Регламентация деятельности и взаимоотношений политических партий и правительства

 

Партия есть основной политический институт государств, выстраивае­мый по принципу представительной демократии, то есть «институт поли­тизации общества, преобразования его многочисленных интересов в кон­солидированные курсы и программы, которые определяют использование власти. Институционально партия является не столько одним четко очер­ченным институтом, сколько динамической и эволюционирующей систе­мой, включающей как собственно внутренние правила партийной жизни, так и задаваемые извне нормы политического представительства, меха­низмы выдвижения кандидатов в различные органы власти, механизм вы­боров и так далее». Институт партии тесно связан с другими обществен­ными институтами, влияет на них и зависит от них.

Формы взаимодействия государства и политических партий:

· Во-первых, это участие политических партий в формировании выборных органов власти. Основное назначение политической партии – это захват власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в избирательных кампаниях, выдвигают своих кандидатов в депутаты, реализовывают свою программу, в которой отражаются цели и задачи партии, методы их реализации, позиция политической партии по ключевым вопросам общественной жизни. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

· Во-вторых, политические партии участвуют в формировании политического курса государства. При этом стоит обратить внимание на оппозиционные партии, нельзя сказать, что их роль мала по сравнению с правящими. Оппозиционные партии имеют определенные возможности для влияния на политическую жизнь путем участия в предвыборных дискуссиях, дебатах. Они выражают свои подходы к решению определенных проблем, опубликовывают предвыборные программы, подготавливают и выдвигают своих лидеров на государственные посты, формируют общественное мнение и при его помощи оказывают влияние на государственные органы и курс политики государства.

· В-третьих, это влияние политической партии на правотворческий процесс. Это выражается во внесении законодательных инициатив, направленных на принятие новых законов, изменение или отмену существующих. Право законодательной инициативы реализуется через избранных депутатов – представителей партии в законодательных органах власти. (Например, в соответствии с ст. 21 регламента Государственной Думы РФ комитеты формируются на основе принципа пропорционального представительства фракций, что в условиях парламентского доминирования одной партии сводит деятельность комитетов к выражению воли одной политической силы).

· В-четвертых, это контроль за государственными органами и процессами управления страной.

Несмотря на особое значение для партий парламентской деятельности главная их задача – овладение правительственной властью, что обусловливает решающую роль политических партий в образовании и деятельности правительства. При этом, однако, следует иметь в виду разницу между предполагаемыми конституциями формами правления.

В парламентарных государствах и многих государствах со смешанной формой правления политические партии играют решающую роль в формировании правительства, в его взаимоотношениях с главой государства и парламентом.

В президентских республиках и ряде государств со смешанной формой правления политические партии или вообще не участвуют в процедуре формирования правительства и контроля за ним, или их участие ограничено и всегда опосредованно осуществлением парламентом, в котором они представлены, соответствующих полномочий (например, в США сенат утверждает кандидатуру членов правительства, назначенных президентом).

В первой группе государств, за редким исключением, несмотря на решающую роль, которую играют политические партии в соответствующей сфере отношений, правовая регламентация этих отношений весьма ограничено. В течение длительного времени, такое участие признавалась лишь правовым обычаем. Так, в Великобритании согласно конституционному праву министры назначаются монархом, имеющим дискреционные полномочия. Однако на основе уставов сложился правовой обычай (конституционное соглашение, конвенциональная норма), согласно которому монарх назначает премьер-министром лицо, имеющее доверие большинства членов Палаты общин, то есть лидера политической партии, победившей на всеобщих выборах.

 

Дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющие возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения, либо предоставляющие возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных ведомственным актом вариантов управленческих решений.

 

Во второй группе государств, такая регламентация практически отсутствует. Ни конституция, ни законы о правительстве (там, где они есть) вообще не затрагивают политические партии в связи с процедурами формирования правительства и контроля за ним.

В государствах со смешанной формой правления, участие политических партий в формировании правительства осуществляется согласно конституциям, в другой форме. Здесь президент должен обсудить кандидатуру премьер-министра с политическими партиями, представленными в парламенте, принимая при этом во внимание результаты парламентских выборов (такая система действует в Португалии).

Однако, с признанием современным конституционным правом политических партий как важнейшего политического и правового института положение существенно изменилось. Для новых и новейших конституций многих государств характерной чертой стало включение норм, регламентирующих в той или иной форме участие политических партий в процедуре формирования правительства (Греция, Болгария, Румыния, Португалия, Эфиопия, ЮАР и др.).

Характер и объем такой регламентации может быть разным. В парламентских государствах, конституции содержат норму о том, что председатель правительства назначает премьер-министром лидера партии, которая имеет большинство в парламенте (обычно в нижней палате), или кандидатуру, выдвинутую коалицией партии (Болгария, Греция, Монголия). Но формируется эта норма не одинаково. В одних конституциях, указывается, что кандидатура на должность премьер-министра выдвигается партией большинства, в других прямо говорится о руководителе партии большинства.

В демократическом государстве конституционное право регламентирует отношения между правящей политической партией и правительством или отдельными его членами, возникающих в связи с их практической деятельностью. Конечно, правительство проводит политику, которую определяет правящая партия, но право не может обязать его действовать при решении тех или иных организационных и политических вопросов согласно с указаниями. Согласованность деятельности правительства с политикой правящей партии обеспечивается не правом, а партийной дисциплиной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: