Тема 2. Экономика как наука

Программа учебного предмета

История экономики и экономической мысли

 

 

Автор(ы):

Автономов Владимир Сергеевич

Гловели Георгий Джемалович

Хаиткулов Руслан Гафурович

Мельник Денис Валерьевич

 

 

МОСКВА, 2015


 


Пояснительная записка

 

Программа по истории экономики и экономической мысли лицея НИУ ВШЭ предназначена для учащихся, ориентированных на получение профессионального образования в экономической и социально-гуманитарных сферах.

Программа предполагает получение базовых знаний об истории экономики и экономических учений, развитие интереса к предмету, подготовку к олимпиадам по экономике, истории и обществознанию.

Изучение истории экономической мысли и хозяйства обеспечивает преемственность со следующей ступенью образования (высшим профессиональным образованием).

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса включает общие представления об основных этапах развития российской и мировой экономики и эволюции экономической мысли. В рамках данного курса рассматриваются основные проблемы, решаемые экономической мыслью, ключевые школы экономической теории, методы исследования, применяемые в экономике, дается характеристика различных хозяйственных эпох и анализируются основные события, повлиявшие на развитие мировой экономики.

Проблематика экономической теории и экономической истории дается комплексно, так как оба этих компонента неразрывно связаны с исторической точки зрения. Курс направлен на приобретение новый знаний и развития ключевых навыков и компетенций, необходимых для будущего обучения и работы в экономической или социально гуманитарной сфере.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет История экономики и экономической мысли» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучение предмета требует опоры обучающихся на результаты освоения учебного предмета «История».

Знания и компетенции, приобретенные в ходе прохождения данного учебного предмета должны быть использованы при освоении экономических и социально-гуманитарных дисциплин при обучении в бакалавриате.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

При освоении учебного предмета История экономики и экономической мысли» предполагает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения предмета История экономики и экономической мысли» включают в себя:

· готовность к самостоятельной познавательной деятельности, включая навык критического чтения текстов различных эпох, способность ориентироваться в источниках информации, навык оценки, интерпретации и сравнительно-исторического анализа информации из различных источников;

· навык постановки целей учебной деятельности и организации учебной деятельности, умение правильного подбора инструментов для достижения целей учебной деятельности;

· понимание исторического характера практической и научной деятельности человека, умение ориентироваться в историческом контексте человеческой деятельности;

· использование приобретенных во время прохождения курса знаний и компетенций в практической деятельности, умение применять познания в области экономической теории для оценки и интерпретации различных жизненных ситуаций, умение находить релевантные исторические примеры и аналогии для анализа практических ситуаций.

 

Предметные результаты освоения учебного предмета История экономики и экономической мысли» включают в себя:

 

· знание основных дат и временных периодов всеобщей и отечественной экономической истории;

· умение работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

· понимание базовых причинно-следственных связей в рамках эволюции экономических систем;

· умение вести диалог, участвовать в дискуссиях по экономико-исторической тематике;

· знание основных этапов развития экономической мысли, понимание основных теоретических положений различных экономических школ;

· понимание связи развития экономической мысли с экономическими условиями;

· понимание исторической эволюции предмета и метода экономической теории.

· умение критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения.

 

Метапредметные результаты освоения учебного предмета История экономики и экономической мысли» включают в себя:

· умение пользоваться инструментами и приемами поисковой деятельности, умение выявлять противоречия, обращаться к надежным источникам информации, доказательствам, разумным методам и способам проверки;

· умением внимательно относиться к чужой точке зрения,  умением рассуждать с точки зрения собеседника, не совпадающей с собственной точкой зрения;

· способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;

· умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

 

Содержание учебного предмета

 

10 класс:

Тема 1. Вводное занятие. Для чего нужна история экономических учений?

1. Отличия социальных наук от естественных. Эксперименты. Мысленные/естественные эксперименты

2. Человеческая деятельность – особо сложый объект изучения. Абстракции. Полезность и применимость абстракций. Бывают ли неправильные абстракции? Ключевая абстракция – homo oeconomicus.

3. Накопление знаний в процессе развития экономической теории. Возвращение к старым научным идеям на новом уровне. Почему важно изучать историю экономической науки.

Тема 2. Экономика как наука

1 Предмет экономической науки. Возникновение отдельной науки. Экономическая наука и экономическая мысль. Отличие науки от рассуждений на основе здравого смысла. Возникновение метода.

2 Определения экономики. Экономика – как наука о производстве, обмене, распределении материальных благ. Экономика как наука об ограниченности ресурсов. Экономика как наука о рациональном поведении.

3. Когда возникла экономическая наука? Экономика и некапиталистические общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: