Проблема предмета естественных наук. Понятие естествознания, цели и задачи естествознания

Предметом естествознания являются различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.

Цели естествознания - двоякие:

1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;

2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем[1] и Э.Г. Дюбуа-Реймоном[2]. Две из этих загадок относятся к физике, две -- к биологии и три -- к психологии. Вот эти загадки:

  1. сущность материи и силы
  2. происхождение движения
  3. возникновение жизни
  4. целесообразность природы
  5. возникновение ощущения и сознания
  6. возникновение мышления и речи
  7. свобода воли.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Все исследования природы сегодня можно наглядно представить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).

Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это и механический агрегат, и термодинамическая система, и химический реактор с разнонаправленными потоками масс, тепла, электрических импульсов; это, в то же время, и некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение. И, в то же время, это - ни то и ни другое, это единое целое.

Понятие научного метода. Основные общенаучные методы, их характеристики. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований.

Методы научного познания

Научный метод – совокупность регулятивных принципов, приемов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы ориентировать и направлять научный поиск наиболее эффективным способом применительно к решениям конкретных задач.

Научный метод должен опираться на истинное теоретическое знание.

Правила перевода теоретических знаний в нормативные предписания (регулятивные принципы) должны быть корректными.

Действия исследователя должны соответствовать избранному методу.

Классификация методов научного познания

Общенаучные – используются всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области.

Частнонаучные – совокупность способов познания, применяемых в рамках конкретной отрасли или дисциплины).

Методы научного познания могут быть также классифицированы в зависимости от уровня научного познания, в рамках которого они применяются.

По критериям связи с практикой, функциональной нагрузке, глубине отражения исследуемой реальности выделяют эмпирический и теоретический уровни познания.

Эмпирические и теоретические общенаучные методы.

Методы эмпирического познания

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, которое опирается на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление).

В ходе наблюдения можно получить знания о внешних сторонах, свойствах и признаках объекта.

Результаты наблюдения фиксируются в виде описания.

Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания. Эти условия могут создаваться и контролироваться самим исследователем.

Эксперимент – связующее звено между теоретическим и эмпирическим уровнями познания.
сравнение
аналогия

Методы теоретического познания

Гипотеза – метод и форма теоретического исследования.

● Гипотеза – предположение о возможной связи между явлениями.
описание, обьяснение, дедукция, индукция, абстрагирование, научное доказательство,анализ, синтез, идеализация, моделирование.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: