Теоретическая интерпретация понятий

Программа социологического исследования

на тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ»

Методологическая часть

Проблемная ситуация: В настоящее время существует проблема определения характера и интенсивности патриотизма среди молодежи (в нашем случае студентов СГЭУ), её можно рассматривать как и в общем в обществе, так и в отдельных его частях, в отдельных масштабах. Доступ к совершенно разным источникам информации, нацеленное воздействие других стран на подрастающее поколение в пользу своих интересов могут искривлять, формировать относительно определенное отношение к патриотизму. Да и такие качества как отвага, стремление постоять за свою Родину, стремление преувеличивать благосостояние своей страны всевозможными путями скорее не так сильно проявлены у современной молодежи и это часто не берётся у них во внимание, если мы говорим именно об интенсивности патриотизма. Мы наблюдаем достаточно низкий уровень знаний молодежи касательно военного периода жизни страны, их незаинтересованность в данном вопросе. Стремление к стабильному пониманию политической ситуации страны не является определяющим.

Проблема: Заключается в том, что подрастающее поколение имеет совершенно новое, собственно-уникальное мировоззрение, которое скорее не предполагает определения патриотизма как одной из высших ценностей в обществе. На сегодняшний день по-другому трактуются совершенно обыденные понятия, к примеру, честь, мужество, существует определенно новое отношение к исторической культуре страны, к жертвам, которые были совершены на благо этой страны. Также большая роль отводится СМИ, которые так активно развиты в наше время и через которые, транслируя определенную информацию, создается новое отношение людей к жизни в целом, которое предусматривает порой очень разные трактовки понятия «патриотизм» и отношение к нему.

Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов

Объект исследования: студенты СГЭУ

Системный анализ объекта:

Факторы, влияющие на патриотизм молодежи, в частности студентов СГЭУ:

1. Общие и специфические:

Общие:

  • политическая и экономическая ситуация в стране
  • пропаганда и транслирование идей патриотизма в стране
  • частота проведения патриотических мероприятий
  • и др.

Специфические:

· личные характеристики человека

· условия проживания в стране

· ролевой набор человека

· знание истории своей страны человеком

· и др.

2. Прямые и косвенные:

Прямые:

  • взаимоотношение человека с государством, с его органами
  • участие в патриотических мероприятиях
  • уровень жизни в стране
  • и др.

Косвенные:

  • воспитание патриотизма в семье
  • приобщение к патриотизму в учебных заведениях
  • влияние СМИ
  • и др.

3. Объективные и субъективные:

Объективные:

  • влияние взглядов окружающих
  • побуждение участвовать в патриотических мероприятиях
  • изучение истории свой страны, ее культуры и прививание любви к ней в школах, университетах и т. п.
  • И др.

Субъективные:

  • интерес человека к своей стране, ее культуре и истории
  • удовлетворенность своей страной, политикой, проводимой государством, уровнем жизни
  • восприятие человеком понятия «патриотизм» и его важность для него
  • и др.

Цель: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ

Задачи:

1) выявить уровень патриотической воспитанности студентов СГЭУ в связи с проявлением интереса к своей стране.

2) выявить потребности узнавать историю свое страны, ее культуру, традиции

3) выявить частоту проявляемых стремлений к патриотической деятельности

4) выявить оценочное отношение и оценочные суждения о сущности патриотизма и прочих «патриотических терминов»

5) выявить у студентов СГЭУ уровень овладения практическими умениями и навыками по применению знаний о своей Родине

6) выявить связь в понимании студентов понятия «патриотизм» и таких явлений, как поддержка государственной власти, защита Родины и др.

7) выявить взгляд студентов на развитие патриотизма в России

Теоретическая интерпретация понятий

1) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

  • Он включает в себя систему отношений человека к:

− истории страны;

− национальной культуре

− стране как части всего мира: её природе, экономике и др.

− государству.

  • Патриотическое отношение к Родине может включать в себя:

- сочувствие к своей Родине (степень развития этого чувства)

- желание быть часть свой страны

- активность в патриотической деятельности

- готовность жертвовать ради Родины

- знание проблем своей страны и желание помочь их решить

- желания счастливого процветания своей страны, всех хороших благ ей

- и др.

2) Государство (объект патриотизма) - это система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития.

  • Структура государства, как объекта патриотизма включает в себя отношение человека к государству как:

- к правовому институту,

-гаранту законности и порядка,

- гражданскому долгу перед государством, народом,

- готовности укреплять, защищать, его мощь, независимость,

- ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом».

3) Родина - страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную и материальную сопричастность.

4) Жертвенность — готовность принести себя в жертву, самопожертвование ради блага для своей страны и для спасения страны. Высокое альтруистическое чувство.

  • Жертвенность по отношению к Родине может включать в себя:

- посещение своей жизни службе Родине (политической, военной, научной и т.п.)

- участие в военных действиях по защите отчества, службе в Вооруженных Сил

- пренебрегание собственными потребностями и интересами во благо интересов Родины

- преданность Родине, оставаться в своей стране даже в самые тяжелые времена для населения, помогать в решении существующих проблем

- отказ от достижения личного карьерного развития, чтобы помочь своими умениями и навыками своей Родине, людям, населяющим ее.

- и др.

  • Любовь к своей Родине может провялятся в:

- вере в ее будущее

- защите ее интересов (как внутригосударственных, так и международных)

- интересу и любви к ее истории и культуре

- гордости за свою страну, ее достижения

- готовность к подвигам во имя интересов Родины

- в том, что ставить государственные и общественные интересы выше личных

- и др.

5) Информированность — осведомленность, степень владения информацией.

  • Степень информированности включает в себя:

- знание истории своей страны

- знание ее обычаев, традиции, культуры

- знание проблем своей страны и способов, которые помогут их решить

- знания о политической системе своей страны и ее направленности

- и др.

6) Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

7) Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к объекту любви, чувство глубокой симпатии.

8) Гордость - чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чем-л.

Эмпирическая интерпретация понятий:

1) Патриотизм. Патриотизм может проявляться и в обыденной жизни, и в чрезвычайных ситуация. Во втором случае он, как правило, более сильно проявляется у населения. Таким образом, индикаторами патриотизма могут быть:

- знание истории своей страны, ее военных, научных и дргих достижений достижений

- знание культуры, традиций и обычаев, понимание ее уникальности

- тяжелая политическая, экономическая ситуация в стране, вызванная внешними факторами (действиями со стороны других государств, организаций)

- военные действия на территории родной страны

- политические действия государственной власти, введение удачной международной политики

- улучшение уровня жизни

- и др.

2) Жертвенность. Жертвенность проявляется тогда, когда родная страна находится в упадке в какой-либо сфере. Тогда истинный патриот готов пожертвовать своими интересами, целями и даже собой во благо страны. Таким образом, индикаторами жертвенности могут быть:

- тяжелая политическая, экономическая ситуация в стране, вызванная внешними факторами

- военные действия на территории родной страны

- неудачи в международной политике

- тяжелые климатические условия, голод, неурожаи и т.п..

- необходимость в развитии научной и культурной сфере

- и др.

3) Гордость. Гордость патриота за свою Родину пробуждается за счет достижений страны в военном, научном, политическом, культурном и другом плане. Индикаторами гордости могут быть:

- знание истории страны, ее достижения в военной, научной, политической, культурной сфере.

- знание культуры, традиций и обычаев страны, их уникальности

- знание выдающихся личностей Родины

- и др.

 

Гипотезы:

1) У студентов СГЭУ низкий уровень патриотической воспитанности за счет того, что их родители и они сами росли в период создания нового государства (России) на основе распавшегося (СССР).

2) Студент СГЭУ знают историю, культуру и традиции своей страны либо на низком уровне, либо на среднем из-за недостатка интереса к ним.

3) Студенты СГЭУ нечасто участвуют в патриотических мероприятиях из-за редкости их проведения или из-за непонимания их значения для самих себя.

4) Студенты СГЭУ относятся к понятию «патриотизм» нейтрально, понимая под ним обычно любовь к Родине.

5) Студенты СГЭУ не занют, где применять свои знания о Родине из-за недостаточной осведомленности этого вопроса

6) Студенты СГЭУ считают, что понятие «патриотизм» связано с защитой Родины, поддержкой государственных политических решений и т. п.

7) Студенты СГЭУ считают, что в России нет тенденции развития патриотизма.

Процедурная часть

Тип выборки исследования: целевая, были опрошены студенты СГЭУ

Стратегия исследования: аналитическая

Методология исследования: количественная

Метод сбора информации: анкетный опрос

Методический инструментарий:

Анкета, включающая в себя 17 вопросов.

 

АНКЕТА

Уважаемый респондент! Студенты группы «Экономика и управление на организации» проводят анкетный опрос на тему «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ». Просим Вас ответить на вопросы анкеты в соответствии с Вашим мнением. Ваши ответы помогут определить проявление патриотических чувств к стране, в которой Вы живете, выявить отношение молодежи к самому патриотизму.

Большое спасибо за ответы!

1. Укажите ваш пол:

1) мужской

2) женский

2. Что значит, по Вашему мнению, быть истинным патриотом? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)

любить Родину

верить в будущее России

защищать интересы страны

гордость за свою страну

любовь к культуре страны

готовность к подвигам во имя интересов Родины

ставить государственные и общественные интересы выше личных

такого понятия сейчас нет

другое ____________________________

3.Какие действия из представленных Вы бы отнесли к действиям, в которых прослеживаются черты патриотизма? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: