Программа социологического исследования
на тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ»
Методологическая часть
Проблемная ситуация: В настоящее время существует проблема определения характера и интенсивности патриотизма среди молодежи (в нашем случае студентов СГЭУ), её можно рассматривать как и в общем в обществе, так и в отдельных его частях, в отдельных масштабах. Доступ к совершенно разным источникам информации, нацеленное воздействие других стран на подрастающее поколение в пользу своих интересов могут искривлять, формировать относительно определенное отношение к патриотизму. Да и такие качества как отвага, стремление постоять за свою Родину, стремление преувеличивать благосостояние своей страны всевозможными путями скорее не так сильно проявлены у современной молодежи и это часто не берётся у них во внимание, если мы говорим именно об интенсивности патриотизма. Мы наблюдаем достаточно низкий уровень знаний молодежи касательно военного периода жизни страны, их незаинтересованность в данном вопросе. Стремление к стабильному пониманию политической ситуации страны не является определяющим.
|
|
Проблема: Заключается в том, что подрастающее поколение имеет совершенно новое, собственно-уникальное мировоззрение, которое скорее не предполагает определения патриотизма как одной из высших ценностей в обществе. На сегодняшний день по-другому трактуются совершенно обыденные понятия, к примеру, честь, мужество, существует определенно новое отношение к исторической культуре страны, к жертвам, которые были совершены на благо этой страны. Также большая роль отводится СМИ, которые так активно развиты в наше время и через которые, транслируя определенную информацию, создается новое отношение людей к жизни в целом, которое предусматривает порой очень разные трактовки понятия «патриотизм» и отношение к нему.
Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов
Объект исследования: студенты СГЭУ
Системный анализ объекта:
Факторы, влияющие на патриотизм молодежи, в частности студентов СГЭУ:
1. Общие и специфические:
Общие:
- политическая и экономическая ситуация в стране
- пропаганда и транслирование идей патриотизма в стране
- частота проведения патриотических мероприятий
- и др.
Специфические:
· личные характеристики человека
· условия проживания в стране
· ролевой набор человека
· знание истории своей страны человеком
· и др.
2. Прямые и косвенные:
Прямые:
- взаимоотношение человека с государством, с его органами
- участие в патриотических мероприятиях
- уровень жизни в стране
- и др.
Косвенные:
|
|
- воспитание патриотизма в семье
- приобщение к патриотизму в учебных заведениях
- влияние СМИ
- и др.
3. Объективные и субъективные:
Объективные:
- влияние взглядов окружающих
- побуждение участвовать в патриотических мероприятиях
- изучение истории свой страны, ее культуры и прививание любви к ней в школах, университетах и т. п.
- И др.
Субъективные:
- интерес человека к своей стране, ее культуре и истории
- удовлетворенность своей страной, политикой, проводимой государством, уровнем жизни
- восприятие человеком понятия «патриотизм» и его важность для него
- и др.
Цель: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ
Задачи:
1) выявить уровень патриотической воспитанности студентов СГЭУ в связи с проявлением интереса к своей стране.
2) выявить потребности узнавать историю свое страны, ее культуру, традиции
3) выявить частоту проявляемых стремлений к патриотической деятельности
4) выявить оценочное отношение и оценочные суждения о сущности патриотизма и прочих «патриотических терминов»
5) выявить у студентов СГЭУ уровень овладения практическими умениями и навыками по применению знаний о своей Родине
6) выявить связь в понимании студентов понятия «патриотизм» и таких явлений, как поддержка государственной власти, защита Родины и др.
7) выявить взгляд студентов на развитие патриотизма в России
Теоретическая интерпретация понятий
1) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
- Он включает в себя систему отношений человека к:
− истории страны;
− национальной культуре
− стране как части всего мира: её природе, экономике и др.
− государству.
- Патриотическое отношение к Родине может включать в себя:
- сочувствие к своей Родине (степень развития этого чувства)
- желание быть часть свой страны
- активность в патриотической деятельности
- готовность жертвовать ради Родины
- знание проблем своей страны и желание помочь их решить
- желания счастливого процветания своей страны, всех хороших благ ей
- и др.
2) Государство (объект патриотизма) - это система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития.
- Структура государства, как объекта патриотизма включает в себя отношение человека к государству как:
- к правовому институту,
-гаранту законности и порядка,
- гражданскому долгу перед государством, народом,
- готовности укреплять, защищать, его мощь, независимость,
- ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом».
3) Родина - страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную и материальную сопричастность.
4) Жертвенность — готовность принести себя в жертву, самопожертвование ради блага для своей страны и для спасения страны. Высокое альтруистическое чувство.
- Жертвенность по отношению к Родине может включать в себя:
- посещение своей жизни службе Родине (политической, военной, научной и т.п.)
- участие в военных действиях по защите отчества, службе в Вооруженных Сил
- пренебрегание собственными потребностями и интересами во благо интересов Родины
- преданность Родине, оставаться в своей стране даже в самые тяжелые времена для населения, помогать в решении существующих проблем
- отказ от достижения личного карьерного развития, чтобы помочь своими умениями и навыками своей Родине, людям, населяющим ее.
- и др.
- Любовь к своей Родине может провялятся в:
- вере в ее будущее
- защите ее интересов (как внутригосударственных, так и международных)
|
|
- интересу и любви к ее истории и культуре
- гордости за свою страну, ее достижения
- готовность к подвигам во имя интересов Родины
- в том, что ставить государственные и общественные интересы выше личных
- и др.
5) Информированность — осведомленность, степень владения информацией.
- Степень информированности включает в себя:
- знание истории своей страны
- знание ее обычаев, традиции, культуры
- знание проблем своей страны и способов, которые помогут их решить
- знания о политической системе своей страны и ее направленности
- и др.
6) Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
7) Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к объекту любви, чувство глубокой симпатии.
8) Гордость - чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чем-л.
Эмпирическая интерпретация понятий:
1) Патриотизм. Патриотизм может проявляться и в обыденной жизни, и в чрезвычайных ситуация. Во втором случае он, как правило, более сильно проявляется у населения. Таким образом, индикаторами патриотизма могут быть:
- знание истории своей страны, ее военных, научных и дргих достижений достижений
- знание культуры, традиций и обычаев, понимание ее уникальности
- тяжелая политическая, экономическая ситуация в стране, вызванная внешними факторами (действиями со стороны других государств, организаций)
- военные действия на территории родной страны
- политические действия государственной власти, введение удачной международной политики
- улучшение уровня жизни
- и др.
2) Жертвенность. Жертвенность проявляется тогда, когда родная страна находится в упадке в какой-либо сфере. Тогда истинный патриот готов пожертвовать своими интересами, целями и даже собой во благо страны. Таким образом, индикаторами жертвенности могут быть:
- тяжелая политическая, экономическая ситуация в стране, вызванная внешними факторами
|
|
- военные действия на территории родной страны
- неудачи в международной политике
- тяжелые климатические условия, голод, неурожаи и т.п..
- необходимость в развитии научной и культурной сфере
- и др.
3) Гордость. Гордость патриота за свою Родину пробуждается за счет достижений страны в военном, научном, политическом, культурном и другом плане. Индикаторами гордости могут быть:
- знание истории страны, ее достижения в военной, научной, политической, культурной сфере.
- знание культуры, традиций и обычаев страны, их уникальности
- знание выдающихся личностей Родины
- и др.
Гипотезы:
1) У студентов СГЭУ низкий уровень патриотической воспитанности за счет того, что их родители и они сами росли в период создания нового государства (России) на основе распавшегося (СССР).
2) Студент СГЭУ знают историю, культуру и традиции своей страны либо на низком уровне, либо на среднем из-за недостатка интереса к ним.
3) Студенты СГЭУ нечасто участвуют в патриотических мероприятиях из-за редкости их проведения или из-за непонимания их значения для самих себя.
4) Студенты СГЭУ относятся к понятию «патриотизм» нейтрально, понимая под ним обычно любовь к Родине.
5) Студенты СГЭУ не занют, где применять свои знания о Родине из-за недостаточной осведомленности этого вопроса
6) Студенты СГЭУ считают, что понятие «патриотизм» связано с защитой Родины, поддержкой государственных политических решений и т. п.
7) Студенты СГЭУ считают, что в России нет тенденции развития патриотизма.
Процедурная часть
Тип выборки исследования: целевая, были опрошены студенты СГЭУ
Стратегия исследования: аналитическая
Методология исследования: количественная
Метод сбора информации: анкетный опрос
Методический инструментарий:
Анкета, включающая в себя 17 вопросов.
АНКЕТА
Уважаемый респондент! Студенты группы «Экономика и управление на организации» проводят анкетный опрос на тему «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ». Просим Вас ответить на вопросы анкеты в соответствии с Вашим мнением. Ваши ответы помогут определить проявление патриотических чувств к стране, в которой Вы живете, выявить отношение молодежи к самому патриотизму.
Большое спасибо за ответы!
1. Укажите ваш пол:
1) мужской
2) женский
2. Что значит, по Вашему мнению, быть истинным патриотом? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
любить Родину
верить в будущее России
защищать интересы страны
гордость за свою страну
любовь к культуре страны
готовность к подвигам во имя интересов Родины
ставить государственные и общественные интересы выше личных
такого понятия сейчас нет
другое ____________________________
3.Какие действия из представленных Вы бы отнесли к действиям, в которых прослеживаются черты патриотизма? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)