Темрюкский филиал
ПОО ЧУ «Юридический техникум»
Г. Кропоткин
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Студент_____________________________________
Группа______________________________________
Преподавателть: Гарькуша К.М.
г. Темрюк
2016г
Пояснительная записка
Цель рабочей тетради стать опорным, вспомогательным материалом и оказать реальную помощь при подготовке домашнего задания и работе на уроке.
Компактность рабочей тетради поможет правильно и последовательно уточнить смысл философских понятий. В каждой представленной теме даны основные понятия, которым
нужно дать определение.
Данная рабочая тетрадь поможет правильно осуществить проверку и оценку качества знаний. Обязательный минимум содержания дисциплины позволяет четко определить круг вопросов, которые должны быть изучены.
Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Все представленные основные понятия, вопросы и задания могут быть использованы как исходный материал при проверке знаний по изучаемой теме. Данные материалы помогут правильно осуществить проверку и оценку качества знаний.
Рабочая тетрадь адресована студентам, окажет помощь в изучении и повторении тем по предмету «Основы философии».
Практическое занятие № 1. История философии
Вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы
1. Что такое мировоззрение?
2. В чем различия мифологии, религии, философии?
3. Является ли философия наукой?
4. Что составляет предмет философского знания?
5. Какова структура философского знания?
6. Какие проблемы изучает философия?
7. Какие функции в обществе выполняет философия?
8 В чём проявляется космоцентризм античной философии?
9. Почему характеризуя европейскую средневековую мысль ее называют религиозной?
10 Чем рационализм Нового времени отличается от античного?
11. Каковы специфические особенности философской мысли концы XIX – XX веков?
12 Каковы отличительные особенности развития философской мысли в России?
Основная литература:
1. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2005. – 439 с.
2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Библионика, 2006. – 272 с.
3. Кохановский В.П. др. Основы философии: учебник для сред. спец. учеб. заведений / В.П. Кохановский и др. – 6-е изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.
4. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 735 с.
5. Философия: учебное пособие для вузов. –14-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 576 с.
Задание1.: раскрыть смысл философских понятий.
Философия - ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Натурфилософия – _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бытие – _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Миф – __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Пользуясь материалом главы, постарайтесь ответить на вопрос: всегда ли
существовала философия?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Изложите собственный взгляд на происхождение философии. Можно ли считать, что
философия родилась вместе с человеком? Какую роль в процессе ее самопознания
западной философии сыграла встреча с Востоком?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Объясните значение слова «Логос». Покажите, как оно появилось,
почему стало многозначным, как его использовали философы в постижении и
истолковании мира.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Отличается ли философия от науки? Не является ли сама наукой? Что обозначает слово «метафизика»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Распределить понятия по таблице соответственно темам
ОНТОЛОГИЯ | ГНОСЕОЛИЯ | АКСИОЛОГИЯ |
1) бытие, 2) добро, 3) пространство, 4) свобода, 5) Парменид, 6) движение, 7) познание, 8) время, 9) истина, 10) практика, 11) материя, 12) синергетика, 13) ценность, 14) П. Лапи, 15) диалектика, 16) красота, 17) эмпиризм, 18) жизнь.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ | ДРЕВНИЙ КИТАЙ |
1) Веды, 2) Дао, 3) Инь, 4) ахимса, 5) Ян, 6) сансара, 7) карма, 8) Сяо, 9) веданта, 10) легизм, 11) миманса,
12) Капила, 13) Патанджали, 14) дхарма, 15) натурфилософия, 16) Шан Ян, 17) Хань Фэй, 18) номинализм.
АПОЛОГЕТИКА | ПАТРИСТИКА | СХОЛАСТИКА |
1) Августин Блаженный Аврелий, 2) Юстин Мученик, 3) рациональное обоснование и систематическая концептуализация западнохристианского вероучения, 4) Афинагор, 5) принятие Символа веры на Никейском
Вселенском Соборе, 6) Фома Аквинский, 7) обоснование преимуществ моральных принципов вероучения Иисуса Христа и их совместимость с древнегреческой философией, 8) Григорий Нисский, 9) «учение отцов церкви», 10) борьба с ересями (арианство, гностицизм, монофизитство), 11) Ансельм Кентерберийский, 12) Тертуллиан, 13) Бонавентура, 14) Василий Великий Кесарийский, 15) «школьная философия», 16) обоснование преимуществ христианства в качестве государственной религии, 17) спор об универсалиях, 18) совокупность учений в защиту христианской церкви.
СПИНОЗА | ДЕКАРТ | ЛЕЙБНИЦ |
1) монизм, 2) перцепции монад, 3) божественная субстанция, являющаяся причиной самой себя, 4) есть
одна субстанция – Бог, или природа, 5) «я мыслю, следовательно, я существую», 6) «Богословско-политический
трактат», 7) дуализм, 8) плюрализм, 9) существует две субстанции – мыслящая и протяжённая, 10) картезианство, 11) «Размышление о методе», 12) «Метафизические размышления», 13) пантеизм, 14) монадология, 15) «Новые опыты о человеческом разумении», 16) «Теодицея», 17) субстанции присущи постоянные свойства, в том числе протяжённость и мышление, 18) принцип непрерывности, предполагающий, что в мире нет «пустых промежутков», нет случайного, чудесного, не имеющего достаточного основания для своего существования.
Русская религиозная философия | Русский марксизм | Русский космизм |
1) В.С. Соловьев, 2) революция в России невозможна, так как капитализм находится в стадии своего становления, 3) философия всеединства, 4) «Освобождение труда», 5) «Смысл творчества», 6) космические силы
влияют на все биологические, психические и социальные процессы на Земле, 7) Г.В. Плеханов, 8) экзистенциализм, 9) «Философия общего дела», 10) В.И. Ленин, 11) «Материализм и эмпириокритицизм», 12) диалектический материализм, 13) Н.Ф Фёдоров, 14) Н.А. Бердяев, 15) бессмертное космическое бытие, 16) А.Л. Чижевский, 17) «Оправдание добра», 18) ноосфера.
Оценка:______
Преподаватель:_______________
Практическое занятие № 2. Законы диалектики Гегеля
Вопросы для самоконтроля
1. Философская система Гегеля.
2. Антропоцентризм Фейербаха.
3. Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
4. Основные категории диалектики
Рекомендуемая литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2005
2. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. - М., 2005
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.А. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. - 1993
4. Кохановский В.П. Нужна ли диалектика современной науке // Научная мысль Кавказа. - 2004
5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону, 2000
6. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, - М.,2001
7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. - 1991
8. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000
9. Поппер К. Р., Что такое диалектика // Вопросы философии. - 2003
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд.- М.: Гардарике, 2002
11. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2000
Задание 1.: раскрыть смысл философских понятий.
Мировоззрение – _______________________________________________________________
Человек – _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Духовный опыт – _______________________________________________________________
Знание – _______________________________________________________________________
Концепция – ___________________________________________________________________
Диалектика – ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метод – _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Материя – ______________________________________________________________________
Сознание – _____________________________________________________________________
Мышление – ____________________________________________________________________
Онтология – ____________________________________________________________________
Прагматизм – ___________________________________________________________________
Задание 2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Поразмышляйте над словами Гегеля: «Всякая философия есть постижение «абсолютного». Что имел в виду Гегель? Какое понятие является для него главным?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) писал: «Вся философия не имеет в виду никакой цели, как только ответ на поставленные вопросы, и в особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего его достигнуть?»
Какой подход использовал Фихте при формулировании основного вопроса философии? Согласны ли вы с ним? Есть ли у вас возражения?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Предположим, что объявлен конкурс на лучшую формулировку основного вопроса
философии. Предложите свои варианты. Попробуйте обнаружить то смысловое поле, на котором можно отыскать основной вопрос философии: судьба человека, любовь, жизнь, бессмертие, познание, вечность природы, нравственность, сущность бытия.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________