double arrow

Вопросы для самоконтроля

1

Темрюкский филиал

ПОО ЧУ  «Юридический техникум»

Г. Кропоткин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

 

Студент_____________________________________

Группа______________________________________

Преподавателть: Гарькуша К.М.

 

г. Темрюк

2016г

Пояснительная записка

Цель рабочей тетради стать опорным, вспомогательным материалом и оказать реальную помощь при подготовке домашнего задания и работе на уроке.

Компактность рабочей тетради поможет правильно и последовательно уточнить смысл философских понятий. В каждой представленной теме даны основные понятия, которым

нужно дать определение.

Данная рабочая тетрадь поможет правильно осуществить проверку и оценку качества знаний. Обязательный минимум содержания дисциплины позволяет четко определить круг вопросов, которые должны быть изучены.

Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Все представленные основные понятия, вопросы и задания могут быть использованы как исходный материал при проверке знаний по изучаемой теме. Данные материалы помогут правильно осуществить проверку и оценку качества знаний.

Рабочая тетрадь адресована студентам, окажет помощь в изучении и повторении тем по предмету «Основы философии».

 

Практическое занятие № 1. История философии

Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы

1. Что такое мировоззрение?

2. В чем различия мифологии, религии, философии?

3. Является ли философия наукой?

4. Что составляет предмет философского знания?

5. Какова структура философского знания?

6. Какие проблемы изучает философия?

7. Какие функции в обществе выполняет философия?

8 В чём проявляется космоцентризм античной философии?

9. Почему характеризуя европейскую средневековую мысль ее называют религиозной?

10 Чем рационализм Нового времени отличается от античного?

11. Каковы специфические особенности философской мысли концы XIX – XX веков?

12 Каковы отличительные особенности развития философской мысли в России?

Основная литература:

1. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2005. – 439 с.

2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Библионика, 2006. – 272 с.

3. Кохановский В.П. др. Основы философии: учебник для сред. спец. учеб. заведений / В.П. Кохановский и др. – 6-е изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.

4. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с.

5. Философия: учебное пособие для вузов. –14-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.

Задание1.: раскрыть смысл философских понятий.

Философия - ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Натурфилософия – _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Бытие – _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Миф – __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Пользуясь материалом главы, постарайтесь ответить на вопрос: всегда ли

существовала философия?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Изложите собственный взгляд на происхождение философии. Можно ли считать, что

философия родилась вместе с человеком? Какую роль в процессе ее самопознания

западной философии сыграла встреча с Востоком?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Объясните значение слова «Логос». Покажите, как оно появилось,

почему стало многозначным, как его использовали философы в постижении и

истолковании мира.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Отличается ли философия от науки? Не является ли сама наукой? Что обозначает слово «метафизика»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Распределить понятия по таблице соответственно темам

ОНТОЛОГИЯ ГНОСЕОЛИЯ АКСИОЛОГИЯ
     
     
     
     
     
     

1) бытие, 2) добро, 3) пространство, 4) свобода, 5) Парменид, 6) движение, 7) познание, 8) время, 9) истина, 10) практика, 11) материя, 12) синергетика, 13) ценность, 14) П. Лапи, 15) диалектика, 16) красота, 17) эмпиризм, 18) жизнь.

 

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ ДРЕВНИЙ КИТАЙ
   
   
   
   
   
   

 

1) Веды, 2) Дао, 3) Инь, 4) ахимса, 5) Ян, 6) сансара, 7) карма, 8) Сяо, 9) веданта, 10) легизм, 11) миманса,

12) Капила, 13) Патанджали, 14) дхарма, 15) натурфилософия, 16) Шан Ян, 17) Хань Фэй, 18) номинализм.

 

АПОЛОГЕТИКА ПАТРИСТИКА СХОЛАСТИКА
     
     
     
     
     
     

 

1) Августин Блаженный Аврелий, 2) Юстин Мученик, 3) рациональное обоснование и систематическая концептуализация западнохристианского вероучения, 4) Афинагор, 5) принятие Символа веры на Никейском

Вселенском Соборе, 6) Фома Аквинский, 7) обоснование преимуществ моральных принципов вероучения Иисуса Христа и их совместимость с древнегреческой философией, 8) Григорий Нисский, 9) «учение отцов церкви», 10) борьба с ересями (арианство, гностицизм, монофизитство), 11) Ансельм Кентерберийский, 12) Тертуллиан, 13) Бонавентура, 14) Василий Великий Кесарийский, 15) «школьная философия», 16) обоснование преимуществ христианства в качестве государственной религии, 17) спор об универсалиях, 18) совокупность учений в защиту христианской церкви.

 

СПИНОЗА ДЕКАРТ ЛЕЙБНИЦ
     
     
     
     
     
     

 

1) монизм, 2) перцепции монад, 3) божественная субстанция, являющаяся причиной самой себя, 4) есть

одна субстанция – Бог, или природа, 5) «я мыслю, следовательно, я существую», 6) «Богословско-политический

трактат», 7) дуализм, 8) плюрализм, 9) существует две субстанции – мыслящая и протяжённая, 10) картезианство, 11) «Размышление о методе», 12) «Метафизические размышления», 13) пантеизм, 14) монадология, 15) «Новые опыты о человеческом разумении», 16) «Теодицея», 17) субстанции присущи постоянные свойства, в том числе протяжённость и мышление, 18) принцип непрерывности, предполагающий, что в мире нет «пустых промежутков», нет случайного, чудесного, не имеющего достаточного основания для своего существования.

 

 

Русская религиозная философия Русский марксизм Русский космизм
     
     
     
     
     
     

 

1) В.С. Соловьев, 2) революция в России невозможна, так как капитализм находится в стадии своего становления, 3) философия всеединства, 4) «Освобождение труда», 5) «Смысл творчества», 6) космические силы

влияют на все биологические, психические и социальные процессы на Земле, 7) Г.В. Плеханов, 8) экзистенциализм, 9) «Философия общего дела», 10) В.И. Ленин, 11) «Материализм и эмпириокритицизм», 12) диалектический материализм, 13) Н.Ф Фёдоров, 14) Н.А. Бердяев, 15) бессмертное космическое бытие, 16) А.Л. Чижевский, 17) «Оправдание добра», 18) ноосфера.

Оценка:______

Преподаватель:_______________

 

 

Практическое занятие № 2. Законы диалектики Гегеля

Вопросы для самоконтроля

1. Философская система Гегеля.

2. Антропоцентризм Фейербаха.

3. Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

4. Основные категории диалектики

  Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2005

2. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. - М., 2005

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. - 1993

4. Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке // Научная мысль Кавказа. - 2004

5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону, 2000

6. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, - М.,2001

7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. - 1991

8. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000

9. Поппер К. Р., Что такое диалектика // Вопросы философии. - 2003

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд.- М.: Гардарике, 2002

11. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2000

Задание 1.: раскрыть смысл философских понятий.

Мировоззрение – _______________________________________________________________

Человек – _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Духовный опыт – _______________________________________________________________

Знание – _______________________________________________________________________

Концепция – ___________________________________________________________________

Диалектика – ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Метод – _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Материя – ______________________________________________________________________

Сознание – _____________________________________________________________________

Мышление – ____________________________________________________________________

Онтология – ____________________________________________________________________

Прагматизм – ___________________________________________________________________

Задание 2. Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Поразмышляйте над словами Гегеля: «Всякая философия есть постижение «абсолютного». Что имел в виду Гегель? Какое понятие является для него главным?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) писал: «Вся философия не имеет в виду никакой цели, как только ответ на поставленные вопросы, и в особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего его достигнуть?»

    Какой подход использовал Фихте при формулировании основного вопроса философии? Согласны ли вы с ним? Есть ли у вас возражения?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Предположим, что объявлен конкурс на лучшую формулировку основного вопроса

философии. Предложите свои варианты. Попробуйте обнаружить то смысловое поле, на котором можно отыскать основной вопрос философии: судьба человека, любовь, жизнь, бессмертие, познание, вечность природы, нравственность, сущность бытия.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: