Теория написания сочинения ЕГЭ

Конспект урока русского языка 13 мая 2020 года

1. ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ТЕКСТ. ЗАДАЧА – ПОНЯТЬ ЕГО.

Разбиваем текст на смысловые части, в каждой выделяем самое главное:

1)О чем 1 микротекст? (Как поднять людей в атаку?)

Главное - Рассуждение автора о том, КТО поднимает солдат в атаку.

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)НО знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

 

2) Завязка – нужно поднять цепь в атаку, а люди не поднимаются. Им страшно, всем страшно. Они видят гибель своих товарищей. Состояние острого напряжения.

Главное - Неудачные попытки красноармейцев Бурнашева и Букеева поднять цепь в атаку.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ - не только мой(КОМАНДИРА), но вместе с тем приказ Родины сыну, - Бурнашев прокричал во всё поле:
-За Родину! (6)Вперёд!
(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.
(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.
(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

 

3) Как понять этот микротекст? Что здесь самое важное? Политрук и комбат спорят: кому вести людей в атаку. Это не дело командира. Командир должен остаться в живых. Роль командира - он должен управлять боем, это мозг сражения. Он не может глупо погибнуть. Это понимает политрук Толстунов, он останавливает командира.

Главное – переживания командира, его мысли, чувства.

 (16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.
(19) Наши товарищи, сорок-пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.
(20) Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.
(21) Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?
(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат.

 

Главное- Спор политрука и комбата.

(25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.
(26) Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:
- Не дури, не смей, комбат!
(27) Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

 

4) Командир отдает боевой приказ. Это мудрое тактическое решение.

Он выбрал правильный маневр, который спасал красноармейцев от смерти. Когда вражеские пулеметы начали смолкать, Толстунов скомандовал идти в атаку, выкрикнув самые заветные слова: «За Родину!»

Толстунов ведет солдат в атаку. Ее возможность и успешность обеспечил комбат! И красноармейцы одерживают победу.

Главное- Мудрое решение комбата и победная атака политрука.

(29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты... (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём...»
(34)Я крикнул:
- Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле! (36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами
стреляющих немцев.
(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.
(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:
- За Родину! (44)Ура-а-а!
(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали.
(48) С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова.
(49) Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.
(50) Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы - наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, - мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

 

(По А.А. Беку*)


* Александр Альфредович Бек (1902-1972) - русский советский писатель.

 

ВЫВОД: следовательно, в этом тексте 3 событийных эпизода (первое рассуждение – это не события, не действия, это вступление):

1. Неудачные попытки красноармейцев Бурнашева и Букеева поднять цепь в атаку.

2. Спор политрука и комбата.

3. Мудрое решение комбата и победная атака политрука.

 

Это картинки, иллюстрации, которые понадобятся при составлении комментария.

 

2. ГЛАВНЫЕ ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ (ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ) – КИРПИЧИКИ БУДУЩЕГО СОЧИНЕНИЯ:

1) Какое событие в центре внимания автора?

(Атака второй роты. Эпизод взятия села Новлянское).

2) Тема текста (О чем текст?)

(Текст о войне – один из эпизодов Великой Отечественной войны.

Писатель А. Бек описывает одну из многих тысяч атак, выпавших на долю наших солдат во время Великой Отечественной войны).

3) Основные герои текста: ……………..

(Всего 4 фамилии: 2 погибших красноармейца - Бурнашев и Букеев, комбат (от лица которого ведется повествование) и политрук Толстунов).

4). Какие качества проявляют герои в этой ситуации?

Погибшие красноармейцы: смелость, мужество, героизм, силу духа, способность к самопожертвованию;

Комбат (герой-рассказчик): способность принимать мудрые тактические решения, ответственность за жизнь солдат;

Толстунов (политрук): рассудительность (не дает погибнуть командиру), отвага, смелость, мужество, героизм, самоотверженность.

 

5) Кто главный герой текста? ***

На ком сосредоточено все внимание автора? За кем дольше всех следит автор?
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: