Современный зарубежный опыт проектирования зданий

Содержание

 Введение                                                                                                                              3

1. Современный зарубежный опыт проектирования зданий

 для учебно-воспитательного процесса                                                                            4

2.   Современный отечественный опыт проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                           10

3.  Основные принципы проектирования зданий

для учебно-воспитательного процесса                                                                           17

Заключение                                                                                                                        19

Список используемой литературы                                                                                  21

 


 


Введение

В условиях модернизации системы образования в отечественных школах особенный интерес приобретают проблемы формирования архитектурных принципов проектирования школьных зданий. Образовательная среда в социально-политических условиях новейшего времени требует адекватного архитектурного пространства, которое необходимо создавать на основе современных принципов. Их разработка диктуется: во-первых, совершенствованием педагогических процессов, соответствующих требованиям эффективного образования; во-вторых, пониманием необходимости адаптации архитектурного пространства к меняющимся условиям обучения; в-третьих, связано с изменением принципиального отношения к пониманию значимости архитектурной среды, способной оказывать существенное влияние на формирование мировоззренческих основ подрастающего поколения.
Анализ отечественного опыта проектирования школ новейшего времени, за редким исключением, демонстрирует приверженность традиционным принципам проектирования, опирающимся на типовые или в лучшем случае повторно применяемые проекты школ различной вместимости.

В то же время проектирование школ в странах США, Германии, Франции, Англии, Швеции и др. отличаются новаторскими поисками новых проектных решений, которые можно условно представить в виде двух направлений – универсального и социального.

Первое, универсальное, направление подчеркивает функционально- планировочную особенность пространства школы, которое обладает «гибкими» возможностями «учитывать» изменения методов и технологий образования. Коротко: оно отражает социальную направленность на эффективное и устойчивое развитие образовательных услуг, обеспеченное «универсальностью» архитектурного пространства.

Второе, социальное, выделяет в планировке и объемном решении социальную значимость школы, транслируя в архитектурном образе идейное содержание современного образования (открытый и гибкий характер, удовлетворение образовательных потребностей, равенство доступа к образовательным услугам, самоопределение учащегося). В этом направлении архитектурная структура декларирует общегражданские идеалы как основу единства развития школы и общества.

Эти направления не противоречат друг другу. Они отражают различные стороны смыслового и символического содержания гуманитарных основ образовательной системы школ. Начало формирования этих направлений Запада было отзвуком тех достижений в области образования, которых добился СССР, реализуя социальную программу всеобщего и равного образования.

Новые принципы проектирования выводятся из композиционного и функционального анализа обоих направлений проектирования школ. Общая система принципов организации современного образовательного пространства являются матрицей рождения объемно-пространственной композиции, в геометрических рамках которой разворачиваются социальные и педагогические функции.


 



Современный зарубежный опыт проектирования зданий

 для учебно-воспитательного процесса

Рассмотрим примеры зарубежного опыта в проектировании зданий для учебно-воспитательного процесса.

1) Новый корпус Школы AYB

ЛОКАЦИЯ: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 4 200 м² (рис. 1).

Рисунок 1 – Перспективный вид школы AYB

Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны – так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.

В образовательный процесс внедрены принципы разумного риска – чтобы дети учились принятию решений, понятиям «свобода» и «ответственность»: например, ограждения цокольного этажа невысокие, какие встречаются во «взрослых» общественных зданиях. В отделке не использовались краска и штукатурка, здание оставлено «в бетоне». Из-за риска сейсмической активности конструкции максимально облегчены (рис. 2).

Рисунок 2 – Интерьер школы

Особенности школы:

– Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

– При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

– Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.

– Есть террасы, живые ограждения — учиться можно и на улице.

– Для быстрого спуска с верхних этажей предусмотрены трубы.

2) Exupery International School

ЛОКАЦИЯ: Латвия, Пиньки, Бабите, ул. Яуна, 8.

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 6 570 м² (рис. 3-5).

Рисунок 3 – Перспективный вид школы Exupery International School

 

Рисунок 4 – Вид внутреннего двора

Рисунок 5 - Вход школы Exupery International School

Exupery International School отличается от многих других частных школ подчеркнутым отсутствием показного: все архитектурные решения должны быть функциональными. Школа состоит из двух корпусов, один из которых круглый. Детский сад и школа объединены: дети приходят в детский сад и, взрослея, поступают в школу, при этом школьники и младшие не разделены, а могут видеть друг друга.

Идея проекта в том, что школа – это модель Вселенной, ученикам доступна лесная, загородная, городская и глобальная среда. Интерьеры и внутренний двор обустроены в соответствии с этой концепцией: во дворе есть деревья, мох, трава, песок. В оформлении – много рисунков по мотивам книги «Маленький принц» (рис. 6).

Рисунок 6 – Интерьер школы

Особенности школы:

– Коридоры закругленные, нет углов и ступеней, подъем плавный.

– Вместо стен арт-блока и библиотеки — мобильные перегородки: эти помещения можно объединить с коридором, создав обширное пространство.

– Крыша устроена таким образом, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в классы — так удается избежать перегрева помещений.

– В комнатах детского сада одна из стен в образовательных целях оставлена «в бетоне», остальные — с обычной отделкой.

– В отделке использовали шумоизоляционные («войлочные») обои.

3) The Heights. Арлингтон, Вирджиния, США. Bjarke Ingels Group

Основными строительными материалами для школы стали белый кирпич и стекло. «Веерная» конструкция здания позволила создать каскадные террасы и соединить каждый этаж с прилежащей к нему озеленённой территорией. Такое экологичное решение очень удачно для школы, расположенной в районе плотной городской застройки и окружённой тремя дорогами. Каждая терраса представляет собой открытую общественную зону для общения, социального взаимодействия и неформального обучения. Внутреннее пространство школьного холла и улица практически взаимопроникают благодаря панорамному остеклению. Перегородки в здании также выполнены из стекла и визуально расширяют пространство, обеспечивая сквозную перспективу (рис. 7-8).

Рисунок 7 - Перспективный вид школы

 

 

Рисунок 8 – Интерьер школы

Если внешняя отделка из белого кирпича минималистично однотонная, то внутри каждый этаж имеет свой уникальный цвет – синий, фиолетовый, розовый, жёлтый и оранжевый. Крытая баскетбольная площадка выполнена в зелёном цвете. Спортивный зал, библиотека, зал для мероприятий, столовая сконцентрированы на первом этаже и соединены друг с другом переходами (рис. 9).

Рисунок 9 – оридор школы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: