Наука и другие сферы духовного освоения действительности – сходства и различия

Наука как форма знания, как деятельность, как социальный институт – основные характеристики.

• Категория «наука» включает часть того, что что входит в категорию «знание».

Знание – совокупность представлений о явлениях окружающей действительности либо о самом субъекте – носителе знаний.

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт.

Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки. Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными.Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития.

Язык науки – основные особенности.

Язык науки как инструмент научного познания

•Язык науки - система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного знания для получения, обработки, хранения и применения знаний.

•Понятийно-категориальный аппарат – основа языка любой научной дисциплины.

•Стилистика научных текстов подчинена стремлению максимально нивелировать использование художественных приемов, сохранению четкой логики изложения и структурированности материала.

•Построение языка науки связано со желанием избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания и тд.

Развитие языка науки может быть связано с адаптацией естественного языка для достижения точности, обеспечения интерсубъективности и создания понятийно-категориального аппарата.

•Развитие языка науки также связано с использование математических средств описания процессов и явлений. Математические обозначения широко применяются в различных областях научного знания.

Функции научного знания.

0. Основные функции научного знания разделяются на познавательные, связанные с самим производством научного знания, и практические, связанные с их применением в материальном производстве, в развитии общества и самого человека.

К познавательным функциям научных знаний относятся:

- описательно-систематизирующая – описание эмпирических фактов, выявления на их основе простейших обобщений и выдвижения гипотез для их объяснения;

- объяснительная функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта.

- прогностическая - способность науки выявлять объективные тенденции развития явлений природы и на этой основе предвидеть дальнейший ход их развития.

Все эти функции научного знания связаны с его основной особенностью - упорядоченностью, систематичностью, логической связностью.

В неразрывной связи с познавательными функциями научного знания находятся практи­ческие, которые подразделяются на:

- производственно-технологическую – наука является непосредственной производительной силой, непосредственно влияющей на производство;

- социально-управленческую, которая характеризует использование научного знания для решения практических задач,

- культурно-мировоззренческую, предполагающую изменение предметного мира культуры, преобразование общества и развитие человека.

Наука и другие сферы духовного освоения действительности – сходства и различия.

Наука и другие формы освоения действительности.

Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой весьма специфическую форму деятельности, существенно отличную как от деятельности в сфере материального производства, так и от др. видов собственно духовной деятельности. Если в материальном производстве знания лишь используются в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель. В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, задан до начала деятельности, научная деятельность правомерно называется таковой лишь при приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство характеризуют как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях», имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, а наука — в основном интеллектуально-понятийную. Однако эти различия не означают непроходимой грани между наукой и искусством, которые объединяет творчески-познавательное отношение к действительности. С одной стороны, в построениях науки существенную роль нередко играет эстетический элемент, что специально отмечали многие учёные. С др. стороны, произведения искусства несут, помимо эстетической, и познавательную нагрузку. Так, первые шаги К. Маркса в понимании социально-экономической сущности денег в буржуазном обществе опирались, в частности, на анализ произведений И. В. Гёте и У. Шекспира

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами общественного сознания, философия всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.Благодаря прямой связи философии с мировоззрением, различные философские направления в условиях классово-антагонистического общества по-разному относятся к науке и принятым ею способам построения знания. Одни из этих направлений настроены к науке скептически (например, экзистенциализм) или даже открыто враждебно, другие, напротив, пытаются полностью растворить философию в науке (позитивизм), игнорируя тем самым мировоззренческие функции философии. Через философию и общую теорию общественной науки вся наука связана с идеологией и политикой.

Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные начала, Если наука изучает действительность, исходя из неё самой, требует рационального обоснования и практического подтверждения, получаемых ею знаний, то религия свою главную опору усматривает в откровении, в апелляции к сверхразумным доводам и к непререкаемости авторитета канонических текстов. В современных условиях, однако, религия вынуждена считаться с огромными успехами науки и ростом её реальной социальной роли и потому пытается найти (разумеется, тщетно) какие-то способы согласования своего учения с истинами науки или даже приспособить последние к своим нуждам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: