Рихард Третий: талант или гений?

Реферат по музыкальной литературе

Экспрессионизм

Ученика 9 класса – Жигунова Василия
 Николаевича



Экспрессионизм.

Экспрессионизм – художественное направление в европейском искусстве первой половины ΧΧ века, зародившееся в 1900-е годы, набравшее силу в 1910-20-е и оставившее глубокий след в искусстве всего столетия. «Экспрессией» обычно называют повышенную эмоциональность, интенсивность в проявлении чувств. Термин экспрессионизм применительно к художественному творчеству подчеркивает не только обостренность воплощаемых художником эмоций, но также особую экспансивность, напряженность творческого жеста, достигаемую через сгущение, гипертрофию выразительных средств. Экспрессионизм – искусство, корни которого связаны с отражением катаклизмов разрушительной эпохи двух мировых войн. Поэтому главным «посланием» экспрессионизма был глубокий пессимизм, отражавший разочарование в ценностях цивилизации, эмоциональным фоном. Жизнь для экспрессиониста – своеобразная «травма», незаживающая рана. Существенным качеством ряда экспрессионистских творений был также «позитивный» пафос утопических проектов «новой человечности», «просветления», гуманизации общества.

Ранний экспрессионизм культурологически связан с поздним романтизмом, символизмом, постимпрессионизмом, так называемым декадансом и, конечно, с философской мыслью своего времени. Экспрессионизм присутствовал не только в музыке, но и в картинах и поэзии. Накануне Первой мировой войны экспрессионизм в германии и Австрии стал определяющим направлением в художественном творчестве.

В изобразительном искусстве структурами, фокусирующими деятельность экспрессионистов, были дрезденское сообщество художников «Мост», основанное Эрнстом Людвигом Кирхнером.

После разгрома гитлеризма музыкальный ландшафт Европы прорастал совсем другими цветами – пафос патетического экспрессионистского самовыражения во многом утратил смысл.

Знаменитые экспрессионисты: Арнольд Шенберг, Рихард Штраус, Альбан Берг, Антон Веберн, Эрнст Кшенек, Пауль Хиндемит, Бела Барток, Игорь Стравинсикй и многие другие.

 

Рихард Штраус

На фоне своих австрийских однофамильцев, сочинявших сладковатые удобо-слушаемые вальсы, польки и кадрили, Рихард Штраус – один из крупнейших немецких композиторов первой половины ΧΧ столетия – смотрится как Монблан средь цветистых альпийских лужаек; творчество Штрауса серьезно и многообразно, в его наследии – множество крупных симфонических и оперных творений. Композитор менялся вместе со временем: первы период его зрелого творчества продолжает позднеромантические традиции; последдовавшее затем экспрессионистское сгущение образности и значительное усложнение музыкального языка сменилось н еоклассицистским просветлением стиля. Эта эволюция выстраивается в единую стилистическую линию, «избыточностью» тематизма и некоторой вычурностью близкую модерну начала ΧΧ века.

Рихард Штраус также получил всемирную известность как дирижер Берлинского оркестра, Венской оперы, Байрейтского и Зальцбургского фестивалей, неоднократного гастролировавших в Европе и Америке (в 1896 году – в России).


 


Рихард Третий: талант или гений?

Творческое взросление Штрауса проходило быстро, но без

сопровождающей вундеркиндов сенсационности.

Он родился в Мюнхене в 1864 году «под вагнеровской звездой»: незадолго до его появления на свет «Рихард Первый» прибыл в баварскую столицу по приглашению короля Людвига. Его отец, валторнист мюнхенского Придворного оркестра, придерживался консервативных взглядов, ограничив пристрастия классиками, а к Вагнеру испытывал антипатию, выражая ее даже в присутствии маэстро, царившего в мюнхенской опере под покровительством монарха.

В четыре года юного Штрауса стали обучать игра на фортепиано, через пару лет – еще и на скрипке. В шесть лет он уже понемногу сочинял, в одиннадцать углубился в изучение музыкальной теории и композиции, в двенадцать создал первое оркестровое сочинение и опубликовал сборник песен, в четырнадцать порадовал отца валторновыми вариациями, в шестнадцать – Струнным квартетом и Первой симфонией (исполненной отцовским оркестром).

В восемнадцать, по окончанию классической гуманитарной гимназии, Штраус стал слушателем годового курса философии, эстетики и истории искусств Мюнхенского университета, а также впервые посетил Байрейт, приурочив поездку к премьере «Парсифаля», хотя родительская антивагнеровская прививка пока исправно отпугивала бациллу «музыки будущего». Среди непрерывной вереницы юношеских сочинений выделяются Скрипичный концерт (1882), посвященный отцу Валторновый концерт (1883), Фортепианный квартет, Вторая симфония (1884) и Бурлеска для фортепиано с оркестром (1885). В большинстве опусов неповторимый почерк будущего чародея оркестра почти не слышен.

Девятнадцатилетие Рихард отметил поездкой в немецкие музыкальные столицы с целью расширения кругозора. В Берлине он нашел «крестного отца» - харизматичного Ганса фон Бюлова, дирижера и страстного вагнерианца, положившего начало обращению Штрауса в байрейтскую веру. В то время появилась Сюита для 13 духовых интсрументов, благодаря Бюлову. Благодаря Бюлову, Штраусу пришлось самому встать за пульт и без репетиций провести премьеру сюиты во время гастролей бюловского оркестра в Мюнхене. Так началась блистательная карьера дирижера. Потом Штраус заключил контракт с оркестром Менингена, после чего стать третьим дирижером Придворной оперы в Мюнхене, вторым – в Веймаре (до 1894) и, наконец, возглавить музыкальную жизнь Минхена (с 1896), берлина (1908-20) и Вены (до 1924). Бюлов передал Штраусу свой оркестр.

В Мейнингене Рихард дебютировал и как пианист (1885), исполним до-минорный концерт не менее обожаемого им Моцарта.

11 ноября 1889 года ознаменовалось вспышкой новой сверъяркой звезды на немецком музыкальном небосклоне; в этот день в Веймаре была с огромным успехом исполнена симфоническая поэма Штрауса «Дон Жуан». Рихарда провозгласили «величайшим композитором после Вагнера».

Следом за «дон Жуаном» будет создан еще ряд произведений в жанре симфонической поэмы. В симфонических поэмах Штраус предстал чародеем оркестровых красок.

Первая попытка создания крупного сценического произведения – опера «Гунтрам» на собственное либретто – оказалось неудачным.

Наконец композитору достало сил превозмочь байрейтские привязанности, прислушаться к запросам времени, срывавшего сусальные покровы с «житейской» морали, и… попасть в «десятку». Третья по счету опера – «Саломея» (1903-05) по библейским мотивам в «декадентской» версии О. Уайльда - принесла Штраусу мировую славу и стала одним из наиболее значительных художественных событий эпохи.

На волне успеха «Саломеи» написана вторая экспрессионистская опера Штрауса – «Электра» (1908). Работа над ней началась со счастливой встречи с Гуго фон Гофмансталем – выдающимся драматургом, поэтом и эссеистом, создавшим совместно с композитором ряд либретто.

Дальнейшая оперная эволюция Штрауса выявила смену приоритетов: «ужасы» экспрессионизма уступили место комедиям положений, в которых возобладали светлые образы молодости и любви («Кавалер розы», 1911; «Интермеццо», 1924; «Арабелла», 1933; «Молчаливая женщина», 1935; «Любовь Данаи», 1940), а также другим жанрам (символистская драма «Женщина без тени», 1919; буколическая трагедия « Дафна », 1938).

«Ариадна на Наксосе» (1912, 2-я ред. 1916) по античному мифу о скорбящей, покинутой Тезеем Ариадне, превращена в своеобразный жанровый коктель.

Последняя опера композитора – «Каприччио» (1942) как бы вообще лишена заданного сюжета: три персонажа – директор театра, поэт и композитор – в присутствии некоей графини рассуждают прямо на сцене о том, каким должен быть современный спектакль, чему композитору следует уделять больше внимания – слову или собственно музыке.

Нельзя обойти стороной факт внешне «благополучного» пребывания Штрауса в нацистской Германии. В 1933 году ему было предложено занять пост президента Имперской музыкальной палаты. Он принял приглашение и в течение двух лет номинально выполнял функции всенемецкого «музикдиректора». Положительный эффект от «президентства» был лишь один – шумное празднование семидесятилетия.

Осознание бесчеловечности режима дошло, когда дело коснулось родственников композитора: жена его сына Франца, горячо любимая Алиса, была еврейкой, многие из ее родственников оказались этапированы в гетто (и в последствии погибли), в том числе 80-летняя бабушка. В 1942 году Штраус в надежде помочь пожилой даме лично отправился в Терезиенштадт, прямо к воротам концлагеря, где громко воскликнул: «Я композитор Рихард Штраус!», искренне считая, что его мировая слава смягчит сердца эсэсовских охранников. Но композитора вежливо выпроводили. Страх за Алису и внуков побудил его переехать в Вену. Но и там семью, особенно во время отлучки Штрауса, не раз поджидали провокации: так, однажды ночью Франц и Алиса были арестованы и допрашивались несколько дней в изолированных камерах. Композитору удавалось улаживать эксцессы, но их следствием становились затяжные депрессии.

И все же самым трагическим событием войны стало для него разрушение в 1945 году оперных театров в Берлине, Дрездене и Вене англо-американской авиацией, на которое он откликнулся пронзительными «Метаморфозами». Сочинение вышло своеобзарным реквиемом немецкой культуре в нем вырьируется тема траурного марша из Третьей симфонии Бетховена. В 1946 ноду Штраус переселился в Швейцарию, где он и раньше периодически лечился от наступавших недугов вроде ревматизма. Ностальгической романтикой «Четырех последних песен» для сопрано с оркестром (1948) композитор еще раз выразил неугасающую страстную любовь к жизни. В 1949 году 85-летним старцем он вернулся в родной Гармиш, где и нашел последнее успокоение 8 сентября.

Основные сочинения Р. Штрауса:

· 15 опер

· 2 балета («Легенда об Иосифе», «Сбитые сливки»)

· 7 симфонических поэм

· 2 концерта для валторны с оркестром, концерт для гобоя с оркестром

· Дуэт-концертино для кларнета и фагота с оркестром

· Свыше 200 песен

· Хоры, камерно-инструментальная музыка, сочинения для фортепиано.


 

Арнольд Шенберг

Шенберг родился 13 сентября 1874 года в еврейском квартале к северу от центра Вены в семье владельца обувной лавки. Мать пыталась привить всем трем детям любовь к музыке. Прибегнуть к помощи учителя удалось не сразу: постоянно заниматься на скрипке он стал в восемь лет. Потом самостоятельно выучился игре на виолончели. С одиннадцати лет он ходил в гимназию, а в свободное время играл в любительских коллективах. В пятнадцать лет у него умер отец. Некоторые его ранние сочинения были профессиональные, но подражательные.

Наконец в 1894 году двадцатилетний Шенберг встречает своего первого серьезного наставника – молодого композитора Александра Цемлинского. Цемлинский был старше Шенберга на три года и уже закончил консерваторию. Протекавшая параллельно учебе творческая эволюция Шенберга была стремительной: он повысил градус позднеромантической поэзии до критического, придав ей остросовременное звучание, а затем и вовсе покинул освоенное культурное пространство в поисках иных миров. Многие произведения в то время были не дописаны – в своем желание ускорить композиторский рост, он буквально «прыгал через ступеньки», подчас на ходу остывая к вчерашним замыслам.

Струнный сесктет «Просветленная ночь» ( 1899 ) – несомненно отражение вагнеровского «Тристана», и сюжетное, и музыкальное. В 1903 был создана симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда». По уже известной нам пьесе Мтетерлинка. Исполнить в Вене «Песни Гурре» с общим числом участников в 750 человек удалось и вовсе лишь в 1913 году.

В Первом струнном квартете (1905) по-прежнему можно отыскать стилистические влияния: в множественности тематических элементов – Брамса.

В конце 1900-ч годов в австрийском и немецком искусстве проявилась тяга к экспрессионизму. Музыка Шенберга стала одной из наиболее ярких его вершин: взрывная сила его темперамента, интуиция художника, предчувствовавшего скорое сгущение социального мрака, напряженность душевного строя привели композитора к прорыву в сферу, которую именно музыка могла выразить острее других искусств.

Отныне только композитор был вправе определять правила игры. Исчезли не только тоника как главный звук вкупе с навязанным традицией «центральным созвучием» и вся система прежних лабовых устоев, регулировавшие мелодико-гармонический ток.

Монооперу «Ожидание» (1909) можно назвать квинтэссенцией экспрессионизма. С этого сочинения начинается еще одна новаторская линия в творчестве композитора – «сочинение» новых жанров и исполнительских составов, то есть создание ранее не существовавших жанров модификаций либо комбинаций исполнителей.

Второе сочинение почти в этом же жанре, символистская драма с музыкой «Счастливая рука» для баритона, хора и оркестра (1913), - своеобразное зеркальное отражение предыдущего опуса и вместе с тем его противоположность. Музыка фантастической красоты, переливающаяся чудными оттенками какого-то мистического сияния и организованная в симметричную форму, оживляет сложную метафорическую многофигурную композицию, лишь один из персонажей которой имеет личную волю.

Два центральных произведения атонального периода – Пять пьес для оркестра ор. 16 (1909) и мелодрама «Лунный Пьеро» (1912) – полный замечательных открытий, которые мы обсудим чуть позже. Завершается эта плодотворная творческая пора попыткой создания оратории «Лестница Иакова» по библейским мотивам (1915-17), в которой автор, помышляя о путях открытия Бога «без организационных пут религии», намеревался реализовать всеохватный план некоей мистерии с бесчисленным количеством участников.

К сожалению, ни творчество композитора, ни его идеи в «музыкальной столице мира» почти не находили понимания. Ближайших друзей композитору удалось объединить в «общество частных исполнителей». Осенью 1923 года скончалась жена Шенберга.

В 1924 году пятидесятилетний бунтарь Шенберг, смирившись, писал, что уже не надеется быть понятым и готов удовлетвориться «простым уважением». Годом позже он с радостью принял предложение возглавить класс композиции в Прусской академии искусств и в начале 1926 года переехал в Берлин.

Уже в начале 1920-х годов Шенберг ощущал проблемность атонального сочинительства. Структура из независимых высотных элементов легко схватывалась слухом в миниатюрах, в крупных же сочинениях форма «разваливалась» на рыхлые куски. Множество сочинений вновь осталось не завершенными (1922).

В 1923 году композитор сообщил свои ученикам, что выход найден: им открыта додекафония.

Суть нового метода композиции, разработанного Шенбергом, состоит в следующем. Основной сочинения становится ряд из двенадцати неповторяющихся звуков, включающих все тоны хроматической гаммы и названный серией.

Внедрение додекафонии делает сочинение тотально тематичным и абсолютно упорядоченным. В серийной технике Шенберга написано большинство сочинений после 1924 года: Квинтет для духовых (1924), Сюита для фортепиано, трех кларнетов и трех струнных (1926), Третий и Четвертый струнные квартеты (197, 1936), Вариации для оркестра (1928), опера «С сегодня на завтра» (1929), фортепианные пьесы ор. 33 (1929-31), Скрипичный и Фортепианный концерт (1936, 1942). В последних опусах применение додекафонии становится более свободным. К открытию Шенберга было много критики из-за свободы творчества и абстрактности языка.

Семилетние пребывание в Берлине (1926-33) было периодом новых надежд и очередных разочарований. Композитор создал ряд додекафонных произведений и с энтузиазмом посвятил себя педагогической деятельности в Академии искусств. Некоторое время композитор будет читать лекции в частном Южно-Калифорнийском университете, а с 1936 получит должность профессора Калифорнийского университета.

Американский период в жизни Шенберга оказался не самым интересным и плодотворным.

Все это время, начиная с конца 1920-х годов, Шенберг работал над главным детищем – оперой «Моисей и Аарон», ставшей средоточием его стилистических новаций и этических устремлений.Однако опера так и не была завершена: здоровье композитора слабело, резко ухудшалось зрение, а в августе 1946 года он перенес клиническую смерть – вернуть «на этот свет» полного планов патриарха современной музыки помог лишь прямой укол в сердце. Несколько подаренных ему лет композитор посвятил по мере сил завершению ряда композиторских и теоретических замуслов.

Шенберг умер 13 июля в 76 лет.

К счастью, творческое долголетие композитора оказалось неподвластно инфернальным стихиям: его музыка по-прежнему сохранила качество новизны, открывая идущим следом за Мастером трудные тропы духовного поиска.



Основные сочинения

· 4 оперы

· «Песни Гурре», «Лестница Якова», «Уцелевший из Варшавы»

· «Лунный Пьеро», «Серенада», «Ода Наполеону Бонапарту»

· Симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда», 2 камерные симфонии, Пять пьес, «Музыка в кино-сцене»

·  Концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром

· Струнный секстет «Просветленная ночь», 4 струнных квартета, струнное трио

· Квинтет для духовых, Фантазия для скрипки и фортепиано

· Около 120 песен

· Пьесы и другие сочинения

· Теоретические работы


 


Альбан Берг

Родившийся в Вене 9 февраля 1885 года в семье респектабельного коммерсанта, торговца книгами и антиквариатом, Альбан получил прекрасное образование и унаследовал от родителей вкус к причудливой пластике столичного модерна, но музыкой профессионально не занимался – его больше увлекала литература.

Личная и творческая судьба Берга во многом повторяет контуры биографии его учителя Арнольда Шенберга. В юношеском возрасте в его жизни произошло много трагедий, которые возможно обусловили склонность к трагическим образам в искусстве.

В пятнадцать лет он потерял отца. Из-за переживаний он забросил на время учебу. Накануне восемнадцати лет он стал отцом после мимолетного романа с прислугой. Из-за этого он пытался покончить с собой. Через несколько месяцев он провалил экзамены в гимназии, из-за чего аттестат зрелости получил на год позже.

Проблемы взросления постепенно вытеснялись расширением круга интеллектуального общения и осознанием художественных пристрастий. Альбан все больше увлекался музыкой, совершенствуясь в фортепианной игре, участвуя в домашнем музицировании и сочиняя песни.

1904 стал переломным в его творческом становлении, девятнадцатилетний Альбан откликнулся на объявление о частных урока музыки, данное Шенбергом, и неожиданно для себя встретил настоящего учителя. Занятия продолжались по 1910 год, включая гармонию, контрапункт и композицию.

Ранние произведения Альбана демонстрируют усвоение позднеромантической традиции, базирующейся на расширенной тональности; стремление идти в ногу с учителем повернуло его к атональности. Экспериментальные опусы 1904-1910-х годов демонстрируют и несомненное желание найти собственный путь. В 1908 году завершена совершенно скрябинская по духу соната для фортепиано ор. 1, выявившая особую тонкость чувствования по духу. За ней последовали Четыре пьесы ор. 2 (1910), обнаружившие раскрепощенность творческой воли. Струнный квартет ор. 3 (1910) обнаружил те же проблемы, что стояли перед Шенбергом.

Три года (1915-18) Берг прослужил в армии. Проблемы со здоровьем уберегли его от окопов Первой мировой.

Еще накануни войны, в мае 1914 года, после посещения венской премьеры неоконченной драмы Георга Бюхнера «Войццек» у Берга возник замысел создать оперу на ее основе, которая и была написана в 1918-21 годах, став ярчайшей кульминацией музыкального экспрессионизма и одной из лучших опер ΧΧ столетия. История оперы «Войццек» была мрачной, типично экспрессионистской истории. Премьера «Войццека» после ста тридцати семи репетиций состоялась 14 декабря 1925 года в Берлине с большим успехом, после чего череда постановок прокатилась по разным странам. Во второй половине 1920-х годов обожаемый Бергом учитель был сосредоточен на освоении премудростей додекафонного метода, а Берг продолжал идти своим путем. В его Камерном концерте для фортепиано, скрипки и тридцати духовых, писавшимся как посвящение Шенбергу на его пятидесятилетие, но завершенном с опозданием (1925). В «Лирической сюите» для струнного квартета (1926) использована сложная разработка заимствованной у Ф. Кляйна.

Скрипичный концерт «Памяти ангела» (1935) посвящен дочери Альмы Малер, восемнадцатилетней Манон Гропиус, скончавшейся от полиомиелита.

Всю жизнь страдая от астмы и аллергической сенной лихорадки, он едва оправился от укуса осы в спину, после которого образовался инфекционный карбункул. Воспаление на время удалось локализировать, однако вызванное ядом насекомого воспаление в месте укуса возобновилось – невыносимые страдания не умеряли ни обезболивающие. Не пачки аспирина, которые Берг глотал втайне от врачей. Композитор умер накануне рождества, 24 декабря 1935 года, от вызванного карбункулом общего заражения крови. Начатая в 1929 году вторая опера «Лулу» на основе двух пьес Ведекина осталась не завершенной. Ее музыка основана на модификации серийных рядов, но по-прежнему загадочным образом полна живого чувства.

Основные сочинения

· 2 оперы

· Три пьесы для оркестра, камерный концерт

· Концерт для скрипки с оркестром, «Лулу-сюита»

· Струнный квартет и «Лирическая сюита»

· Соната для фортепиано, 4 пьесы для кларнета и фортепиано

· Концертная ария «Вино», песни для голоса и фортепиано


 


Антон Веберн

 

Антон Веберн сопричастен экспрессионизму по касательной, его зрелое творчество лежит вне рамок этого стиля. Вместе с тем знакомство с Шенбергом послужило катализатором его открытий.

Веберн исповедовал идею искусства как формы высшей, божественной гармонии. Некоторые свойства экспрессионизма вообще органически чужды Веберну как личности.

В отличии от Берга, Веберн пришел учиться к Шенбергу не случайно, будучи к моменту начала занятий серьезно образованным музыковедом.

Потомок старинного аристократического рода, Антон фон Веберн родился в Вене 3 декабря 1883 года в семье горного инженера, учился в гимназиях южно-австрийских городков Грац и Клагенфурт. Первые уроки фортепианной игры пятилетнему Антону дала мать; с двенадцати лет он занимался на рояле и виолончели с педагогом и участвовал в семейных ансамблях, с шестнадцати начал сочинять песни и пьесы для виолончели, а в восемнадцать был уже «готов идти на любую жертву» ради искусства. Лучшей наградой по окончанию гимназии (1902) стала организованная отцом поездка в Байрейт – как и многие его сверстники, юный Веберн был очарован музыкой Вагнера. В этом же году его семья окончательно возвращается в столицу, и Антон на четыре года становится студентом Института истории музыки при Венской университете.

Встреча с Шенбергом (1904) произвела коренной перелом в судьбе Веберна: с 1904 по 1908 год он числился в учениках «эмансипаторов диссонансов», а потом всю жизнь оставался ему безгранично предан. Второму рождению Антона способствовало ценнейшее свойство Шенберга-педагога – умение раскрыть дар ученика, не навязывая собственного стиля. Если накануне встречи с Шенбергом Веберн пытался стать «очередным Вагнером», что блестяще продемонстрировала его виртуозная копия вагнеровского стиля, симфоническая идиллия «В летнем ветре», то по окончании курса он не только обрел творческое «я», но и быстро обогнал в радикализме учителя, став предтечей коренных изменений музыкального искусства в послевоенную эпоху. В годы «ученического» четырехлетия он сочинил великолепный струнный квартет 1905 года, темпераментный, эмоционально-непосредственный, изобретательный и прихотливо-изменчивый.

Отсчет своей творческой биографии Веберн начал с оркестровой Пассакальи ор. 1 (1908). Это романтическое по «обертке» произведение на деле – мост, перекинутый между временами.

В песнях на слова С. Георге (ор. 3 и 4) композитор без деклараций покидает тональность, а уже со следующего опуса неожиданно предстает гением, не похожим ни на кого из современников.

В инструментальных сочинениях 1909-14 годов, относящихся к атональному периоду, стиль Веберна полностью сложился. Его главная примета – чрезвычайная краткость пьес и одновременно емкость высказывания. Немногословность Веберна, стремление к точности высказывания заставляет его концентрировать внимание буквально на каждом звуке. В 1912 году в одном из писем Бергу Веберн признался, что все написанное им связано со смертью матери.

В 1909 году он пишет - Пять пьес для струнного квартета ор. 5, а также Шесть пьес для большого оркестра ор.6. Четыре пьесы для скрипки и фортепиано ор. 7 (1910), Шесть багателей для струнного квартета ор. 9 и пять пьес для оркестра ор.10 (1911-13), три пьесы для виолончели и фортепиано ор. 11 (1914), песни по ор. 19 включительно (1926), где композитор, подобно Шенбергу, опирается на организующую роль снова.

Итоговый период творчества открывается Струнным трио ор. 20 (1927).

Композитор усложняет композиционные структуры, закрепляя звуки за определенными регистрами и придавая им постоянную артикуляцию, в результате чего эти параметры, связанные фиксированной высотой, подчиняются серийной организации.

Надежд быть понятым современниками у Веберна было еще меньше, чем у главы нововенцев; пути заработать на жизнь собственной музыкой отсутствовали вовсе. Совершенно не склонный к сибаритству Веберн довольствовался малым: подрабатывал концертмейстером в оперном театре, пытался найти работу, о которой мечтал. Его планы стать дирижером реализовались долгое время гротеском: музыкант высочайшего интеллекта, он был вынужден с 1908 по 1913 год махать палочкой в оперетте, покидая Вену по контрактам провинциальных театров национальных окраин Австро-Венгрии.

В годы первой мировой войны Веберну пришлось служить в армейских канцеляриях (1915-16), но из-за сильной близорукости его отпустили домой раньше остальных.

В 1920-е – начале 1930-х годов он не без удовлетворения руководил хоровым обществом рабочих, был дирижером общественных концертов, оркестра австрийского радио.

С приходом Австрии к власти фашистов композитор был уволен со всех постов. Смерть Берга и эмиграция Шенберга усилили его душевное и профессиональное одиночество.

15 сентября 1945 года композитор, перенесший тяжелую болезнь, был приглашен дочерью Кристиной на семейный вечер. Веберн не знал, что ее муж подозревался в спекуляциях и находился под необъявленным надзором. Внезапно нагрянул патруль с обыском. Композитор вышел проверить детей, а позже решим закурить, когда он зажег спичку, один из американских патрульных тоже выбежал в коридор. Солдат по военной привычке пальнул туда, где вспыхнуло пламя. И практически в упор застрелил композитора.

Похоронили Веберна в Миттерзиле на церковном кладбище.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: