Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ

Трудовой кодекс – основной источник трудового права, он имеет приоритетное значение по сравнению с другими, отображающими трудовые отношения, федеральными законами, а также Постановлениями Правительства и Указами Президента России. Трудовой кодекс РФ был принят 30 декабря 2001 года (закон № 197-ФЗ) и введен в действие с 1.02.2002 года. Трудовой Гражданский кодекс: определяет права и обязанности работодателя и работника; регулирует вопросы профессиональной подготовки и переподготовки, вопросы повышения квалификации, социального партнерства, трудоустройства, охраны труда; закрепляет условия нормирования и оплаты труда; определяет порядок разрешения трудовых споров; раскрывает вопросы правового регулирования трудовой деятельности отдельных категорий граждан (удаленных работников, несовершеннолетних, лиц, осуществляющих трудовую деятельность вахтовым методом, спортсменов и др. лиц).
Действующий Трудовой кодекс РФ В 2001 году был принят новый Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года. В соответствии с новым кодексом стало возможным увеличение сверхурочного рабочего времени. Профсоюзы утратили силу представлять интересы трудящихся и сопротивляться их сокращениям. Кодекс запрещает увольнять работника во время отпуска или болезни. Увольнение должно сопровождаться выплатой двухмесячного пособия в размере средней зарплаты. Для борьбы с безработицей и кризисом Российский союз промышленников и предпринимателей в 2010 году разработал поправки к кодексу, предложил увеличить рабочий день до 12 часов, а рабочую неделю – до 60 часов. В новый кодекс введены понятия «удаленная работа» и «дистанционный работник». Трудовой кодекс РФ регулирует такие вопросы, как: социальное партнерство; рабочее время и время отдыха; трудовой договор; нормирование и оплата труда; дисциплина труда и трудовой порядок; компенсации и гарантии; повышение квалификации работников, профессиональная подготовка и переподготовка; охрана труда; материальная ответственность; регулирование труда отдельных категорий граждан; защита трудовых прав, разрешение трудовых споров и др.

 

 

5. Иные федеральные законы.

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.Кодекс существенно повысил роль законов в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым, во-первых, исключено, по крайней мере на будущее время, регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации теперь существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.сожалению, отечественный законодатель не всегда последовательно учитывает и реализует собственные намерения. Кроме того, нормы и даже институты гражданского права, как уже отмечалось, часто формулируются им в комплексных законах, нередко не вполне соответствующих общим положениям гражданского права (например, в законах о ценных бумагах, банковской деятельности и т.д.). Для устранения негативных последствий такой ситуации, ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоваться правила п. 2 ст. 3 ГК.

Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. "О правовом обеспечении экономической реформы" проекты президентских указов, издаваемые "в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами", представлялись на утверждение в парламент и в случае их не отклонения в семидневный срок вступали в силу *(44), т.е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Этот порядок действовал в 1991-1992 гг. и в настоящее время уже не используется. В случае противоречия президентского указа закону теперь применяется закон как акт высшей юридической силы (п. 5 ст. 3 ГК).указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь "на основании и во исполнение" перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: