Предметом естествознания являются различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.
Цели естествознания - двоякие:
1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.
Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем[1] и Э.Г. Дюбуа-Реймоном[2]. Две из этих загадок относятся к физике, две -- к биологии и три -- к психологии. Вот эти загадки:
- сущность материи и силы
- происхождение движения
- возникновение жизни
- целесообразность природы
- возникновение ощущения и сознания
- возникновение мышления и речи
- свобода воли.
Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.
|
|
Все исследования природы сегодня можно наглядно представить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).
Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это и механический агрегат, и термодинамическая система, и химический реактор с разнонаправленными потоками масс, тепла, электрических импульсов; это, в то же время, и некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение. И, в то же время, это - ни то и ни другое, это единое целое.
Понятие научного метода. Основные общенаучные методы, их характеристики. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований.
Методы научного познания
Научный метод – совокупность регулятивных принципов, приемов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы ориентировать и направлять научный поиск наиболее эффективным способом применительно к решениям конкретных задач.
Научный метод должен опираться на истинное теоретическое знание.
Правила перевода теоретических знаний в нормативные предписания (регулятивные принципы) должны быть корректными.
|
|
Действия исследователя должны соответствовать избранному методу.
Классификация методов научного познания
Общенаучные – используются всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области.
Частнонаучные – совокупность способов познания, применяемых в рамках конкретной отрасли или дисциплины).
Методы научного познания могут быть также классифицированы в зависимости от уровня научного познания, в рамках которого они применяются.
По критериям связи с практикой, функциональной нагрузке, глубине отражения исследуемой реальности выделяют эмпирический и теоретический уровни познания.
Эмпирические и теоретические общенаучные методы.
Методы эмпирического познания
● Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, которое опирается на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление).
В ходе наблюдения можно получить знания о внешних сторонах, свойствах и признаках объекта.
Результаты наблюдения фиксируются в виде описания.
● Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания. Эти условия могут создаваться и контролироваться самим исследователем.
Эксперимент – связующее звено между теоретическим и эмпирическим уровнями познания.
сравнение
аналогия
Методы теоретического познания
● Гипотеза – метод и форма теоретического исследования.
● Гипотеза – предположение о возможной связи между явлениями.
описание, обьяснение, дедукция, индукция, абстрагирование, научное доказательство,анализ, синтез, идеализация, моделирование.