поясные мишени из иностранного оружия – словом, постигали науку убивать. Убивать в иностранных интересах.

В это время в штате Трипура сохранялась относительно спокойная обстановка, что совсем не отвечало глобальным планам координаторов сепаратизма. И они направили около 150 молодых людей из штата Трипура на обучение в диверсантских лагерях на территории Бангладеш. Пройдя «курс наук», вооруженные молодчики влились в ряды экстремистской организации сепаратистов под названием «национальные добровольцы Трипура» и стали чинить расправу над противниками сепаратизма. Около 30 головорезов были схвачены индийской службой безопасности. На суде они признали, что проходили подготовку в Бангладеш.

Не был обойден вниманием сепаратистов и Манипур. Еще в 1965 году там образовалось так называемое подпольное «революционное правительство Манипура» (РПМ). Эта группировка, в основном состоящая из молодежи, сразу взяла курс на отделение от Индии. Известно, что вскоре после образования РПМ многие его члены под предводительством С. Кумара предприняли путешествие в Западный Пакистан. В 1969 году РПМ было разгромлено и его лидеры С. Кумар и Б. Сингх, будущий лидер манипурского сепаратизма, взяты под стражу. После амнистии в 1972 году С. Кумар отошел от экстремистов, а Б. Сингх вновь ушел в подполье и стал создавать группировку сепаратистов‑радикалов. К 1977 году Б. Сингх сколотил такую организацию, назвав ее «народной армией освобождения» (НАО). Осуществлялось руководство движением с территории соседней Бирмы, где располагалась и основная часть его вооруженных головорезов. Там разрабатывал он планы терактов, которые осуществлялись на индийской земле. В основном они направлялись против регулярных вооруженных сил, полиции, лидеров политических партий, мешающих деятельности НАО. Так, 1 января 1980 г. боевиками НАО был убит Т. Бира Сингх, член Коммунистической партии Индии, кандидат от этой партии на выборах в парламент.

Группировки, о которых идет речь, одни из многих, действовавших во всех пяти северо‑восточных штатах и двух союзных территориях Индии.

Сепаратисты действуют разнообразными методами. От угроз и шантажа до убийств и диверсий. Это зависит от степени радикальности той или иной группировки. Многие из них существуют в условиях подполья, некоторые предпочитают действовать легально. Между ними бывают столкновения, нередко вооруженные, но случается, они заключают между собой союзы. Однако суть всего сепаратистского движения на северо‑востоке Индии в том, что его разношерстные поборники действуют в рамках одного заговора и представляют собой винтики и шестеренки в гигантском механизме одной общей операции, задуманной и разработанной в США.

Одной из составных частей этого плана является объединение большинства группировок сепаратистов на общей платформе и координация их действий. Попытка объединения сепаратистских сил на северо‑востоке была предпринята в феврале 1979 года на пленарном заседании манипурской сепаратистской организации НАО. Выступая на заседании, лидер этой организации Б. Сингх сделал попытку проанализировать деятельность различных сепаратистских группировок и организаций: так называемой «народной освободительной армии Канглейпак» (НОАК), «национального фронта мизо», «социалистического совета нага», экстремистской организации наксалитов и ряда других.

Одной из основных задач НАО, как заявил Б. Сингх, является «создание единого фронта на территории Манипура, Нагаленда, Мизорама, Ассама, Трипуры, Мегхалайи и Аруначал прадеша». Журнал «Нью Дели» по этому поводу писал: «Совершенно очевидно, что НАО намеревается соединить свои силы с сепаратистами нага и мизо». Б. Сингх объявил о создании новой организации – «народного революционного фронта» (НРФ).

Лидеры сепаратистов нага со своей стороны тоже проявили инициативу в вопросе объединения сил. Т. Муива и И. Сву создали организацию НАММАМТ (по начальным буквам пяти штатов и двух союзных территорий на северо‑востоке). Вскоре состоялось секретное собрание лидеров сепаратистов в Шиллонге. По разным сообщениям, на этой встрече присутствовали Б. Сингх, Т. Муива, В. Мишра – руководитель одной из группировок наксалитов, лидеры сепаратистов в Ассаме и других штатах. На встрече была сделана еще одна попытка объединить силы сепаратистов если не под единым командованием, то хотя бы скоординировать их подрывную деятельность.

И как показали последующие события, эти усилия не пропали даром. Почти одновременно в нескольких штатах – Ассаме, Трипуре, Западной Бенгалии и других прозвучали взрывы. В результате террористических актов был поврежден нефтепровод, взорвана машина с полицейским патрулем, убиты полицейские чиновники, пострадало мирное население. Расследование, проведенное индийскими властями, показало, что все взрывные устройства были иностранного производства одного и того же типа, «находились на вооружении» одновременно у различных группировок сепаратистов. Синхронность акций также не оставляет сомнений в их скоординированности. Кроме того, в Ассаме силы индийской безопасности обнаружили склад, в котором хранилось 40 тыс. детонаторов для взрывных устройств. Все детонаторы оказались иностранного производства.

Характерно, что за всеми практическими акциями сепаратистов чаще всего следует тень ЦРУ. И за попыткой объединить сепаратистов в Ассаме видна та же рука. Вот что писал по этому поводу индийский журнал «Линк»: «Недавно организованный северо‑восточный региональный студенческий союз, выдвинувший лозунг мобилизации всех ассамцев „за тотальную революцию“ с программой из 35 пунктов, в действительности является координационным комитетом для консолидации усилии антииндийских организаций проамериканского толка. Программа союза, распространяемая большим тиражом, содержит сепаратистские планы, разработанные империалистическими службами в целях дестабилиации положения и предполагающие использование террора и саботажа».

Представив себе в общих чертах масштабы деятельности ЦРУ на северо‑востоке и установив, что они весьма и весьма велики, нельзя не задаться следующим вопросом: неужели все эти группы, объединения и банды сепаратистов, буквально кишащие здесь, существуют, так сказать, на самообеспечении, получая от своих «крестных отцов» из ЦРУ одни лишь инструкции и координационную поддержку? Такое предположение было бы наивным. Факты говорят об огромной материальной помощи, оказываемой сепаратизму Соединенными Штатами и без которой идеи самостийности давно зачахли бы на северо‑востоке.

Наблюдения специалистов вполне обоснованны. Джон Смит, чьи откровения уже приводились, засвидетельствовал, как люди из ЦРУ передали сепаратистам нага несколько миллионов рупий, оружие и инструкции по поднятию вооруженного восстания. Как же дело с финансированием сепаратизма обстоит сейчас? Обратимся к фактам. В США, в штате Техас, находящемся от индийского штата Трипура на расстоянии многих тысяч миль, есть некая организация под неопределенным названием «Фонд». Казалось бы, какое дело этой организации до далекого индийского штата Трипура. Однако дело, оказывается, есть. Только за полгода техасский «Фонд» перекачал в индийскую Трипуру 1,5 млн. рупий.

Эти деньги пошли отнюдь не на социальные нужды. Не были они предназначены и на благотворительные мероприятия. Они целиком и полностью использовались в подрывных целях сепаратистами экстремистского толка. Вполне понятно, что эти деньги попали к ним не из рук в руки. Они совершили большое путешествие через Лондон и Новую Зеландию, кочевали из банка в банк, пока не попали к сепаратистам. Такие деньги чаще всего поступают через посредников. Как правило, через действующую на северо‑востоке армию миссионеров, активность которых достаточно хорошо известна. И на этот раз не обошлось без «божьего» слуги. Из показаний арестованных экстремистов явствует, что сепаратистов штата финансировал действовавший в Трипуре американский евангелист Билли Грэхэм. Такие грэхэмы, которых полно на северо‑востоке, и раздают «жалование» сепаратистам, подбадривают колеблющихся.

Так, с октября 1979 по март 1980 года подвизающийся на богоугодной пастырской ниве на северо‑востоке некий «святой отец» Рубио получил через банк около 4 млн. рупий в американских долларах, западногерманских марках, швейцарских франках и английских фунтах стерлингов. Неужели требуется почти 4 млн. рупий, чтобы полгода прожить в суровой простоте, как подобает пастырю и проповеднику? – недоумевали индийские газеты, когда история с Рубио попала в прессу. Ведь очевидно, что для этого не нужна и сотая часть этих средств! Однако напрасно пытаемся мы обвинить «святого отца» в грехе сибаритства. Деньги ему были нужны, оказывается, не на личные цели, а на подкормку все тех же сепаратистов.

Как свидетельствуют многочисленные факты, «святые отцы» типа Рубио повсеместно на северо‑востоке содержат банды террористов для запугивания местного населения и насильственного обращения его жителей в сепаратистов. Для такой деятельности этих денег, наверное, должно хватить только‑только. Или даже мало, поскольку долларовые инъекции сепаратизму год от года возрастают. Однако, как бы то ни было, а «отец» Рубио болезненно воспринял огласку своих неординарных доходов. Отправителям щедрых даяний реклама, видимо, тоже была ни к чему. Они быстро изменили тактику и деньги «святому отцу» стали поступать не через государственный индийский банк, где их можно было учесть, а через частный христианский федеративный банк.

Скандал с «отцом» Рубио далеко не единственный. За последние годы появилось множество фактов, документально подтверждающих, что империализм щедро финансирует сепаратистов северо‑востока Индии. Так, например, одной из их групп только за полтора года было передано 149 тыс. рупий. Эти деньги поступили из ФРГ. Как заявил в верхней палате индийского парламента видный политический деятель страны Бхупеш Гупта, только с 12 ноября 1979 г. по 9 июня 1980 г. в шиллонгские банки на счета различных религиозных организаций, включая Армию спасения, поступило денежных переводов на сумму 1 012 185 рупий. Переводы шли в долларах. Да, империалисты не скупятся.

Как сообщила индийская газета «Сентинель», в Кат‑таке (штат Орисса) состоялось заседание видных представителей общественности Ассама, Мегхалайи и Манипура, участники которого выразили крайнюю тревогу в связи с деятельностью в стране некоторых западных «проповедников». Выступившие на заседании отметили, что «святые отцы» получают из‑за рубежа значительные суммы, использующиеся для дестабилизации положения в Индии.

По данным печати, ежегодно только из США и ФРГ в Индию поступает по линии миссионерских организаций около 2 млрд. рупий. В числе распределителей этих сумм, как пишет еженедельник «Блитц», некто «отец» Соареш, который в ходе поездки в США в 1983 году сумел заполучить там 9 млн. рупий. Для чего были предназначены эти деньги, догадаться нетрудно хотя бы по тому факту, что ввезти их в Индию «проповедник» пытался незаконно. Еще одна одиозная фигура – гражданин ФРГ «отец» Зейтлер. Многочисленные свидетельства его причастности к шпионской деятельности послужили основанием для того, чтобы в 1980 году «святому отцу» был запрещен въезд в Индию.

А теперь несколько подробнее остановимся на той деятельности «святых отцов» христианской церкви в Индии, которую они, несомненно, хотели бы скрыть, поскольку она никак не укладывается в рамки законного, честного миссионерства, если одурачивание людей с помощью религии вообще может называться честным делом. Индийское правительство по вполне понятным причинам не разрешает иностранцам посещать районы северо‑востока Индии. И это, конечно, затрудняет проникновение туда агентов ЦРУ, замаскированных под любопытных туристов и солидных ученых. Для людей же, носящих пасторский сюртук, это сделать значительно легче. И ЦРУ широко использует миссионеров христианской церкви для выполнения подрывных заданий и вмешательства во внутренние дела Индии. В одном из секретных циркуляров ЦРУ прямо указывается, что в сложившейся обстановке миссионеры являются наиболее удобным орудием шпионажа в Индии и исключительно полезны для проведения подрывной агитации среди местного населения. Многие американские миссионеры, которые действовали в пограничных районах Индии, разоблачались индийскими силами безопасности. В их багаже вместе с религиозной литературой находили электронные подслушивающие устройства, крупные суммы денег в иностранной валюте, криптографические таблицы и другие атрибуты шпионского ремесла.

Видимо, ЦРУ действительно смотрит на евоих агентов‑миссионеров, как на своеобразную палочку‑выручалочку, раз приняло решение активизировать внедрение своих людей в разные страны именно под видом миссионеров. А о том, что такое решение в Лэнгли было принято, свидетельствует глава «общества зарубежных миссий американских баптистов» Честер Джамп. У руководителей ведомства грязных дел слова не расходятся с делом и последние годы разведшкола в городе Маклин в американском штате Вирджиния специализируется на подготовке агентов для работы в азиатских странах под видом миссионеров. По сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс (АП), сейчас около 15 тыс. американских «слуг божьих» работает в Азии, значительная часть – в Индии. Многие из них являются агентами ЦРУ и занимаются деятельностью, которая не только не совместима с их религиозным статусом, но является незаконной и представляет угрозу индийской национальной безопасности.

Для того чтобы уяснить, каким хладнокровным цинизмом отмечена их служба всевышнему в лице ЦРУ, процитируем отрывок из инструкции, подготовленной для них в Лэнгли: «Руководство ЦРУ надеется, что агенты управления в этих районах будут более активно использовать такие традиционные индийские качества, как религиозность, гостеприимство и доверчивость». Не всегда, однако, миссионеры держат язык за зубами относительно истинных целей своего присутствия на индийской земле. Так, индийский журнал «Нью вейв» пишет, что в беседах с индийскими корреспондентами «святые отцы», разоткровенничавшись, заявляли, что «они стараются исправить ошибку английского правительства, допущенную накануне получения Индией независимости, когда Лондон согласился на то, чтобы северо‑восточный регион остался индийским».

Действуют миссионеры в основном в районах расселения племен, так сказать, в глубинке. Кроме северо‑восточных штатов и территорий ареной их особенно активных действий является граничащий с северо‑восточными территориями северный район индийского штата Западная Бенгалия.

Миссионеры поощряют и раздувают в племенах шовинистические настроения, что нередко приводит к столкновениям на национальной почве, а в конечном итоге – к общей дестабилизации в районе. Стремясь навязать свою религию и волю индийцам, «святые отцы» прежде всего пытаются развалить традиционную основу индийской общины – систему панчаятов. Разрушив эту систему, миссионеры добились бы разрушения и традиционных связей и отношений в индийской общине. Тем самым они подорвали бы и позиции местной господствующей религии – индуизма. Во многих районах и деревнях миссионеры создали орг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: