Размерная типология детей

 

 Из-за неравномерного процесса роста у детей построение их размерной типологии представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано как с возрастными изменениями пропорций тела (из-за уменьшения относительных размеров головы и туловища и увеличения относительной длины конечностей), так и со значительными колебаниями размеров детей одного возраста.

Проектирование детской одежды, способствующей сохранению здоровья и гармоничного физического развития детей, является важнейшей составляющей современного общества. В основе проектных разработок лежат научно-обоснованные сведения о размерной типологии детского населения.

В размерной типологии детских фигур 1986 года впервые были введены полнотные варианты измерений. Новые измерения с учетом акселерации детей и подростков, проведенные в 2001 году, показали увеличение длины тела и уменьшение обхватных измерений. Границы возрастных групп сдвинулись в меньшую сторону. Отмечается, что мальчики-подростки стали худее, а у девочек-подростков изменен полнотный признак (вместо обхвата талии – обхват бедер с учетом выступа живота).

Морфофункциональное развитие организма детей является одним из объективных критериев, как в оценки индивидуального здоровья детей, так и в размерной типологии для проектирования одежды детей и подростков. Изменение образа жизни современного человека, компьютеризация досуга, снижение физической активности, режим быстрой еды привели к росту численности населения с избыточной массой тела. Особую тревогу вызывает рост ожирения среди детского населения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала это заболевание «эпидемией XXI века».

Ожирение относится к числу самых распространённых заболеваний в мире. В последние десятилетия ученые и клиницисты стали рассматривать различные метаболические нарушения и заболевания, ассоциированные с ожирением, в комплексе, который получил название «метаболический синдром» (МС).

Проектирование одежды соразмерной с учетом степени распределения подкожно-жировой клетчатки, сбалансированной с особенностями теплообмена, способствует улучшению качества жизни и формированию благоприятных условий жизнедеятельности и детей и подростков с МС.

Размерная типология детского населения должна не только соответствовать гармоничному физическому развитию и акселерации, но и учитывать влияние изменившихся условий жизни детей и подростков.

В детской популяции наблюдается размероростовочная изменчивость, характерная определенному возрасту, со специфическими особенностями его развития и роста. Исследователи обращают внимание на необходимость постоянного совершенствования и уточнения размерных антропометрических стандартов детей составляющих научную основу при конструировании одежды промышленного производства. Одновременно совершенствуются и методы математической обработки данных антропометрических измерений.

Однако в настоящее время телосложения детей и подростков разработаны недостаточно. Нет достоверных данных о влиянии современных условий жизнедеятельности на морфофункциональное развитие детей. Существующая размерная типология не дает исчерпывающей информации об особенностях телосложения и степени распределения подкожно-жировой клетчатки детей и подростков с патологией ожирения. Исследование особенностей морфофункционального развития детского организма с МС является актуальной проблемой современной науки и практики.

Физическое развитие детей и подростков оценивается в практическом здравоохранении по параметрам роста, веса, окружности груди и окружности талии. В проектировании детской одежды функциональные параметры роста, окружности груди и талии являются ведущими размерными признаками.

Разработку детских классификаций осуществляют с переходом от возрастного принципа деления фигур по росту (Р), поскольку он определен как первый ведущий признак.

 Изменение пропорций фигуры девочек различных возрастных групп

 

В настоящее время в РБ внесены изменения №2 от 01.11.2005г. в ГОСТ 17916-86 «Фигуры типовые девочек. Размерные признаки для проектирования одежды» и ГОСТ 17917-86 «Фигуры типовые мальчиков. Размерные признаки для проектирования одежды».

 По действующим классификациям у девочек (Д) и мальчиков (Ма) от 3-х до 17 лет 11 месяцев выделяют пять возрастных групп:

0 - ясельную - Д0, Ма0 – от 1 года до 3 лет.;

1 - дошкольную – Д1, Ма1 -от 3 до 6,5 лет;

2 - младшую школьную – Д2, Ма2 -с 6,5 до 11,5-12 лет;

3 - старшую школьную – Д3, Ма3 -с 11, 5 до 15 лет.

4 - подростковую – Д4, Ма4 -до 18 лет.

При ростах от 62см до 176см (194см у Ма4) и размерах по обхвату груди от 40см до 100см (104см у Ма4).

Типовые фигуры детей характеризуются тремя основными признаками: рост, обхват груди и талии. Для описания фигуры детей ясельного возраста до 3 лет используют только рост (Р) и обхват груди (Ог) в самом широком месте грудной клетки. Обхват бедер (Об) является дополнительным, коррелирующим с талией признаком (От). Поэтому в детских поясных изделиях - юбках и брюках, размер зависит от обхвата талии От.

В дошкольном возрасте и до 18 лет учитывают и третий признак – полноту (П). Для подростков разработаны стандарты измерений на три полнотные группы с шагом 4 см в измерениях.

Группа по полноте обозначает разницу обхватов груди (ОгIII)и талии (От) для оценки пропорций фигуры. Знание этого признака необходимо для производства изделий по стандартным меркам и понимания, как правильно выбрать готовое изделие. От него во многом зависит посадка детской одежды по фигуре: баланс верха и низа в комплектах, прилегание в платьях и комбинезонах. У девочек-подростков Д4 появилась 3-я полнотная группа.

В размерных стандартах для типовых фигур мальчиков младшего, старшего и подросткового возраста выделено по две полнотные с интервалом по обхвату талии между полнотными группами, равным 6,0см

Типовую фигуру детей определяют ведущие размерные признаки:

 - рост (Р) с интервалом безразличия 6,0см (± 3,0 см);

 - обхват груди третий (ОгIII) с интервалом безразличия 4,0см (±2,0см);

 - полнотный показатель – обхват талии (От) с интервалом безразличия между размерами  3,0см (±1,5см); между полнотами - 6,0см (±3,0 см) – у детей начиная с дошкольного возраста, т.е. Р - ОгIII - От (110-56-51) кроме девочек-подростков Д4.

 - полнотный показатель у Д4 девочек-подростков – обхват бедер (Об) с интервалом безразличия между размерами  4,0см (±2,0см), между полнотами - 4,0 (±2,0 см);

т.е. Р - ОгIII - Об (164-92-94).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: