Фортепианный стиль Чайковского и педагогические проблемы «Детского альбома»

Трудно назвать в отечественной детской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского. Этот цикл из 24 пьес не связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. «Детский альбом» - цельное произведение, цикл, обладающий определенной программой.

Создание музыки, предназначенной для детского исполнения – одна из самых сложных композиторских задач. Существенным «условием» создания художественных произведений для детей является максимальная типизация образов, предельная узнаваемость. Этим важнейшим для детского искусства качеством в полной мере наделен «Детский альбом». Фортепианные пьесы Чайковского, как правило, развернуты, контрастны в образно-тематическом плане.

Пьесы «Детского альбома» Чайковского представляют собой своеобразную сюиту и задуманы как цепь интересных для детей музыкальных рассказов-картин о путешествиях, играх, природе, о детских радостях и печалях.

Пианизм Чайковского – «поющий». «Детский альбом» дает прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучения навыкам игры legato. Своеобразие лирического мелодизма Чайковского, как известно, является камнем преткновения для многих зрелых исполнителей.

 В узко-пианистическом смысле «Детский альбом» можно назвать «школой крупной техники». В основе его пианизма — свободные, «крупные» движения, ощущение цельной руки при цепких пальцах.

Создавая цикл, Чайковский учел особенности детских рук. В педагогической практике «Детский альбом» стал классическим образцом творческого подхода к детскому репертуару. Все 24 пьесы включают доступные маленьким исполнителям приемы игры. Во всем сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьеске мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками.

И все же пианистическая специфика «Детского альбома» и, в частности, столь значительная роль аккордового изложения представляет определенную сложность для большинства детей, особенно первых лет обучения. На этом этапе аккорды, даже самые простые, даются с особенным трудом.

Частично преодолеть фактурные неудобства «Альбома» могут помочь перераспределения рук. К подобного рода «переделкам» следует подходить с осторожностью: распределение рук (особенно в произведениях тех композиторов, которые сами были выдающимися пианистами) обычно тесно связано с художественным замыслом. Однако в отдельных случаях это целесообразно.

 Тесно связана с фактурными особенностями и проблема педализации, которая в цикле далеко не всегда проста и «очевидна». В насыщенной фактуре «Детского альбома» почти все можно удержать пальцами, без помощи педали. Но это, разумеется, ни в коей мере не отменяет широкого применения педали, которая здесь во многом имеет тембровую, красочную функцию, обогащает и наполняет звучание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: