Особенности форм народной хореографии Воронежа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

 

ДОКЛАД

«Региональные особенности русского народного танца

Воронежской области»

ПМ.01 Художественно творческая деятельность

МДК 01.02. Хореографическая подготовка (Региональные особенности

русского танца)

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса, 4В (9) группы

Петренко Лана

 

 

                                    Самара

                                          2020

Содержание

Введение............................................................................................................ 3

1. История культуры Воронежской области.................................................4

2. Особенности форм народной хореографии Воронежа..............................5

3. Воронежский народный костюм и его основные моменты, история возникновения…………………………………………………………………7

4. Используемые источники информации......................................................10

 

 

Введение

Русский народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Чтобы полностью и подробно описать русский народный танец во всех областях России потребовалось бы очень много времени. Я рассмотрю региональные особенности Воронежской области. На этом примере можно более широко и четко просмотреть отличия и манеру хореографического исполнения, основные отличия в костюме. Своеобразные мелодии, попевки, манера поведения, говор, красочные костюмы и жизненный уклад, присущие той или иной области или местности, оказывали несомненное влияние на возникновение местных традиций, особенностей, рождали свою манеру исполнения, свои самобытные неповторимые танцы.

Цель работы - определение региональных особенностей исполнения

русского танцевального творчества народа Воронежской области.

Задачи:

1. Ознакомиться с исторически сложившейся культурой Воронежской области.

2. Познакомиться с особенностями форм народной хореографии Воронежской области.

3. Выявить влияние хореографических движений на особенности танцевальных костюмов народов Воронежской области.

 

 

Культура Воронежской области

Культура Воронежской области (в советское время - культурно-просветительные учреждения), представлены преимущественно различными клубами, Домами культуры, центрами досуга, библиотеками, передвижными клубными учреждениями и прочими организациями, относящимися к государственной профессиональной или ведомственной сети.

 

История культурного строительства в Воронежском крае неразрывно связана с деятельностью культурно-досуговых учреждений. Их прообразом стал Народный дом, открытый в городе Воронеже в октябре 1904 года. После 1917 года в Воронежской губернии появились избы-читальни, красные уголки. Активное участие в организации культурно-просветительской работы приняли сотрудники губернского отдела народного образования и губернского политико-просветительного комитета Пётр Дмитриевич Смирнов, Андрей Васильевич Шестаков, В.Т. Попов, Анна Фёдоровна Боева, Г.С. Малюченко, Борис Александрович Тодорский, В.И. Кайрукштис, Иван Иванович Чернов и другие.

 

Летом 1920 года в Воронежской губернии насчитывалось 37 народных домов и 447 культпросветкружков. Наиболее интенсивно сеть культурно-досуговых учреждений росла в 1930-е годы. После Великой Отечественной войны культпросветработа претерпела ряд организационных преобразований: в 1960-е годы произошла централизация клубной сети, в 1970-е годы были созданы культурно-спортивные комплексы, в 1980-е годы началось освоение новых условий хозяйствования, внедрение платных услуг. В конце 1990 - начале 2000-х годов началась муниципализация учреждений культуры. Если при советской власти культпросветработа выполняла преимущественно идеологические функции, то с начала 1990-х годов в задачи культурно-досуговых учреждений вошли организации отдыха и развлечения, удовлетворение коммуникативных потребностей, досуговых интересов, развитие творчества, воспитание социально-активной и гармонически развитой личности. Соответственно возникли новые виды культурно-досуговых учреждений - сельские и районные Дома ремёсел, Дома народного творчества, центры традиционной культуры, социально-культурные объединения, однопрофильные клубные учреждения.

 

На 01 января 2006 года государственная сеть культурно-досуговых учреждений Воронежской области насчитывала 900 учреждений, в том числе в сельской местности 827. В целом действует более 6 800 клубных формирований, в которых участвуют более 87 000 человек. Клубную работу обеспечивают более 2 600 сотрудников с высшим и средне специальным образованием. В настоящее время в клубных учреждениях Воронежской области работают более 45 заслуженных работников культуры.

 

Особенности форм народной хореографии Воронежа

Самым доступным видом танцевального творчества были хороводы, получавшие названия по песням, под которые они водились. Были это хороводы двух видов.

Первые – исполнялись в медленном темпе – ходовые. К таким можно отнести «Ой, цветочки мои лазоревые», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «У голубя»

Вторые – исполнялись в быстром темпе под песни «Сухота», «У ворот гусли вдарили», «Ой, со вечера с полуночи», «Пойду млада по воду», и назывались они – плясовые.

Рисунки хороводов самые разнообразные – линия переходит в круг, из круга в змейку, змейка – в воротца и т.д.

Наибольшее распространение в Воронежской области получили квадратные хороводы, которые особенно любила молодежь. В этих хороводах все исполнители, стоя линиями по квадрату, видели друг друга, что давало возможность молодым парням и девчатам приглядеться к исполнителям в линии напротив и выбрать приглянувшегося партнера, чтобы пригласить потом на пляску, которая начиналась сразу после хоровода.

Пляска в Воронежской области исполнялась под частушку, которая здесь является одним из ведущих жанров. Самой популярной пляской является «Матаня». И несмотря на то, что название этой пляски можно встретить во многих областях России, воронежский вариант отличается своеобразной манерой и характером исполнения. На манеру танцев, исполняемых в Воронежской области, наряду с переселенцами из различных регионов особое влияние оказывают соседние области.

Здесь для танцев характерно свободное движение рук то вправо, то влево, при этом руки согнуты в локтях на уровне груди. Женщины прищелкивают пальцами, мужчины, исполнив хлопки в ладоши, резко с акцентом раскрывают руки в стороны.

В плясках мужчины и женщины весело, в такт музыке подкрикивают «э-эх-эх», «о-ох-ох», коротко – «эх, ой, ой». Иногда пляски сопровождаются игрой на губах: «Люп, люп, люп, ды, ды».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: