Почему интеллигенция поддержала реакционную программу Горбачёва-Ельцина?

 


4. Культура или контркультура. Символы рубежа эпох.

        

«Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы»

В.И. ЛЕНИН      

Большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере целью культурной революции.

    В значительной мере концептуально задача воспитания нового человека была сформулирована на 22 съезде КПСС.

 

«Моральный кодекс строителя коммунизма»

Текст включал в себя следующие положения:

 

Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

    Безусловно, что это трудно реализуемый проект. Как всякий моральный идеал он по мере развития должен эволюционировать в сторону усложнения. История цивилизаций не раз демонстрировала взлёт и упадок мощных культур. Процесс созидания культуры нового человека столкнулся с таким явлением как массовая культура.

Массовая культура

Массовая культура — субкультура {подкультура) современного индустриально развитого общества, ориентированная на широчайший круг людей, прежде всего молодежь и характеризующаяся упрощенными, легкодоступными ценностями, нормами, правилами поведения, продуктами, опирающаяся на высокоразвитые технико-технологические ресурсы ее производства и доставки потребителю.

 

Её тотальное наступление началось с середины минувшего века. Основными предпосылками возникновения и распространения массовой культуры явились:

 

— равитие капиталистического массового производства, обусловленного высочайшими темпами индустриализации;

— усложнение процесса производства, требовавшего резкого повышения затрат психической и интеллектуальной энергии, качественно новых форм профессиональной подготовки;

— коммерциализация всех сторон общественной жизни;

— урбанизация, в результате которой резко возросла численность городского населения;

— рост среднего класса;

— маргинализация социальной структуры;

— демократизация общественной жизни, вовлечение огромных масс людей в политический процесс;

— упадок религиозности и уменьшение влияния церкви на массовое сознание;

— развитие средств массовой информации и коммуникации, усиление их пропагандистской роли и воздействия на огромное количество людей;

— массированная реклама;

— создание мощной сети книгопечатания, сделавшей чтение книг массовым явлением;

— распространение идей психоанализа (прежде всего 3. Фрейда), обращенных к инстинктам, наслажденчеству и философии прагматизма (Д. Дьюи);

— бескомпромиссная борьба буржуазной и коммунистической идеологий и др.

Массовая культура вклинилась между традиционной и элитарной культурами, позаимствовав у той и другой отдельные элементы и свойства, своеобразно их переработав и став в оппозицию к обеим. Их противостояние охватило все сферы: экономику, политику, быт, досуг, структуру питания, образование, воспитание, повседневное поведение. Массовая культура преодолела пространство и время. В ней как бы все едино: и древность, и современность, устойчивое и мгновенное, прекрасное и аморальное, серьезное и комическое, этническое и интернациональное.

Важнейшими чертами массовой культуры являются: мифологизация и мистификация общественной жизни, уход от действительности, стереотипность, обезличивание, внешний эффект, легковесность, энергетичность, динамизм, сиюминутность, упрощенность, иллюзорность, импровизация, ажиотажность, конкурентность, кумиромания, отсутствие классических авторитетов, профанация, хамизм, сенсационность, манипуляция сознанием, конформизм, повышенная эмоциональность и возбудимость, эротичность, гедонизм, пропаганда индивидуализма, повышенный коммерческий интерес. В массовой культуре все известно наперед — лучший политический строй, лидеры, победители, символы, наши и чужие и прочее.

Главными субъектами массовой культуры выступили предприниматели, а также творческие личности и коллективы, стремившиеся преодолеть устоявшиеся стереотипы прежней культуры, достичь коммерческого успеха и всеобщего признания. Объектом массовой культуры, ее главным клиентом стала молодежь, усиленно обрабатываемая в интересах бизнеса. Вместе с тем массовая культура поразила и другие слои населения, включая детей и стариков. В процесс ее потребления включились буквально все, осознавали они это или нет. Более всего она нашла себя в поп-музыке, детективах, бульварной литературе, кино, средствах массовой коммуникации, управлении, спортивных соревнованиях, различных шоу, молодежных политических движениях, развлекательных зрелищах, общении, одежде.

Массовая культура охватила самые глубинные слои культуры, включая ее древнейшие элементы — такие, как, например, мифология и религия. Взять, к примеру, телевизионные сериалы: «Молодость Геракла», «Удивительные странствия Геракла», «Зена — королева воинов»; в таких сериалах все перемешано — глубокая древность и современность, каратэ и деньги, секс и шоу, современные словечки и повадки, беспардонно перепутаны имена, события, времена, одежда, географические названия. Короче, миф поставлен на службу все тому же бизнесу. Физическую культуру как исконно священное, великое состязательное действие, где на первом месте были мужество, честь Отечества, поклонение богам, усилиями «массовиков» превратили в денежные шоу (особенно бокс, легкую атлетику, футбол, хоккей, баскетбол, теннис). Многие спортивные клубы покупают и продают игроков, словно баранов, стремятся любыми способами дать гражданство иностранным спортсменам, чтобы они, к тому же, выступали за национальную сборную. Оперу и религию (две совершенно разные вещи) использовали в целях шоу, в результате чего возникает рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».

Массовая культура стала фактически современной мифологией. Массовая культура вовлекает многие народы в активные цивилизационные (экономические, политические, духовные) процессы, стремительно делает современный мир единым, взаимосвязанным, способствует активной глобализации общественной жизни. Скажем, американская массовка буквально заполонила весь мировой культурный рынок. Товары, технологии, фильмы, образ жизни, буквально навязываются американцами другим народам.

Благодаря коммерческому варианту свободной массовой культуры, Западу удалось в значительной степени сначала потеснить, а затем разложить и одолеть социалистическую идею и практику с ее вариантом контролируемой массовой культуры. Нельзя сказать, что эта борьба завершилась бесповоротно и окончательно. Определенные вспышки еще имеют место. В современном мире также наблюдается жесткое противостояние массовой культуры и культуры традиционной, которая пока доминирует во многих афро-азиатских странах. Обречена ли массовая культура на полное мировое господство покажет время. Скорее всего, да. Но путь к этому будет нелегким, а возможно и кровавым.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: