Взаимоотношения депутата и партийной фракции. Депутатский мандат: императивный и свободный

Тема 10. Политические партии и их взаимодействия с институтами государства и общества

1. Взаимоотношения депутата и партийной фракции. Депутатский мандат: императивный и свободный.

2. Деятельность партийных фракций.

3. Регламентация деятельности и взаимоотношений политических партий и правительства.

4. Виды гражданских объединений: политические и неполитические.

 

 

«Обе ваши фракции дробят общественное движение, командование; восстанием должна руководить единая партия, это – азбука!»

Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1936

 

 

Взаимоотношения депутата и партийной фракции. Депутатский мандат: императивный и свободный

Парламентские фракции являются чрезвычайно важным структурным элементом института многопартийности. По сути, они выполняют роль тех органов, через которые партии осуществляют функцию представительства интересов общества. Также, как и разные партии составляют политический спектр страны, парламентские фракции формируют политическое пространство представительного органа.

 

Фракция (от лат. fractio - разламывание): 1) (устаревшее определение) группа людей, объединенная профессиональными, цеховыми интересами; 2) группировка внутри политической партии, в парламенте. В конституционном и парламентском праве - депутатская группа в парламенте или ином представительном органе, в которую входят депутаты, избранные от определенной партии или избирательного блока партий.

 

Фракция – важное, относительно самостоятельное структурное звено представительного органа. В парламентах фракция наделяется обычно рядом прав представительного (участие в комитетах и других органах парламента), процедурного (в процессе обсуждения законопроектов и других вопросов), а также организационно-технического характера (предоставление помещений, персонала, в некоторых парламентах – финансовых средств). В современном мире деятельность большинства парламентов строится на фракционной основе.

 

Парламентская фракция – объединение депутатов, принадлежащих к одной партии в парламенте или в палате парламента.

 

Обычно в состав парламентской фракции входят лидеры и наиболее видные деятели партии. Парламентская фракция связана с партийной дисциплиной. Вопросы создания и деятельности парламентских фракций регулируются регламентом парламента или его палат, а также конституционными обычаями.

Либерально-демократическая партия Японии Наиболее ярким примером партии с фракционной структурой является Либе­рально-демократической партии Японии (ЛДПЯ), образованная путем слияния Либеральной и Демократической партии и находившаяся у власти с 1955 года до августа 2009 года, не считая ко­роткого перерыва в 1993-1994 годах. По результатам парламентских выборов 30 августа 2009 года перешла в оппозицию, однако смогла вернуть статус правящей партии по итогам досрочных выборов 2012 года. По результатам парламентских выборов июля 2019 года ЛДПЯ сохранила большинство в верхней палате, однако количество представителей сократилось со 123 до 113. Главной функцией взаимной, в том числе финансовой, поддержки стала также деятельность внутрипартийных группировок – фракций (хабацу). Фракции формировались вокруг наиболее влиятельных политиков, располагающих обширными связями, особенно в деловых кругах, и, следовательно, имеющих возможности финансирования избирательных кампаний их членов. Фракционность стала отличительной чертой решения партийных вопросов внутри ЛДПЯ. Роль фракций в ЛДПЯ была настолько велика, что партию нередко называли «фракционной коалицией». Фракционность способствовала внутрипартийному соперничеству и даже в какой-то степени создавала иллюзию сменяемости власти. Но одновременно, как признавали сами либерал-демократы, она возбуждала народное недоверие к партии и ее политике.

 

В связи с тем, что парламентское право большинства современных государств признает партийные фракции структурным элементом парламента, что играют определенную роль во всей его деятельности, важное значение приобретает проблема взаимоотношений депутата с фракцией, а в конце концов с политической партией, от которой он избран. Проблема эта напрямую связана с депутатским мандатом.

Конституционному праву известны два вида депутатского мандата: императивный и свободный мандаты, которые различаются по своей юридической природе.

Императивный мандат:

1) депутат считается представителем не всего народа (нации), а избирателей того избирательного округа, от которого он избран;

2) депутат несет юридическую ответственность перед своими избирателями;

3) избиратели имеют право отдавать депутату приказы, которые он должен выполнять, а также право отзывать депутата, не оправдавшего их доверия.

По своему происхождению императивный мандат – институт феодальной эпохи. Сословно-представительные органы, которые учреждались при монархе (парламенты в Англии, Франции, Испании и т.д.) состояли из представителей разных сословий и общин. Они действовали как их поверенные и не могли выйти за пределы полученных ими мандатов.

 

Само понятие «императивный» (лат. imperativus) переводится как обязательный, повелительный. Обязанность исполнить принятое на собрании избирателей решение по соответствующему вопросу и создает повелительный характер данного мандата. Без наказа нет и поручения, которое должно быть исполнено, а значит, нет и повелительного характера отношений между избирателями и их избранником. Наказ избирателей в классическом его понимании представляет собой обязательное поручение (требование) избирателей своему представителю, имеющее общественное значение и направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.

 

В случае обладания императивным по своему характеру мандатом депутат непосредственно и жестко связан общей волей и конкретными поручениями своих избирателей. Эта зависимость депутата отнаселения, делегировавшего ему свои полномочия,выражается в том, что при избрании депутат получает от них наказы – поручения общественно значимогохарактера, а в ходе работы он обязан не только информировать избирателей, но и регулярно отчитываться перед ними как о своей деятельности, так и одеятельности представительного органа, в которыйон избран, его комитетов и комиссий, в которых онсостоит, о выполнении наказов избирателей. Под императивностью депутатского мандата следует понимать безусловное выполнение депутатом в соответствии с законами воли избирателей, его ответственность перед избирателями за свою деятельность.

 

В социалистических государствах, как правило, предпочтение отдавалось императивному мандату. Логика такого подхода проста. Во-первых, представительные органы власти должны работать в интересах трудящихся, которые их избирают. Они должны учитывать волю, выраженную в наказах избирателей. Наказы – это еще один важный информационный источник, из которого советы как представительные органы узнают о заботах и нуждах населения. Во-вторых, направляя своих представителей в советы, граждане должны постоянно контролировать их деятельность, а депутаты, в свою очередь, – информировать население о своей работе и о деятельности соответствующего совета. В наибольшей мере эти требования выражаются в отчетах депутатов перед избирателями. В-третьих, избиратели имеют право отозвать своего представителя досрочно, если он забыл об избирателях, не работает в их интересах, более того, ведет себя непотребным образом как в общественной жизни, так и в быту.

Императивный мандат ха­рак­те­рен для стран государственного со­циа­лиз­ма (например, Ку­ба, Ки­тай, СССР). В де­мо­кра­тических стра­нах императивный мандат до­пус­ка­ет­ся ред­ко (например, в Япо­нии раз­ре­шён от­зыв де­пу­та­тов на уров­не ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, в не­ко­то­рых шта­тах США – на уров­не законодательных со­б­ра­ний шта­та). Императивный мандат сохранился в КНР, Северной Корее и на Кубе.

Свободный мандат:

1) депутат является представителем всего народа (нации), а не только того округа, от которого он избран;

2) избиратели не имеют право давать депутату обязательные для него приказы, указания, директивы;

3) депутат не несет ответственности перед избирателями и не может быть ими досрочно отозван.

Сущность свободного мандата состоит в том, что депутат юридически не связан определенными поручениями (наказами) и не обязан отчитываться перед избирателями, хотя периодически информирует их о своей деятельности.

В этом случае полномочия депутата не могут быть прекращены по решению избирателей досрочно путем отзыва. Свободный мандат означает также, что депутат, избранный по партийным спискам, не может быть лишен мандата руководством партии (избирательного объединения) даже в том случае, если покинул в парламенте партийную фракцию.

Свободный мандат учитывает несовпадение общих и местных интересов и ориентирует депутата на то, чтобы он руководствовался прежде всего общегосударственными интересами и собственными принципиальными убеждениями. Однако свободный мандат, в наибольшей мере обеспечивая независимость депутата, не исключает вместе с тем повсеместно существующей на практике реальной связи депутата с избирателями. Эти взаимосвязи представителя депутатского корпуса со своими избирателями тем более существенны в случае, когда депутат предполагает вновь баллотироваться на предстоящих выборах. Кроме того, следует отметить относительность и объективную ограниченность свободы депутата по отношению к своей партийной группе или фракции, поскольку его профессиональная деятельность в значительной мере регламентируется уставом той фракции, к которой он принадлежит.

Свободный мандат предполагает освобождение депутата от узких интересов отдельных категорий граждан, причем существование свободного мандата оправдывается обычно тем, что депутаты являются представителями всего народа.

На сегодняшний момент в большинстве демократических стран, в том числе и в РФ, депутаты имеют свободные мандаты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: