1) П атриотизм (локальный) — любовь и привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
- Он включает в себя систему отношений человека к:
− истории родного края
− культуре родного края
− к городу как части всего мира: её природе, экономике, месту собственного жительства, малой Родине;
- Патриотическое отношение к «малой родине» может включать в себя:
- сочувствие родному краю (степень развития этого чувства)
- желание жит в родном городе/поселении
- активность в патриотической городской деятельности
- готовность жертвовать своими интересами ради развития города
- знание проблем своего города и желание помочь в их решить
- желания счастливого процветания своему городу, всех хороших благ ему
- и др.
2) Город (объект локального патриотизма) - это населенный пункт, имеющий территориальные границы, застроенный жилыми и промышленными объектами, а также объектами инфраструктуры
- Структура города, как объекта локального патриотизма включает в себя отношение человека к городу как:
- к своей «защите», в которой они себя чувствуют комфортно и спокойно
|
|
-гаранту обеспечении законности и порядка,
- долгу горожанина перед своим городом
- готовности укреплять, защищать, благоустраивать и т.п.
- и др.
3) Малая родина - место, где человек родился, провёл детство, юность.
4) Жертвенность — готовность принести себя в жертву, вои интересы, свое время и умения, самопожертвование ради развития своего города и его достойнства.
- Жертвенность по отношению к «малой родине» может включать в себя:
- посещение своей жизни развитию своего города (политической, научной, культурной, информационной и т.п.)
- отказ от своего личного свободного времени, чтобы потратить для облагораживания и развития города
- преданность «малой родине» оставаться в своем городе даже в самые тяжелые времена для него, помогать в решении существующих проблем
- отказ от достижения личного карьерного развития, чтобы помочь своими умениями и навыками городу, людям, населяющим его.
- и др.
- Любовь к родному краю может провялятся в:
- вере в его развитие
- защите его интересов на государством уровне
- интересу и любви к его истории и культуре
- гордости за свою «малую родину», его достижения
- готовность участвовать в активной волонтерской деятельности по благоустройству города
- участвовать в органах МСУ, активно высказывать свою позицию по различным вопросам искать способы решения проблем
- и др.
5) Информированность — осведомленность, степень владения информацией.
- Степень информированности включает в себя:
- знание истории родного края
|
|
- знание его обычаев, традиции, культуры
- знание проблем своего города и способы их решения
- знания о местных органах власти, их работе, контроле за их деятельности
- знание об общественных и волонтерских организациях, посещенных своему городу
- и др.
6) Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
7) Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к объекту любви, чувство глубокой симпатии.
8) Гордость - чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов свего города, чувство превосходства в чем-либо.
9) Общественная организация — зарегистрированное объединение граждан на основе общих интересов и целей.
Эмпирическая интерпретация понятий:
1) Локальный патриотизм. Локальный патриотизм формируется у человека, исходя из своих воспоминаний человека о своем месте проживания, уникальных черт, которые присущи только этому месту и важны для человека, так как он к ним привык. Таким образом, индикаторами локального патриотизма могут быть:
- счастливые воспоминания из детства о своем родном крае
- наличие уникальных черт «малой родины», которых нет у других населенных пунктов.
- знание истории своего города, его военных, научных, культурных и других достижений достижений
- знание культуры, традиций и обычаев, понимание его уникальности
- угроза нарушения границ города со стороны внешних факторов
- улучшение уровня жизни
- и др.
2) Жертвенность. Жертвенность проявляется тогда, когда родному краю угрожает какаю-нибудь опасность: включение в состав другого населенного пункта, уничтожение, использование его территории в других целях. Тогда истинный локальный патриот готов пожертвовать своими интересами, целями, временем, чтобы отстоять свой город. Таким образом, индикаторами жертвенности могут быть:
- попытка включения в состав другого населенного пункта
- военные действия на территории родного горда
- уничтожение культурного достоинства города
- принижение заслуг города в какой-либо сфере
- необходимость в развитии научной, культурной, экономической сфере
- использование его территории в других (к примеру, промышленных) целях
- и др.
3) Гордость. Гордость патриота за свой родной край пробуждается за счет достижений города в научном, политическом, культурном и другом плане. Его бурное развитие и высокий статус в государстве и вообще в мире. Индикаторами гордости могут быть:
- знание истории родного края, его достижения в научной, политической, культурной сфере.
- знание культуры, традиций и обычаев города, их уникальности
- знание выдающихся личностей «малой родины»
- знание о статусе и значение города на «международной арене»
- и др.
Гипотезы:
1) У студентов СГЭУ низкий уровень локальной патриотической воспитанности за счет того, что они семьей меняли место жительства, многие побуждают уезжать в более крупные города
2) Студент СГЭУ знают историю, культуру и традиции своего города на очень низком уровне из-за недостатка интереса к ним, считают эти знания не важными.
3) Студенты СГЭУ нечасто участвуют в патриотических городских мероприятиях из-за редкости их проведения или из-за непонимания их значения для самих себя.
4) Студенты СГЭУ относятся к понятию «патриотизм» нейтрально, понимая под ним обычно любовь к Родине, а не к место жительства.
5) У студентов СГЭУ преобладают либо нейтральные, либо отрицательные эмоции к своей «малой родине», некоторые хотят переехать в более крупные города, считая их более перспективными
6) Студенты СГЭУ не знают, где применять свои знания о родном крае, поэтому считают их ненужными.
|
|
6) Студенты СГЭУ считают, что понятие «локальный патриотизм» связан с житьем в одном месте на протяжении всей жизни.
7) Студенты СГЭУ имеют мало навыков, которые могли бы быть связаны с проявлением локального патриотизма
7) Студенты СГЭУ считают, что локальный патриотизм не развивается в России из-за недостатка развития провинций.
Процедурная часть
Тип выборки исследования: целевая, были опрошены студенты СГЭУ
Стратегия исследования: аналитическая
Методология исследования: количественная
Метод сбора информации: анкетный опрос
Методический инструментарий:
Анкета, включающая в себя 16 вопросов.
АНКЕТА
Уважаемый респондент! Студенты группы «Экономика и управление на организации» проводят анкетный опрос на тему «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ». Просим Вас ответить на вопросы анкеты в соответствии с Вашим мнением. Ваши ответы помогут определить проявление патриотических чувств к городу, в котором Вы живете, выявить степень привязанности молодежи к месту жительства.
Большое спасибо за ответы!
1. Укажите Ваш пол:
1) мужской
2) женский
2. Каков Ваш статус проживания в города Самара?
5) местный житель
6) приезжий житель
3.Как Вы понимаете сущность понятия «малая» Родина? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
место, в котором родился и вырос
место, в котором хорошо себя чувствуешь и можешь назвать домом
место, где твоя семья, друзья, работа
другое ____________________________________
4.Считаете ли Вы себя патриотом города, в котором проживаете?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
5.Проявлялось ли у Вас чувство гордости по отношению к городу, в котором Вы живете?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
6.Как Вы считаете в чем проявляется патриотизм по отношению к городу, в котором живешь? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
участие в культурно - досуговых мероприятиях города
знание истории города, его героев, культуры
участие в волонтерских мероприятиях
|
|
участие в местных выборах
обладание информацией о текущих преобразовательных программах города
чувство любви к «малой» Родине
другое ____________________________________
7.В чем по Вашему определяется любовь к «малой» Родине? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций)
в разговорах о значимости города
в осуществлении озеленительных работ
в восхищении памятниками исторической культуры
другое _____________________________________
8.Принимали ли участие в волонтерских организациях города, в котором проживаете?
1) да, принимал (а)
2) нет, не принимал (а)
3) затрудняюсь ответить
9.Посещаете ли Вы культурные места города, в котором проживаете? (при отрицательном ответе следующий вопрос пропускается)
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
10.Как часто?
1) достаточно часто (минимум 2 раза в неделю)
2) периодически (примерно 1 раз в неделю)
3) редко (раз в месяц)
4) очень редко (раз в полгода, раз в год)
11.Участвовали ли Вы когда-нибудь в мероприятиях, проводимых местной властью? (при отрицательном ответе следующий вопрос пропускается)
5) да
6) нет
7) затрудняюсь ответить
12.Знаете ли Вы о военно-патриотических мероприятиях, проводимых в Самаре?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
13.Принимали ли Вы в них участие за последние 1-2 года?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
14.Считаете ли Вы Самару городом, в котором активно развивают направление поддержки исторической культуры?
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить
15.Какова Ваша степень привязанности к городу, в котором проживаете?
1) высокая (скорее всего не покину город / имею много значимых вещей, чувств, связанных с городом)
2) средняя (не чувствую сильной привязанности / не могу резко покинуть город)
3) низкая (меня почти ничего не держит/ скорее всего я легко решусь покинуть город)
4) затрудняюсь ответить
16.Планируете ли уезжать из города после окончания учебы в СГЭУ?
1) да (не вижу перспектив в Самаре / уже есть планы в другом городе или стране)
2) нет (вижу перспективы в Самаре / есть планы в Самаре)
3) затрудняюсь ответить
Вывод: в результате анкетного опроса мы получили информацию о степени участия(степени вовлеченности) студентов в общественной и политической жизни Самары, об их интерпретации локального патриотизма. Также получили представление об их отношении к местным властям в спектре представлений патриотизма.
Общее в результатах двух социальных исследованиях: покажут реальный уровень патриотизма к «большой и малой родине» у студентов СГЭУ, их отношению к нему.
Различие: покажут различные способы в каждом из видов патриотизма по его развитию у населения прививанию и важности. Покажут разные проблемы с развитием патриотической культуры молодежи.