Партия есть основной политический институт государств, выстраиваемый по принципу представительной демократии, то есть «институт политизации общества, преобразования его многочисленных интересов в консолидированные курсы и программы, которые определяют использование власти. Институционально партия является не столько одним четко очерченным институтом, сколько динамической и эволюционирующей системой, включающей как собственно внутренние правила партийной жизни, так и задаваемые извне нормы политического представительства, механизмы выдвижения кандидатов в различные органы власти, механизм выборов и так далее». Институт партии тесно связан с другими общественными институтами, влияет на них и зависит от них.
Формы взаимодействия государства и политических партий:
· Во-первых, это участие политических партий в формировании выборных органов власти. Основное назначение политической партии – это захват власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в избирательных кампаниях, выдвигают своих кандидатов в депутаты, реализовывают свою программу, в которой отражаются цели и задачи партии, методы их реализации, позиция политической партии по ключевым вопросам общественной жизни. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
· Во-вторых, политические партии участвуют в формировании политического курса государства. При этом стоит обратить внимание на оппозиционные партии, нельзя сказать, что их роль мала по сравнению с правящими. Оппозиционные партии имеют определенные возможности для влияния на политическую жизнь путем участия в предвыборных дискуссиях, дебатах. Они выражают свои подходы к решению определенных проблем, опубликовывают предвыборные программы, подготавливают и выдвигают своих лидеров на государственные посты, формируют общественное мнение и при его помощи оказывают влияние на государственные органы и курс политики государства.
· В-третьих, это влияние политической партии на правотворческий процесс. Это выражается во внесении законодательных инициатив, направленных на принятие новых законов, изменение или отмену существующих. Право законодательной инициативы реализуется через избранных депутатов – представителей партии в законодательных органах власти. (Например, в соответствии с ст. 21 регламента Государственной Думы РФ комитеты формируются на основе принципа пропорционального представительства фракций, что в условиях парламентского доминирования одной партии сводит деятельность комитетов к выражению воли одной политической силы).
· В-четвертых, это контроль за государственными органами и процессами управления страной.
Несмотря на особое значение для партий парламентской деятельности главная их задача – овладение правительственной властью, что обусловливает решающую роль политических партий в образовании и деятельности правительства. При этом, однако, следует иметь в виду разницу между предполагаемыми конституциями формами правления.
В парламентарных государствах и многих государствах со смешанной формой правления политические партии играют решающую роль в формировании правительства, в его взаимоотношениях с главой государства и парламентом.
В президентских республиках и ряде государств со смешанной формой правления политические партии или вообще не участвуют в процедуре формирования правительства и контроля за ним, или их участие ограничено и всегда опосредованно осуществлением парламентом, в котором они представлены, соответствующих полномочий (например, в США сенат утверждает кандидатуру членов правительства, назначенных президентом).
В первой группе государств, за редким исключением, несмотря на решающую роль, которую играют политические партии в соответствующей сфере отношений, правовая регламентация этих отношений весьма ограничено. В течение длительного времени, такое участие признавалась лишь правовым обычаем. Так, в Великобритании согласно конституционному праву министры назначаются монархом, имеющим дискреционные полномочия. Однако на основе уставов сложился правовой обычай (конституционное соглашение, конвенциональная норма), согласно которому монарх назначает премьер-министром лицо, имеющее доверие большинства членов Палаты общин, то есть лидера политической партии, победившей на всеобщих выборах.
Дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющие возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющие возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных ведомственным актом вариантов управленческих решений. |
Во второй группе государств, такая регламентация практически отсутствует. Ни конституция, ни законы о правительстве (там, где они есть) вообще не затрагивают политические партии в связи с процедурами формирования правительства и контроля за ним.
В государствах со смешанной формой правления, участие политических партий в формировании правительства осуществляется согласно конституциям, в другой форме. Здесь президент должен обсудить кандидатуру премьер-министра с политическими партиями, представленными в парламенте, принимая при этом во внимание результаты парламентских выборов (такая система действует в Португалии).
Однако, с признанием современным конституционным правом политических партий как важнейшего политического и правового института положение существенно изменилось. Для новых и новейших конституций многих государств характерной чертой стало включение норм, регламентирующих в той или иной форме участие политических партий в процедуре формирования правительства (Греция, Болгария, Румыния, Португалия, Эфиопия, ЮАР и др.).
Характер и объем такой регламентации может быть разным. В парламентских государствах, конституции содержат норму о том, что председатель правительства назначает премьер-министром лидера партии, которая имеет большинство в парламенте (обычно в нижней палате), или кандидатуру, выдвинутую коалицией партии (Болгария, Греция, Монголия). Но формируется эта норма не одинаково. В одних конституциях, указывается, что кандидатура на должность премьер-министра выдвигается партией большинства, в других прямо говорится о руководителе партии большинства.
В демократическом государстве конституционное право регламентирует отношения между правящей политической партией и правительством или отдельными его членами, возникающих в связи с их практической деятельностью. Конечно, правительство проводит политику, которую определяет правящая партия, но право не может обязать его действовать при решении тех или иных организационных и политических вопросов согласно с указаниями. Согласованность деятельности правительства с политикой правящей партии обеспечивается не правом, а партийной дисциплиной.