Для учебно-воспитательного процесса

Ниже рассмотрены примеры отечественного опыта проектирования здания для учебно-воспитательного процесса.

 

1) «Хорошевская гимназия» («Хорошкола»)

ЛОКАЦИЯ: Россия, Москва, улица Народного Ополчения, 9а.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 21 000 м² (рис. 10-11).

Рисунок 10 – Перспективный вид школы «Хорошевская гимназия»

Рисунок 11 – Коридор школы

Здание «Хорошколы» построено на личные средства семьи главы Сбербанка России Германа Грефа. Упор сделан на общественные пространства, которые в жизни школьников играют более важную роль, чем учебные классы. В центре здания – огромный четырехэтажный атриум, который пересекают три длинные лестницы; на первом этаже высажены в кадках три высокие секвойи. При проектировании архитекторы школы отказались от советской кабинетно-коридорной системы: пространства организованы так, что есть много вариантов решения одной и той же задачи.

«Хорошкола» больше похожа на школу-университет (рис. 12-13). Во-первых, колористические решения интерьера и фасадов подчеркнуто сдержанные. Во-вторых, создатели этой школы решили максимально расширить специализированные зоны: большая лаборатория, множество вариантов для занятий спортом, двухуровневая библиотека, огромный фаблаб и оснащенный всеми возможными устройствами кабинет кулинарии дают возможность углубленного изучения любой сферы знаний и освоения разных навыков.

 

Рисунок 12 – Интерьер школы

Рисунок 13 – Интерьер школы

Особенности планировки:

– Прозрачные стены в классах и общественных пространствах, везде огромные окна от пола до потолка, обилие естественного света.

– Лаборатории для занятий физикой, химией, биологией объединены в огромное мегапространство. Его можно разделять перегородками, а можно использовать целиком для проведения хакатонов и других мероприятий.

– Просторная двухуровневая библиотека.

– На верхнем этаже есть просторное и светлое помещение для отдыха детей и для занятий с тьюторами, куда не заходят учителя. Учительская и прочие административные помещения находятся на цокольном этаже, который утоплен в земле, но получает естественное освещение за счет приямков.

– В холле есть горка, по которой можно скатиться со второго этажа на первый и оказаться у дверей столовой.

2) Инженерный корпус школы № 548 (образовательный центр «Царицыно»)

ЛОКАЦИЯ: Россия, Московская область, Ленинский район, поселок Совхоза имени         Ленина, 21а.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 19 000 м² (рис.14).

Рисунок 14 – Пперспектива школы №548

Школа была построена и оборудована всем необходимым на средства частного инвестора и впоследствии была передана в муниципальную собственность. После ее открытия спрос на квартиры вырос: некоторые семьи готовы месяцами стоять в очереди, чтобы хотя бы арендовать жилье неподалеку от «Инженерного корпуса».

Объект является отдельно стоящим корпусом давно работающей московской школы, так называемым «инженерным». Поэтому упор сделан на мастерские: робототехника, металлообработка, столярная мастерская, покрасочный цех, естественно-научная лаборатория и так далее. Идея заключается в том, чтобы, создавая пространство в соответствии с самыми передовыми современными методиками, избежать подчеркнутой исключительности объекта, и, напротив, утвердить мысль, что все школы могут быть такими (рис.15-16). Стены между учебными классами и коридорами полностью прозрачные, сами коридоры легко превращаются в учебное пространство. Кроме того, школа стала общественным центром поселка Совхоза имени Ленина, в котором она расположена.

 

Рисунок 15 – Интерьер школы

Рисунок 16 – Интерьер школы

 

Особенности школы:

– Школа очень открытая: за счет прозрачных перегородок между коридорами и классами и прозрачных стен учительской пространство просматривается насквозь с разных точек, можно одновременно видеть до четырех уровней.

– Старшие и младшие дети учатся в двух разных крыльях здания, но встречаются в центре, где расположены столовая, библиотека, актовый зал, рекреации, учительская.

– Санузлы не делятся на мужские и женские.

– В крыле младшей школы есть горка, которая позволяет спуститься с одного этажа на другой, и 12-метровый скалодром.

– В теплое время можно проводить уроки в амфитеатре, расположенном рядом со школой.

– Эксплуатируемая кровля.

3) Международная школа Казани

ЛОКАЦИЯ: Россия, Казань, улица Мавлютова, 5.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 25 000 м² (рис.15).

Рисунок 17 – Интерьер Международной школы Казани

Все школы, которые вышли в финал конкурса, построены в столицах России, Армении и Латвии. «Международная школа Казани» — единственный региональный проект, несмотря на то, что она расположена в столице одного из крупнейших российских регионов, республике Татарстан. Строительство школы финансировалось из средств регионального бюджета, основная идея – создать школу для детей иностранных специалистов, которые приедут в Татарстан с семьями. Преподавание в школе ведется на двух языках. В основе архитектурной концепции школы – идея уважения к ученику (рис. 18).

Рисунок 18 – Спортзал школы

Особенности школы:

– В школе нет коридоров, кабинеты входят в общественные пространства очень разной формы.

– Есть зимний сад со свободным доступом в него для детей.

– Пространство легко трансформируется, мебель мобильна, менять его могут и учителя, и дети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: