Раздел 4. «Нормативно-правовое обеспечение политики в сфере образования в РФ»
Тема: «Нормативно-правовое обеспечение политики в сфере образования в РФ»
Система российских нормативных актов в сфере образования.
Нормативные правовые акты различной юридической силы. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция развития системы дополнительного образования в Российской Федерации. Задачи законодательства РФ в области образования.
|
|
Конституция РФ.
Официально действующая Конституция Российской Федерации – это высший нормативный правовой акт нашей страны.
Вот что можно сказать кратко о Конституции РФ: она обладает высшей юридической силой и закрепляет:
- основы конституционного строя России;
- государственное устройство;
- образование представительных, исполнительных, судебных органов власти;
- систему местного самоуправления;
- права и свободы человека и гражданина;
- конституционные поправки;
- процедуры пересмотра Конституции.
Действующая редакция Конституции была одобрена народом России 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования.
Краткая характеристика Конституции: она состоит из Преамбулы и 2-х разделов:
Преамбула | Провозглашает что: § народ России принимает данную Конституцию; § закрепляются демократические и гуманистические ценности; § определяется место России в современном мире. |
Первый раздел | Включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих: § основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации; § основные права и свободы личности; § федеративное устройство РФ; § статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. |
Второй раздел | Определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм. |
Наиболее важными изменениями Конституции можно назвать:
увеличение срока полномочий Президента с 4 до 6 лет (решение было принято 30.12.2008). В этот же день был продлен срок полномочий депутатов Госдумы с 4 до 5 лет. Кроме того, поправки предусматривали ежегодный отчет Правительства перед ГД;
|
|
21 марта 2014 года был изменен состав России: 84-м и 85-м субъектами Федерации стали Крым и город федерального значения Севастополь.
В этом же году были объединены Арбитражный и Верховный суды: Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) упразднён, а вопросы правосудия, отнесенные к его ведению, были переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности.
Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом Российской Федерации и обладает высшей юридической силой.
Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) составляет основу образовательного законодательства РФ. Современные условия развития общества и государства требуют, чтобы Закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации.
Данный Закон отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия, и призван решить накопившиеся проблемы в системе образования и основных ее элементов.
В Законе на основе положений Конституции РФ и Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации. В Законе закрепляются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; и уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, в том числе и право на образование.
Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей. Нормативные основы развития дополнительного образования определены Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепцией развития системы дополнительного образования в Российской Федерации, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дополнительному образованию посвящена гл.10 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Глава определяет цели дополнительного образования детей и взрослых, градацию дополнительных общеобразовательных программ, раскрывает суть дополнительного профессионального образования.
Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №1726-р от 4.09.2014г., определяет дополнительное образование как суть основу непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Главный ориентир для системы дополнительного образования определен в Указе Президента Российской 4 Федерации от 7 мая 2012г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, причем 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
|
|
Другие документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования:
В образовательное законодательство включены федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы).