double arrow

Что так огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко? (Бегство Вани).

2

«Не родился еще тот человек, который бы ушёл от ефрейтора Биденко. Так себе это и заметь раз и навсегда».«Никогда в жизни старый разведчик не испытывал еще такого конфуза».

Какие чувства вызывал Ваня у Биденко?

(Ваня вызывал в душе Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. Были в нем и жалость, и гордость, и страх за его судьбу. Было и еще что-то, чего Биденко и сам не вполне понимал. Ваня как-то незаметно напоминал ефрейтору Биденко его самого, когда он был еще совсем маленький, и его посылали пасти коров).

Как Ваня перехитрил разведчика?

Автор дважды описывает сон Вани. Как вы думаете, для чего использован этот прием?

«Биденко посветил Ване в лицо. Оно было спокойно. Сон его был так крепок, что даже свет электрического фонарика не мог его разбудить.Б иденко потушил фонарь и вспомнил ту ночь, когда они нашли мальчика. Тогда ему тоже посветили в лицо фонариком. Но какое у него тогда было лицо: измученное, больное, костлявое, страшное. Как он тогда весь вздрогнул, встрепенулся. Как дико открылись его глаза. Какой ужас отразился в них.

Ведь это было всего несколько дней назад. А сейчас мальчик спит себе спокойно и видит приятные сны».




Какая встреча укрепила желание Вани остаться на фронте?

Капитан Енакиев привозит Ваню к разведчикам.

 

После ответов фрагмент фильма «Мальчик-кавалерист».

7. Почему Ваня, находясь на боевом задании, при встрече с немецким пикетом сдержал себя, не кинулся на немца, который ударил его сапогом?

«Ванины глаза налились кровью. Еще миг, и он бы кинулся на немца, бил бы его кулаками по морде, грыз ему горло. Он знал, что он не один. Он знал, что рядом друзья его, верные боевые6 товарищи. По первому крику они бросятся на выручку и уложат фашистов всех до одного. Но мальчик так же твердо помнил, что он находится в глубокой разведке, где малейший шум может обнаружить группу и сорвать выполнение боевого задания.

Тогда он могучим усилием воли подавил в себе ярость и гордость. Он заставил себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью».

Какую ошибку допустил Ваня, находясь в разведке?

К чему может привести самовольный поступок?

«Ваня еще не вполне понимал, что такое воинская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже дважды на собственном опыте убедился, что значит самовольный поступок и к чему он может привести. Ему до сих пор было совестно перед Биденко и Горбуновым за то беспокойство, которое он причинил им, занимаясь без спросу топографией. Двое суток Горбунов, каждую минуту рискуя быть схваченным немецким патрулем и поплатиться жизнью, скрывался в немецком «штабном лесу», разыскивая Ваню».



 

После ответов фрагмент фильма «Допрос».

10. Какую первую солдатскую науку преподали Ване его старшие товарищи?

(Правильно заворачивать портянки, как полагается каждому культурному воину).

Учитель:

Перед вопросом №11 фрагмент фильма «Баня. Солдат Солнцев».

11. Как вы думаете, почему так полюбили и привязались к Ване разведчики?

«Разведчики полюбили Ваню как-то слишком весело. Может быть, даже немного легкомысленно. Они в шутку называли его своим сыном. Но, вернее сказать, он был для них не сыном, а младшим братом, озорным и забавным пареньком, внесшим так много разнообразия в их суровую боевую жизнь».

Автор с особой любовью и знанием дела описывает хозяйство артиллеристов. Как вы думаете, почему?

В.П.Катаев сам был артиллеристом. Помните, как автор описывал мастерство наводчика Ковалева:

«Здесь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно не стояло. Здесь требовалось беззаветное мужество. И оно было. Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалев был легендарно храбр».

 «Только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя».

13.Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии? (Сохранить ему жизнь).

После ответов на вопрос фрагмент фильма «Бой».

Последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище.

Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины».



После ответов на вопрос фрагмент фильма «Напутствие полковника».

Подведение итогов. (Тихо звучит мелодия песни Я.Френкеля «Журавли»)

Выдрина Т. М.:Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень со взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…

И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Токарева Т. Л.:В заключении мне хотелось бы привести слова Альберта Лиханова: «О войне пишут для того, чтобы не забывали ее новые люди. А еще для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней. знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете. А потому стоит посмотреть в прошлое, когда не знаешь, как идти в будущее».

Целью нашего мероприятия было в доступной и эмоциональной форме познакомить вас с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу, сформировать коллективное мнение о прочитанных книгах.

Выдрина Т.М.: Главное, что мы увидели сегодня, это ваши взволнованные глаза, ваше желание поделиться своими впечатлениями о прочитанном, выразить свое отношение к главным героям книг. Надеемся, что вы ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война, какое огромное горе она принесла миру. И испытали чувство великой благодарности к миллионам советских людей, отдавших свою жизнь за наше счастливое будущее.Всем спасибо за участие! До новых встреч!

 

 

«

 



2




Сейчас читают про: