Культура и контркультура

Контркультура — понятие, широко используемое в социально гуманитарном знании для обозначения процессов и явлений, радикально отличающихся от основных норм, ценностей, установок, форм поведения, имеющих место в той или иной доминирующей культуре.

 

Феномен контркультуры в той или иной степени в явной или скрытой форме имеет место едва ли не во всех культурах, во всяком случае, относительно развитых. Однако становится заметным только тогда, когда отдельные сообщества людей в силу различных причин (распада старых форм жизни, революций, войн, экономического, политического, духовного кризиса, застоя или активной модернизации общества) провозглашают особые принципы жизнедеятельности и специфические ценности, касающиеся цели и смысла жизни, места и роли государства, религии, морали, труда, взаимоотношений между полами и поколениями, образования, воспитания, быта, одежды и даже внешнего вида. Чаще всего причиной зарождения контркультурных тенденций выступает архаизм жизненного уклада, его жесткая регламентация, недостаточная степень свободы индивида, а также нежелание и неспособность правящей элиты к общественным переменам.

 

Контркультура, как правило, зарождается в молодежной среде, несогласной с культурой отцов и дедов и стремящейся ее изменить, приспособить к своим потребностям или вовсе отбросить. Противоречие между довлеющей существующей культурой и воображаемыми идеалами — вот главный источник контркультуры. Контркультуре присущ радикализм, базирующийся на религиозных, политических, эстетических, чувственных, а то и мистических, подсознательных началах.

Зарождаясь в ограниченной социальной среде как вспышка, контркультура может так и остаться малозаметным явлением, но способна получить и мощные импульсы социальной поддержки, а в последствии превратиться в господствующую культуру. Если контркультуры орфиков, киников, стоиков в Древней Греции не получили всеобщего признания, так и остались экзотичными, невостребованными обществом, то буддизм, христианство, ислам, возникшие в качестве антипода предшествовавшим им культурам получили со временем широчайшую поддержку и конституировались в качестве господствующих во многих обществах.

Контркультуры могут отражать как прошлый этап общественного развития, так и ориентироваться на его потенциальное будущее, но могут быть и явной девиацией существующей культуры, у которой нет ни прошлого, ни будущего.

Контркультурное движение современного типа ярко проявило себя во второй половине XX в. Хиппи, панки, анархисты, другие группы и сообщества западной молодежи выдвинули новые социокультурные установки и ценности, противостоящие господствующей культуре. Главными из них были: возврат к изначальной «естественности» к природе, упразднение традиционной семьи, преодоление существующих нравов, отказ от материального благополучия, рациональности, гедонизм, бесцельное времяпровождение, по большому счету упразднение современной культуры. «Долой культуру, культуру на фонарь!» — таков был их главный лозунг. Они провозгласили новою культурную (антикультурную) парадигму, в основе которой лежало требование абсолютной свободы и полной произвольной самореализации индивида.

Контркультура, несомненно, явление целостное, охватывающее собой весь спектр или большинство элементов и процессов культуры. Однако, в силу различных обстоятельств, она может себя порой наиболее ярко проявлять в отдельных сферах общественного бытия, принципиально не затрагивая другие. Поэтому правомерно говорить о политической, экономической, религиозной, нравственной и других контркультурах.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Почему сложно реализовать моральный кодекс строителя коммунизма?

Почему деятели перестройки опирались на молодёжь и массовую культуру?

Какие мотивы массовой культуры провоцируют контркультуру?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: