Программа учебного предмета
История экономики и экономической мысли
Автор(ы):
Автономов Владимир Сергеевич
Гловели Георгий Джемалович
Хаиткулов Руслан Гафурович
Мельник Денис Валерьевич
МОСКВА, 2015
Пояснительная записка
Программа по истории экономики и экономической мысли лицея НИУ ВШЭ предназначена для учащихся, ориентированных на получение профессионального образования в экономической и социально-гуманитарных сферах.
Программа предполагает получение базовых знаний об истории экономики и экономических учений, развитие интереса к предмету, подготовку к олимпиадам по экономике, истории и обществознанию.
Изучение истории экономической мысли и хозяйства обеспечивает преемственность со следующей ступенью образования (высшим профессиональным образованием).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса включает общие представления об основных этапах развития российской и мировой экономики и эволюции экономической мысли. В рамках данного курса рассматриваются основные проблемы, решаемые экономической мыслью, ключевые школы экономической теории, методы исследования, применяемые в экономике, дается характеристика различных хозяйственных эпох и анализируются основные события, повлиявшие на развитие мировой экономики.
Проблематика экономической теории и экономической истории дается комплексно, так как оба этих компонента неразрывно связаны с исторической точки зрения. Курс направлен на приобретение новый знаний и развития ключевых навыков и компетенций, необходимых для будущего обучения и работы в экономической или социально гуманитарной сфере.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет История экономики и экономической мысли» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучение предмета требует опоры обучающихся на результаты освоения учебного предмета «История».
Знания и компетенции, приобретенные в ходе прохождения данного учебного предмета должны быть использованы при освоении экономических и социально-гуманитарных дисциплин при обучении в бакалавриате.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
При освоении учебного предмета История экономики и экономической мысли» предполагает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения предмета История экономики и экономической мысли» включают в себя:
· готовность к самостоятельной познавательной деятельности, включая навык критического чтения текстов различных эпох, способность ориентироваться в источниках информации, навык оценки, интерпретации и сравнительно-исторического анализа информации из различных источников;
· навык постановки целей учебной деятельности и организации учебной деятельности, умение правильного подбора инструментов для достижения целей учебной деятельности;
· понимание исторического характера практической и научной деятельности человека, умение ориентироваться в историческом контексте человеческой деятельности;
· использование приобретенных во время прохождения курса знаний и компетенций в практической деятельности, умение применять познания в области экономической теории для оценки и интерпретации различных жизненных ситуаций, умение находить релевантные исторические примеры и аналогии для анализа практических ситуаций.
Предметные результаты освоения учебного предмета История экономики и экономической мысли» включают в себя:
· знание основных дат и временных периодов всеобщей и отечественной экономической истории;
· умение работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
· понимание базовых причинно-следственных связей в рамках эволюции экономических систем;
· умение вести диалог, участвовать в дискуссиях по экономико-исторической тематике;
· знание основных этапов развития экономической мысли, понимание основных теоретических положений различных экономических школ;
· понимание связи развития экономической мысли с экономическими условиями;
· понимание исторической эволюции предмета и метода экономической теории.
· умение критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета История экономики и экономической мысли» включают в себя:
· умение пользоваться инструментами и приемами поисковой деятельности, умение выявлять противоречия, обращаться к надежным источникам информации, доказательствам, разумным методам и способам проверки;
· умением внимательно относиться к чужой точке зрения, умением рассуждать с точки зрения собеседника, не совпадающей с собственной точкой зрения;
· способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Содержание учебного предмета
10 класс:
Тема 1. Вводное занятие. Для чего нужна история экономических учений?
1. Отличия социальных наук от естественных. Эксперименты. Мысленные/естественные эксперименты
2. Человеческая деятельность – особо сложый объект изучения. Абстракции. Полезность и применимость абстракций. Бывают ли неправильные абстракции? Ключевая абстракция – homo oeconomicus.
3. Накопление знаний в процессе развития экономической теории. Возвращение к старым научным идеям на новом уровне. Почему важно изучать историю экономической науки.
Тема 2. Экономика как наука
1 Предмет экономической науки. Возникновение отдельной науки. Экономическая наука и экономическая мысль. Отличие науки от рассуждений на основе здравого смысла. Возникновение метода.
2 Определения экономики. Экономика – как наука о производстве, обмене, распределении материальных благ. Экономика как наука об ограниченности ресурсов. Экономика как наука о рациональном поведении.
3. Когда возникла экономическая наука? Экономика и некапиталистические общества.