Кантиленные произведения

Содержание

1. Введение         …………………………………………………………………….3

2. Работа над звуком   …………………………………...…..………………….5

3. Кантиленные произведения …. ………………………………………………7

4. Фортепианный стиль Чайковского и педагогические проблемы «Детского альбома» …. …………………………………………………………13

5. Пьеса «Сладкая грёза» из цикла «Детский альбом» ….…………………. 15

Заключение …..…………………………………………………………………21

Список литературы   ….………………………………………………………….22

Введение

Актуальность работы. Работа над звуком при исполнении музыкального произведения  - самая трудная работа, так как тесно связанна со слуховыми и эмоциональными качествами ученика. Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного образа.

По словам Г.Г. Нейгауза, музыка – это, прежде всего, искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями, она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зрительные образы. Её структура также закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Исполнители не различают музыку, они её воссоздают в её органическом единстве и целостности. Поэтому подлинная красота звучания - всегда красота содержательная, выражающая сущность художественного образа. Звучание «красивое» в одном произведении может оказаться «некрасивым» в другом.

«В моих занятиях с учениками, скажу без преувеличения, 3/4 работы — это работа над звуком», — писал Нейгауз. Почему? Да потому, что «раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью каждого исполнителя является работа над звуком».

В кантиленных произведениях музыкальные средства значительно объёмнее в мелодико-интонационном, гармоническом отношении.

В мелодике этих произведений обнаруживается многообразие жанровых оттенков, богаче интонационно-образная сфера, ярче выразительность кульминационных «узлов», объёмнее линия мелодического развития.

Работа над пьесами кантиленного характера благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативе ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью.

Цель рабо ты – раскрыть проблемы звукоизвлечения в кантиленных произведениях и методы их решения:

1. Дать общую оценку вопросов работы над звуком.

2. Дать характеристику кантилены и основных приемов работы с ней на примере одной пьесы.

Объект исследования – кантиленные пьесы.

Практическая значимость работы. Работа может быть использована в качестве пособия в деятельности педагогов по фортепиано младших классов школ искусств.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы.

 

 

Работа над звуком.

Работа над звуком - самая трудная работа, так как тесно связанна со слуховыми и эмоциональными качествами ученика.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного образа.

Г. Нейгауз в своей педагогической работе расположил такую последовательность, причинную связь звеньев работы следующим образом:

1. Художественный образ (смысл содержания).

2. Звук во времени – овеществление, материализация «образа».

3. Техника в целом как совокупность средств, нужд для разрешения художественной задачи, игра на инструменте, владение своим мышечно-двигательным аппаратом на инструменте.

Если спросить учащихся, всегда ли нужно при игре на инструментах, следить за качеством звучания, то вероятно, подавляющее большинство их ответит утвердительно. Однако, на практике часто наблюдается иная картина.

Одним из самых распространенных недостатков работы учеников является как раз недостаточное внимание к качеству звучания. Нередко они почти совсем не следят за звуком на первом этапе изучения произведения. Объясняется это тем, что внимание их, а иногда и неопытного педагога, всецело поглощается «нотами, ритмом и пальцами». Часто наблюдается невнимание к звуку и на среднем этапе изучения произведения, когда ученики в основном учат технически трудные места, порой «выколачивая» каждую ноту грубым форсированным звуком. В результате такой работы лишь небольшая часть ее действительно посвящена работе над звуком. В течение основной, более значительной части времени, ученик играет невыразительным, «безликим» звуком и таким образом наносит вред слуху.

Нельзя утверждать, что работа над звуком должна вестись одинаково на всех этапах изучения произведения. Естественно, что пока ученик не знает, какие ноты он будет играть, пока он не усвоил ритм, нельзя заниматься тонкой отделкой звучания. Однако уже и в этот период важно, чтобы он схватил основной характер звучания, приучился ощущать развитие фразы. Если ученик играет невыразительным звуком, лишь механически нажимая нужные клавиши, необходимо сейчас же направить его внимание на качество звучания.

Одним из основных условий работы над звуком является:

1. Дослушивание звука до конца;

2. Ощущение «горизонтального» движения и развития музыки.

Дослушивать музыку – это значит слушать предыдущее, а ощущать движение музыки – это думать и слушать «вперед». Говоря о «дослушивании», мы имеем ввиду движение звука, а не покой, и это движение должно стать импульсом дальнейшего развития.

Уже на первых уроках, когда ученик играет упражнения не звукоизвлечение и постановку рук, следует его слушать до конца затухающий звук и ощущать («вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу ученик должен перенести не только руку, но и как бы «нести звук». В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани. А все это является основными компонентами при работе над кантиленными произведениями.

 

Кантиленные произведения.

Мировая музыкальная фортепианная литература богата произведениями кантиленного склада. Кантилена - это искусство «пения на фортепиано», возникшее как перенесение мелодического вокала в инструментальную музыку. В XVIII веке фортепианные кантиленные произведения представлены глубокой и возвышенной лирикой медленных прелюдий и фуг Баха, медленных частей сонат венских классиков – Гайдна, Моцарта, в начале XIX века – Бетховена. Огромный импульс к использованию фортепиано в лирико-мелодическом и красочном плане дала романтическая тенденция в музыке XIX века. Это - создание не только камерно-лирических пьес Шуберта, Мендельсона, Дворжака, Грига, но и значительных кантиленных произведений, а также частей, эпизодов в циклических произведениях крупной формы Шумана, Листа, Брамса. Вершиной лирической фортепианной музыки является творчество Ф. Шопена. Величайшие образцы глубоко поэтичной, то нежной, элегичной, то страстной и драматичной лирики, мы встречаем в его прелюдиях, мазурках, ноктюрнах, балладах, концертах. Особое место кантилена занимает в русской классике. Опора на народное творчество, на богатейшую сокровищницу русских песен и плясовых инструментальных мелодий придала русской музыке глубокую правдивость, искренность выражения.

Русская кантилена ведет свое происхождение от ладогармонических, структурных и мелодических особенностей народных крестьянских и бытовых городских лирических песен. Достаточно вспомнить ноктюрн «Разлука», фуги и другие пьесы Глинки, «Грезы» из «Маленькой сюиты» Бородина, множество медленных пьес Рубинштейна, Чайковского, Лядова, Глазунова, Аренского, ряд прелюдий Скрябина, прелюдии и концерты Рахманинова.

При исполнении мелодии следует полнее выявлять её ритмическую гибкость, мягкость, лиричность; её интерпретация требует ощущения широкого дыхания, вбирающего в себя линии небольших построений.

В целом изучение кантиленных произведений свидетельствует об их активном воздействии на развитие разных сторон музыкального мышления ученика, навыков выразительной певучей игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: